Тренинг для замещающих семей «Мастерская общения»

Автор: Авдеева Татьяна Юрьевна

Конспект тренинга для несовершеннолетних  из замещающих семей

«Мастерская общения»

 

Цель: оказать содействие в успешной социализации и адаптации детей, воспитывающихся в замещающих семьях в области межличностного общения.

Задачи:

Формирование благоприятного психологического климата в семье, атмосферы доверия.

Развитие навыков общения: умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Знакомство с понятиями: вербальное и невербальное общение.

Формирование адекватной оценки себя и других.

Целевая группа: дети, воспитывающиеся в замещающих семьях.

Материалы и оборудование: карандаши, фломастеры, листы бумаги формата А4, флипчарт.

Организационная часть.

Организаторы приветствуют участников и дают установки на плодотворную работу.

— Здравствуйте, ребята! Мы с вами оказались участниками интересного занятия. Кто запомнил его название? 

— Почему именно в кругу? Мы не случайно сели в круг. Это значит, что мы будем работать с вами в тренинговом режиме. Поднимите руку, кто уже участвовал в тренинге? Вы будете нашими помощниками…

— Кто знает, что такое тренинг? Верно, тренинг, это тренировка. Мы предлагаем Вам поработать в тренинговом режиме и потренировать навыки общения.

— Эти навыки нам не даются от природы. Но их можно развить целенаправленно и, причем, довольно успешно.

— Ведь такие навыки нужны не только в учебной и трудовой деятельности, но и в обычной жизни. Сегодня на занятии мы с вами как раз и будем заниматься развитием навыков эффективного общения.

— В тренинге существуют правила:

ПРАВИЛА ТРЕНИНГА

·      Приходить вовремя. К началу тренинга желательно приходить за 10–15 минут. 

·      Отключить мобильный телефон. Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. 

·      Правило активности. Все участники принимают активное участие в обсуждениях и выполнении заданий. 

·      «Здесь и сейчас». Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. 

·      Правило круга. Актуально для тренингов, в которых затрагиваются личные темы. Участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. 

·      «Один микрофон». Правило напоминает участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо. 

·      «Я-высказывания». Правило призывает участников высказывать своё личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». 

·      Принцип доброжелательности. Правило означает, что участники относятся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараются их поддержать и помочь. 

• Важное условие: и взрослые, и дети принимают участие во всех упражнениях на равных!

 

Ход тренинга:

1. Приветствие, информирование участников о тренинге.

2. Упражнение «Интервью».

Цель: развитие умения слушать партнера, совершенствовать коммуникативные навыки. 

Описание. Участникам дается задание разбиться на пары и в течение 5 минут беседовать со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем участники меняются ролями, готовят краткое представление своего собеседника (главная задача — подчеркнуть индивидуальность собеседника, непохожесть на других).

3. Упражнение «Пересядьте все те, кто…».

Цель: снятие эмоционального напряжения в группе, активизация участников.

Описание. Участники садятся в круг. Ведущий в центре круга предлагает поменяться местами всем, кто обладает общим признаком (например — кто любит мороженое, веселиться, выполнять домашнюю работу и т.д.). Ведущий старается занять свободное место, а вместо него в центр круга встает другой участник.

4. Правила группы.

Ведущий сообщает о том, что в каждой тренинговой группе могут устанавливаться свои особые правила, однако существует ряд базовых правил, которых необходимо придерживаться во время проведения тренинга.

Например:

— Слушать друг друга, не перебивая

— Говорить только от своего лица

— Конфиденциальность и т.д.

5. Притча «Веник».

Цель: настрой участников на совместную работу.

Ведущий: «Жил-был старик, и было у него три сына, которые постоянно ссорились и ругались, одним словом, не могли ужиться вместе. Старик очень хотел, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. И решил он научить их этому. Как-то раз позвал он к себе сыновей и сказал:

— Разломите пополам вот этот веник. Сначала взялся за веник старший сын, но, сколько бы он ни старался — ничего у него не получалось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. Тогда отец сказал:

— Вот также бывает и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок».

Обсуждение с участниками тренинга о том, как полезно взаимодействовать вместе, сообща, понимать друг друга.

6. Упражнение «Постройтесь по росту!».

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Описание. Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Обсуждение.

7. Мини-лекция «Вербальное и невербальное общение»

Цель: закрепление информации о вербальном и невербальном общении.

Ведущий:

— Общение – это установление и развитие контактов между людьми. Коммуникация состоит из вербального и невербального общения. Вербальное (т.е. речевое) общение – основной способ выражения мыслей, чувств человека. Здесь от человека требуется умение точно и ясно выражать свои мысли, стремление не только говорить, но и, что не менее важно, стремление слушать и слышать собеседника. Невербальное общение (неречевое) включает в себя звуковые, визуальные, тактильные (осязательные) и другие источники информации. Ученые утверждают, что невербальная коммуникация способна передать гораздо больше информации, нежели вербальная. В разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.

8. Упражнение «Диалог».

Цель: закрепление знаний о вербальном и невербальном общении.

Участников разбивают на пары и предлагают разыграть диалог: первая пара — только словами, вторая — только жестами и мимикой (без слов), третья — и словами, и жестами, и мимикой.

Диалог:

— Привет!

— Привет!

— Я очень рада (рад), что ты пришла (пришел)!

— А я рада (рад) тебя видеть!

— Проходи, пожалуйста!

— Спасибо!

Обсуждение. Вывод: необходимость в общении: жестов, слов, мимики.

 

 

 

9. Упражнение «Крокодил».

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.

Ведущий делит группу на две подгруппы. Каждая команда загадывает слово (имя существительное в единственном числе) и, вызвав игрока из другой команды, передает ему загаданное слово. Получив слово, игрок с помощью мимики и жестов в течение 2 минут должен передать своей команде информацию о полученном слове. Команда должна отгадать это слово. Можно задавать вопросы, содержащие положительный или отрицательный ответ. Игра идёт до тех пор, пока команда не угадает слово или не сдастся.

Примеры слов: снег, облако, стул, свеча, глобус, ноутбук и т.д.

Обсуждение.

10. Упражнение «Театр Кабуки».

Цель: развитие умений действовать сообща.

Описание. Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая. Принцесса — кокетливо делает реверанс; дракон — с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; самурай — делает движение взмаха саблей.

Ведущий:

— Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу.

Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде характерным движением показывают роль, которую выбрали. По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной. Игра продолжается до трех побед.

Обсуждение.

11. Завершение. Обратная связь.

 

×
×