Игры с мячом для детей с интелектуальными нарушениями

Автор: Панфилова Галина Николаевна

                                                 Автор: Панфилова Галина Николаевна учитель     ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»

                                                                                                    

Комплекс игр с мячами для детей с интеллектуальными нарушениями .

Привлечь детей РАС и детей с интеллектуальными нарушениями  к занятиям физическими упражнениями , как и к любой другой новой деятельности, может быть чрезвычайно сложным делом. У них нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. В окружающем пространстве ориентируются с трудом. Создание и укрепление доверительных взаимоотношений с детьми является жизненно важным условием для реализации различных программ.Мяч- самая доступная игрушка для ребенка. Такой, казалось бы, простой игровой предмет, становится порой уникальным подспорьем в работе специалиста. Мяч берёт на себя не только игровую, но и обучающую функцию, развивает ориентировку в пространстве, глазодвигательную координацию, регуляцию тонуса, точности и силы движений, мелкую и крупную моторику, быстроту принятия решений, нормализует эмоционально-волевую сферу.

Методика обучения детей играм с мячом имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении используются игровые приемы. Показ образца с одновременным объяснением, выполнением действия и включением в них детей. Повторение упражнений  с мячом имеет огромное значение для детей. Благодаря многократным повторениям образуются более прочные двигательные навыки. Ребенок выполняет движения свободнее, без напряжения, у нег появляется своеобразное чувство мяча.  Сопровождение движений с мячом стихотворными текстами помогает сделать занятие более понятным, а главное задает ритм задания.

Мяч на занятиях АФК:

 • многофункциональное и простое средство в работе специалиста;

• доступно в использовании как для специалиста, так и для родителей дома;

 • большая вариативность в коррекционных задачах, для которых может использоваться мяч;

 • игры с мячом легко модифицируются под возможности и возраст ребёнка;

• повышает заинтересованность детей в занятиях;

• легко включать в индивидуальные занятия, в групповые занятия, в работу в паре.

 Мячи используются не только учителями афк , но и логопедами, дефектологами, педагогами ,как способ для переключения с привычной работы за партой, привнесения элемента игры, закрепления материала, снятия эмоционального напряжения, активации или расслабления. В первую очередь, мячи необходимы для работы с моторной сферой, включающей в себя работу с крупной и мелкой моторикой. Мячи помогают развивать ориентировку в пространстве, зрительно-моторную координацию, регуляцию тонуса, точности и силы движений, развитие ловкости, быстроты реакции. Используются мячи также для тренировки и развития регуляторных функций, внимания, памяти и речи.

Игры с мячом на регуляцию  тонуса и силы движения .

Дети,  довольно часто имеют тонические трудности разного характера.

• Лёжа на полу мяч подбрасывается вверх от груди. Важно в этот момент страховать ребёнка, взрослый всё время находится рядом. Со временем можно усложнять задачу и просить ребёнка подбрасывать мяч на разную высоту. Мяч можно использовать обычный или тяжёлый. Тяжёлый мяч даёт больше мышечных ощущений, требует больших усилий для его подбрасывания.

 • Взрослый и ребёнок садятся на пол на расстоянии друг от друга с раздвинутыми ногами и перекатывают друг другу тяжёлый мяч. Сначала мяч отталкивается от себя двумя руками, через некоторое время только правой рукой, а затем только левой рукой. Начните с небольшого расстояния и постепенно увеличивайте его.

• Перекатывать мяч ногами на заданное расстояние, стоя на одной и той же точке. Расстояние можно отметить на полу малярным скотчем.

 • Ребёнок бросает мяч об стену двумя способами: мяч бросается об стену и сразу ловится, мяч бросается об стену и ловится после отскока об пол. Важно, чтобы броски происходили с одной и той же точки. Её можно обозначить на полу малярным скотчем.

Игры с мячом на развитие крупной моторики :

 • «Вратарь»: взрослый бросает мяч сначала непосредственно в руки ребёнку, затем немного правее, немного левее, выше, ниже. Задача вратаря – поймать мяч, не прижимая мяч к себе. Потом вратарь может попробовать отбивать мячик ладонями. В первое время можно давать ребёнку вербальные подсказки, озвучивать, куда будет производиться бросок.

 • Броски друг другу, подавая мяч двумя руками снизу, сверху, через верх и через пол. Начинать лучше с большого мяча, а потом переходить постепенно к теннисным мячикам.

 • «Вышибалы»: задача ребёнка увернуться от броска, чтобы мяч его не задел. Используем обычный, не утяжелённый мяч.

 • Чеканить мяч об пол двумя руками, поочерёдно или каждой рукой отдельно.

Игры с мячом на развитие тонких  моторных актов и работы пальцев и кистей рук:

 • «Хваталки»: ребёнок держит перед собой открытые ладони. Взрослый касается теннисным мячом одной из рук, задача ребёнка успеть схватить и удержать мяч в ладони.

 •  “Чашечка”: тренировка разных видов захвата мяча, когда ладонь обхватывает мяч сверху или снизу. Можно выполнять броски на весу или с отскоком от стола.

 • «Откуда-куда»: перебирая пальцами, ребёнку нужно прокатить мяч (теннисный или маленький утяжелённый) по телу от одной точки ко второй (например, от правой пятки к левому уху).

 Игры с мячом на развитие зрительно-моторной  координации:

 • Практически любые игры, которые включают в себя навыки владения мячом: бросание, ловля, попадание в цель.

• Пройти по лабиринту: прочеканить мяч руками или прокатить ногами и руками  по линии, отмеченной бумажным скотчем на полу или стене  (сначала по прямой, затем по изогнутой, с большим количеством поворотов).

• «Баскетбол»: поставьте перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом, большим, средним или теннисным. В этой игре так же можно постепенно вставать всё дальше от мишени и использовать для бросков разные руки. Мишени могут быть подвижными – взрослый держит мишень и медленно, плавно передвигает её вправо влево или вверх-вниз.

Игры с мячом на  внимание и  регуляцию:

 • Броски по хлопку. Хлопки можно задавать в разном темпе, задача ребёнка вовремя отреагировать на хлопок.

• «Послушный -непослушный мяч»: броски друг другу через верх или через пол, по команде взрослого. «Послушный» мяч нужно кинуть также как взрослый, а «непослушный» – наоборот. Можно также тренировать память, задавая последовательность бросков заранее.

 • «Меняй». Игра подойдёт для группы. Мяч перебрасывается от участника к участнику. Если ведущий говорит одну из команд , то мяч нужно бросать в другом направлении, а если вторую команду , то бросать мяч не через верх, а через пол.

 На что обратить внимание при выборе мячей для занятий?

• размеры (большой, средний, теннисный)

 • прыгучесть

• жёсткость

• тяжесть

 • возможность надувать мяч

Мячом можно и нужно пользоваться с раннего возраста. Чем раньше мы научим ребенка играть в мяч, тем более ловким он будет.

Литература: Д.Геслак «Адаптивная физкультура для детей с аутизмом» 2019 191 с.;

 

 

×
×