Особенности преподавания права в средних общеобразовательных организациях.

Автор: Ахмедова Месме Абзутдиновна

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности преподавания юридических дисциплин, позволяющих более эффективно выстроить изучение правового курса. Также рассмотрены методы преподавания права в средних общеобразовательных организациях. 

Ключевые слова: правовое образование, правовое воспитание, методика преподавания права, правоведение.

В настоящее время, во всех учебных заведениях, занимаются преподаванием такой дисциплины, как «право». С уверенностью можно сказать, что все граждане РФ, благодаря включению права, в систему школьного образования стали больше разбираться в законах, в первую очередь, регулирующие права и свободы граждан, которые провозглашены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Стали больше уделять внимание содержанию Конституции РФ и т. д. Таким образом, данная юридическая дисциплина дает возможность не только получать знания, но и применять их в повседневной жизни [3, С. 65].

Безусловно, все граждане РФ обязаны владеть и обладать высоким уровнем правовой культуры, принимать участие в реализации принципов правового государства. Касаемо школы, то на ней ложится такая ответственность, как воспитать личность, которая в дальнейшем будет обладать высоким уровнем правосознания, умеющая представлять правовые взгляды, идеи, убеждения, представления, чувства и т. д. С этой целью, на сегодняшний день, российское образование уделяет больше внимания правовым дисциплинам. Создаются школы с правовым уклоном. К примеру, в г. Москва на 2022 год насчитывается около 22 школ, где активно функционирует система правового образования учащихся.  Школа №1239, школа №548 Царицыно, школа №1492, школа 1231 им. В. Д. Поленова, школа №1571 и т. д. [9].

Несомненно, занимаясь изучением права в школах, учащиеся могут познакомиться с основными юридическими знаниями. Учащийся становится компетентным гражданином, обладая данными знаниями. Таким образом, следует рассмотреть особенности преподавания права в средних общеобразовательных организациях. В первую очередь, внимание следует обратить на темы, которые будут раскрывать права и обязанности человека и гражданина РФ, рассмотреть их схожесть и различие. При изучении тем, следует ознакомить учащихся со Всеобщей Декларацией прав человека. При ознакомлении учащихся с данным документом учитель должен научить своих учеников работать с документом, но и объяснить, что, помимо этого, они могут применить свои умения и на практике.  Другим важным документом для изучения школьниками является — Конституция РФ. По государственным стандартам, Конституция РФ должна изучаться с 6 по 11 классы, так как она является самым основным документом страны [8, С. 891-892].

Важно отметить и то, что на уроках права много внимания уделять лекциям не стоит, при рассказывании только теории эффекта никакого. Можно акцентировать внимание на занятия с элементами творческой и поисковой деятельности учащихся. Рекомендуют проводить на уроке права – лабораторные работы с первоисточниками. К примеру, произведения В. И. Ленина, документами КПСС и т. д. По мнению правоведов, это помогает учащимся получая, применять свои знания, при встрече правовых ситуаций в жизни [6, С.22-23].

Одним из важных элементов используемым на уроке права являются – дефиниции. В России, дефиниции активно начали использовать лишь к началу XXI века, благодаря таким ученым как: В. М. Баранову и В. Н. Карташову, которые еще в 2006 году сумели доказать, что значение дефиниций велико [7].

В основном, в средних общеобразовательных учреждениях, основными используемыми понятиями в дефиниции являлись – «Право», «Закон», «Свобода» и т. д.  Безусловно, причиной связыванию теории и практики на уроках права, может стать использование интерактивных методов обучения праву. На уроках права следует проводить – организационно-деятельные игры. Они, в свою очередь, помогают активизировать творческий потенциал учащихся. Это помогает им анализировать сложные процессы –«социальные». [5, С.79].

В отечественной психологии и педагогике важное внимание уделяли разработкам теории игр на уроках, такие ученые как: П. П. Блонский, К. Д. Ушинский, С. Я. Рубенштейн, Ф. А. Фрадкина, О.С. Газман, В. С. Мухина  и т. д. Но, отметим и то, что вопрос в правовом образовании использования игр остается все еще мало разработанным. На сегодняшний день, заинтересовать школьников чем – либо очень сложно, и игры на уроках помогают поднять заинтересованность школьников. Игра обладает большей действенностью нежели традиционный урок, да и к тому же экономит время обучения. На уроке права интерес может представить, игра в форме суда. Учитель распределяет роли: роль потребителя, задержанного, избирателя и т. д. В частности, использовать данную игру можно в 7-11 классах [4, С. 205-206].

 Не менее важно устраивать на уроках права дебаты, дискуссии. На уроке, учащиеся должны сопоставлять позиции ученых, которые представляют различные правовые школы. Тем самым ученики получают, определенно, новую информацию из уст друг друга. Отметим, что дискуссию нужно обязательно включать на всех этапах урока. Потому, что дискуссировать, тем самым отстаивать свою точку зрения у школьников еще слабо развито [5, С. 79].

На уроках права, эффективность со стороны учащихся проявляется при использовании преподавателем интерактивных методов обучения. В процессе, возникает режим диалога, а диалог, в свою очередь, строится на следующем: «ученик-группа учащихся», «ученик-ученик», «ученик-аудитория». Эффективен данный метод в преподавании тем, что возникает общая деятельность и ученика и учителя. Каждый из них вносит определенный индивидуальный вклад. В результате чего учащиеся обмениваются идеями, знаниями. Современные правоведы, рекомендуют на уроках права использование мультимедийных технологий, т.е. презентацию. К примеру, по изучению темы «Правоспособность и дееспособность» по праву в 11 класс. В форме зачета учащиеся могут учащиеся могут предоставить учителю презентацию. На уроках права, учителю следует использовать электронные энциклопедии, разного рода иллюстративные материалы, нежели использование различных схем и таблиц, которые давно устарели. Показывая таблицы и схемы, учащиеся меньше или вовсе ничего не поймут, либо это их не заинтересует, а иллюстративные материалы, в свою очередь, расширят кругозор учащихся [2].

Безусловно, при проведении урока, учитель не должен забывать, что самостоятельная деятельность учащихся в том числе играет важную роль. Учитель, может на уроке дать задание школьникам. К примеру, ученики сами должны подбирать статьи, далее анализируют, оценивают всю информацию, содержащуюся в них.  Важно и то, что при изучении определенной темы, преподаватель должен добиться того, что бы учащиеся могли воспринимать права как право доброе, а не злое. И в этом, детям должен помочь учитель. Он должен владеть знаниями, что бы мог использовать в любых нестандартных ситуациях [1].

Таким образом, из всего вышеизложенного, можно прийти к такому выводу, что учитель, безусловно, должен владеть учебным предметом и уметь преподавать. На каждом уроке он должен ввести коррекционно-развивающую работу. Важно, чтобы учителем права были использованы технические средства обучения, дидактический материал и т. д. Если ученик средней общеобразовательной школы, после того как изучил правовой курс может применить все полученные знания и умения в жизни, его можно считать в данной области компетентным [3, С. 69].

 

Список использованной литературы

1. Анисимова Г. П. Проблемы преподавания права в старших классах в условиях современной школы. 2018. URL: https://infourok.ru/problemi-prepodavaniya-prava-v-starshih-klassah-v-usloviyah-sovremennoy-shkoli-2610442.html?ysclid=lbi4fr4b46326200179.

2. Гасанова Р. З. Интерактивные методы преподавания права в школе. 2014.URL:https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635b3ac69b5c53a89421206c37_0.html?ysclid=lbi2csmpie400289316

3. Ибрагимова Е. М, Свердлова Л. М, Кузнецова Ю. Н. Особенности преподавания права в средних общеобразовательных организациях / Е. М. Ибрагимова // Казанский Федеральный университет. – 2014. — №1(102). – С.64-69.

4. Каримулаева Э. М., Курбанова А. М, Куччаев Р. М. Игровые технологии в правовом образовании. / Э. М. Каримулаева // Дагестанский государственный педагогический университет. – 2021. — №6(91). – С.204-207.

5. Кропанева Е. М. Теория и методика обучения праву: Учебное пособие. – Екатеринбург: Издательство Рос. Гос. Проф. Пед. университета, 2010. – 166с.

6. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.

7. Правовыедефиниции.2022. URL:

https://isfic.info/urteh/temrop39.htm?ysclid=lbi186mnp3326823811

8. Шатурина Н. А, Борминцева А. С. Особенности преподавания права в современной школе. / Н. А. Шатурина // Липецкий государственный педагогический университет. – 2018. — №11(27). – 890-893.

9. Юридические классы в школах Москвы. 2022. URL: http://edu.repetitor-general.ru/classes.php?class=20.

 

×
×