Автор: Кузьминова Юлия Николаевна
Практикум в рамках ГМО: «Использование магнитного конструктора для развития инициативности и самостоятельности детей младшего дошкольного возраста»
Выполнил: Воспитатель средней группы №3
МДОАУ «Детский сад№35 «Светлячок»
Кузьминова Ю.Н.
2024г.
Конструирование — один из видов продуктивной деятельности
дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность
зависит от уровня развития восприятия и мышления ребенка.
Одна из основных задач развития умственных способностей детей —
активизация восприимчивости к наглядному моделированию. В качестве
обучающей среды можно предложить магнитный конструктор. Занятия с
этим конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются
неизменным успехом. Широкий выбор специальных деталей дает
возможность строить все, что душе угодно. Магнитный конструктор — это
занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение,
формирующий моторные навыки.
Магнитный конструктор появился сравнительно недавно и стал
популярной развивающей игрушкой нового поколения. Он подходит для
детей разных возрастов и интересен как для мальчиков, так и для девочек.
Перед вами полезная, увлекательная развивающая игрушка под названием
магнитный конструктор. Он в корне отличается от привычных нам обычных
конструкторов тем, что его детали легко соединяются между собой силой
магнитного притяжения.
Конструктор состоит из пластиковых деталей различных
геометрических форм и встроенных в них магнитов. Магниты, в свою
очередь, свободно вращаются внутри пластика и поворачиваются друг к
другу нужным полюсом, поэтому всегда притягиваются.
Есть одна особенность, которая недоступна другим конструкторам –
это то, что все элементы соединяются друг с другом под разным углом, что
позволяет создавать уникальные потрясающие конструкции. Все детали
абсолютно безопасны для малышей – они большого размера и проглотить их
просто невозможно. Игры с таким конструктором познакомят ребенка с
простыми геометрическими фигурами, будут способствовать развитию
мелкой моторики и мышления.
Преимущества конструктора:
— детали набора насыщенных естественны
Преимущества конструктора:
— детали набора насыщенных естественных цветов отличаются
прочностью, приятными ощущениями от соприкосновения с ними, легкостью
деталей.
— занятия с такими яркими деталями конструктора не только приносят
радость ребенку, но и помогают развить логику, моторику и творческое
начало, развивают в детях познавательные, речевые и коммуникативные
способности.
— возможность соотносить постройку со схемой, рисунком, а значит,
развитие умения планировать свою деятельность, аналитического мышления,
целенаправленности.
— прочные элементы могут быть использованы детьми с различными
манипулятивными навыками.
— универсальность конструктора: возможность использования, как в
образовательном учреждении, так и дома или в гостях у друзей
Магнитный конструктор:
Открывает художественные способности.
Развивает пространственно-архитектурные способности. формирует
чувство пропорции и симметрии.
Стимулирует способности к моделированию.
И так, мы определили методику работы с магнитным
конструктором:
Этап 1 – Знакомство детей с конструктором
— Необходимо повторить и закрепить знания тех геометрических
фигур, которые содержатся в данном конструкторе.
— Дать детям самим попробовать соединить разные
детали конструктора.
— Создать несложные плоскостные фигуры.
— Обучить пользоваться схемами-подсказками.
— Совместное обсуждение получившихся конструкций
Этап -2 — Объемное конструирование
Создание из простых геометрических фигур объемных.
Например:
— Из шести квадратов сделать куб
— Из квадрата и четырех треугольников – четырехугольную призму
Фигуры создаются по образцу, по схеме, по словесной инструкции.
Этап 3 — простые постройки
— Из объемных фигур (призма, куб) создаем простые
постройки конструкции по теме.
Например, построить теремок (героя выбираем по своей тематике,
например, мышка-норушка, лягушка-квакушка и другие герои
сказки «Теремок»).
Целесообразно использовать загадки, песенки, стихотворные
строки.
Этап 4 – создание конструкций, объединенных общей темой
Например: детский сад, школа, больница, башня,
многоэтажный дом, дворец, замок Снежной Королевы.
Многоуровневые постройки создаются способом
присоединения ранее созданных заготовок.
Так как у нас средняя группа, мы ещё не приступали к 4 этапу, но потихоньку учимся третьему этапу.
Для работы с конструктором мы используем дидактические игры,например:
«Что изменилось?»
Цель: развивать внимание, память, связную речь, умение описывать
модель.
Ход игры: на магнитной доске расположены детали конструктора по
схеме. Педагог предлагает внимательно посмотреть на фигуры, запомнить, как
они расположены. Потом (просит детей закрыть глаза и не подглядывать),
педагог меняет детали в модели (по форме и цвету) и затем предлагает
внимательно посмотреть, и рассказать, что изменилось.
Усложнение:
Описать деталь, которой не стало, рассказать о месте, где она стояла, на
какой звук начиналось название этой детали, в названии каких еще деталей
есть этот звук?
«Собери модель по памяти»
Цель: развивать внимание, память.
Ход игры: Педагог показывает детям в течение нескольких секунд
модель из нескольких деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по
памяти и сравнивают с образцом.
«Собери целое из частей»
Цель: формировать умение делить целое на части и составлять целое из частей, используя разные геометрические фигуры, умение сопоставлять предметы по форме, развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку разделить готовую фигуру из элементов конструктора разделить на 2,3,4 части ,а потом из них заново собрать целое.
Дидактическая игра «Волшебное зеркало»
Цель: развивать внимание, память, связную речь, умение описывать
модель.
Ход игры: на магнитной доске, разделённой на две половины, с одной
стороны расположены детали конструктора по схеме. Педагог предлагает
внимательно посмотреть на схему, попросить ребёнка описать модель и
предлагает закончить модель в зеркальном отражении на другой половине
магнитной доски. Ребёнок описывает ход своих действий.
«Собери по образцу»
Цель: Развитие памяти ,внимания.
Ход игры :Воспитатель выкладывает на магнитной доске фигуру, а ребёнок копирует изображение на доске.
Также дети пытаются построить обьёмные фигуки.
В своей работе используем магнитный конструктор как трафареты.
Игры с магнитным конструк
тором очень увлекательны. В дальнейшем планируем внедрить такой вид конструирования в еженедельное планирование в соответствии с тематикой недели.