Календарно-тематическое планирование фронтальных логопедических занятий в подготовительной к школе компенсирующей группе по приоритетной теме: «Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе с детьми с ТНР» учителя-логопеда Авдюниной Ю.В. за 2022 – 2023 уч.г.

Автор: Авдюнина Юлия Владимировна

Календарно-тематическое  планирование фронтальных логопедических занятий  в подготовительной к школе компенсирующей группе по приоритетной теме: «Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе с детьми с ТНР»  учителя-логопеда Авдюниной Ю.В. за 2022 – 2023 уч.г.

Месяц

Нед.

II ФБМ

III ФБМ

Лексическая тема

Пространственные, оптико-пространственные представления

Пространственно-временные представления

Квази-пространствен-ные

представления

Связная речь

Представления о направлении пространства с разных точек

Ориентировка на плоскости

Совершенствование фонематического анализа и синтеза. Обучение  грамоте

Грамматика

Сентябрь

4-я

нед.

«Овощи»

Введение новой лексики. Расширение глагольного словаря игра «Огород — сад».

Отгадывание и толкование загадок об овощах.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы самомассажа.

Изображение букв А и У с помощью тела.

Прорисовывание в воздухе.

 

Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски».

Координация речи с движением «Урожай»

Знакомство с буквами А и У.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Ориентировка на странице.

Выполнение графических заданий.

Выкладывание букв А и У из палочек.

 

Штриховка изображений букв  А, У.

Звук и буква А.

Закрепление навыка определения позиции звука в слове. 

Припоминание символов «слово-предмет», «слово-действие», предлога В.

Анализ простого предложения и составление схемы к нему.

 

Упражнение в образовании относительных прилагательных в игре «Какой сок? Какое пюре?».

Согласование прилагательных с  существительными в роде, числе и падеже игра «В огороде  у козы Лизы».

Расширение глагольного словаря.

Индивидуальное составление детьми описательных рассказов и загадок-описаний об овощах, с опорой на схему для составления рассказов

Звук и буква У.

Чтение и звукобуквенный анализ буквосочетаний типа: АУ, АУА, и т.д.

Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритми-ческого рисунка слов-названий овощей.

Октябрь

1-я нед.

«Фрукты»

Введение новой лексики. Расширение глагольного словаря.

Отгадывание и толкование загадок о фруктах.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы самомассажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание в воздухе.

Изображение букв О и М с помощью тела.

 

Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Координация речи с движением «Ёжик и барабан».

Знакомство с буквами О и М.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Ориентировка на странице.

Выполнение графических заданий.

Выкладывание букв О и М из палочек.

 

Штриховка изображений букв  О, М.

Звук и буква О.

Чтение и звукобуквен-ный анализ буквосоче-таний типа: АОУ, УАО, АУ и т.д

Анализ простых предложений и составление к ним схем. Припоминание некоторых простых предлогов.

Совершенствование грамматического строя речи: согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже в игре «Поможем клоуну Роме».

Упражнение в образовании относительных прилагательных в играх «Какой сок? пюре? Варенье?»

Пересказ рассказа «Как яблоки собирают»

Звук и буква М.

Чтение и звукобуквенный анализ слогов и слов типа: АМ, МО, УМ, МАМА

Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий фруктов.

2-я нед.

«Ягоды»

Новая лексика. Составление рассказа «Дары осени».

Отгадывание и толкование загадок по лексической теме.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Изображение буквы С с помощью тела.

Прорисовывание в воздухе.

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву».

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»

Координация речи с движением «За малиной»

Знакомство с буквой С.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Ориентировка на странице.

Выполнение графических заданий.

Выкладывание буквы С из палочек.

Штриховка изображения буквы  С.

Звук и буква С.

Чтение и звукобуквенный анализ слогов и слов типа МА, АМ, УМ,УС, САМ, МАМА Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий ягод.

Работа с деформированной фразой.

 

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже в игре «Весёлый повар».

Упражнение в образовании относительных прилагательных в игре «Какой сок? Какое пюре? Какое варенье»

Составление пересказа с использованием мнемосхемы по рассказу «Последние ягоды» И.Павловой» с составлением мнемосхемы к рассказу

3-я нед.

«Деревья»

Активизация словаря по теме.

Отгадывание и толкование загадок о деревьях.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Х с помощью тела.

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Координация речи с движением «Листья»

Знакомство с буквой Х.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Ориентировка на странице.

Выполнение графических заданий.

Выкладывание буквы Х из палочек.

Штриховка изображения буквы  Х.

Звук и буква Х.

Чтение и звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой Х и с другими пройденными буквами.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий деревьев.

Составление и анализ предложений о деревьях с опорными предметными картинками и предлогами.

Образование множественного числа существительного по теме «Деревья».

Образование сущ. с уменьшительно-ласкательным значением. Игра с мячом «Назови ласково».

Образование относительных прилагательных игра «Разноцветные листья».

Согласование существительных с числительными по теме «Деревья».

Составление мнемосхемы к рассказу «Осина»

по И. Соколову – Микитову с составлением мнемосхемы к рассказу.

4-я нед.

«Грибы»

Активизация словаря по теме «Грибы».

Отгадывание и толкование загадок по лексической теме.

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Р с помощью тела.

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Координация речи с движением  «За грибами».

Знакомство с буквой Р.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Ориентировка на странице.

Выполнение графических заданий.

Выкладывание буквы Р из палочек.

Штриховка изображения буквы  Р.

Звук и Буква Р.

Звуко-буквенный анализ слогов, слов с буквой Р.Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий грибов.

Составление и анализ предложений о грибах.

Совершенствование грамматического строя речи: употребление форм винительного падежа существительных с предлогом в и родительного падежа с предлогом из;

Согласование существительных с количественными числительными 2 и 5.

Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пересказ рассказа «Волнушка» с составлением мнемосхемы к рассказу.

5-я нед.

«Осень» (обобщение)

Активизация словаря по теме «Осень». Месяцы. Периоды. Приметы. Рассматривание картин с изображением осенних пейзажей, беседа об осени.

Расширение представлений детей о временах года. Игры и пособия «Времена года»

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Ш с помощью пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Координация речи с движением «Дождик».

Знакомство с буквой Ш.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Ориентировка на странице.

Выполнение графических заданий.

Выкладывание буквы Ш из палочек.

Штриховка изображения буквы  Ш.

Звук и буква Ш.

Звуки /с/ —  /ш/.

Чтение и печатание предложений с пройденными буквами.

Подбор предложений к заданной схеме с опорой на предметные картинки и схемы предлогов.

Предлог НАД.

Знакомство со схемой предлога.

Упражнение в употреблении глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и согласовании их с существительными в роде числе и падеже.

Закрепление навыка образование относительных прилагательных. Игра «Разноцветные листочки».

Игры «Один — много», «считай и называй».

Пересказ рассказа «Осенние дожди»

по Г.Скребицкому  

с составлением мнемосхемы к рассказу.

 

Игры и пособия «Времена года».

Ноябрь

1-я нед.

«Одежда, обувь, головные уборы»

Новая лексика. Отгадывание и толкование загадок об обуви, одежде, головных уборах.

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы П с помощью тела.

Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»

Игра «Одежда, обувь, головные уборы».

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой П.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Ориентировка на странице.

Выполнение графических заданий.

Выкладывание буквы П из палочек.

Штриховка изображения буквы  П. «Назови соседей».

Рассматривание наложенных изображений «Отгадай, что нарисовано?» 

Выкладывание по образцу рубашки из палочек.

Звук и буква П.

Чтение и звукобуквенный анализ слов с буквой П.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий одежды.

Составление и анализ предложений, составленных с опорой на предметные картинки.

Предлог ИЗ-ПОД. 

Знакомство со схемой предлога.

 

Словообразование. Образование относительных прилагательных. Игра «Из чего мы сделаны?»

Усвоение родовых понятий. Согласование существительных  с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.

Составление рассказов-описаний об одежде с опорой на схему для составления рассказов. Игра «Магазин».

2-я нед.

 

«Человек»

Новая лексика. Закрепление в речи обобщающих понятий мужчина, женщина, люди. Выделение и называние частей тела.

Обогащение речи антонимами.

Формирование представлений о возрасте.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Ы с помощью рук.

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Пальчиковая гимнастика «Братцы».

«Весёлые человечки» (неправильное зеркало)

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой Ы.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Ориентировка на странице.

Выполнение графических заданий.

Выкладывание буквы Ы из палочек.

Штриховка изображения буквы  Ы. 

Выкладывание по образцу человечка из палочек.

Буква и звук Ы.

Подбор слов к заданной звуковой и слоговой схеме.

Печатание слов с буквой Ы на базе звукобуквенного анализа.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий головных уборов.

Составление и анализ предложений по теме (с опорой на предметные  картинки)

Образование относительных прилагательных. Игра «Из чего мы сделаны?»

Закрепление навыка образования и употреблениия в речи существительных  в уменьшительно-ласкательном значении.

Индивидуальное составление детьми загадок друг о друге, с опорой на схему для составления рассказов.

 

Закрепление представлений «старше – моложе».

3-я нед.

«Посуда»

Расширение и активизация словаря по теме «Посуда». Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. Части посуды. Беседа (с опорой на картинки).

Словообразование.

Отгадывание и толкование загадок о посуде.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Л с помощью рук и тела.

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Координация речи с движением «Посуда».

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой Л.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Ориентировка на странице.

Выполнение графических заданий.

Выкладывание буквы Л из палочек.

Штриховка изображения буквы  Л. 

Выкладывание посуды из палочек.

Организация рабочего места.

Выполнение графических заданий.

Звук и буква Л.

Дифференциация звуков /л/ — /р/. 

Чтение, анализ и печатание предложений с пройденными буквами.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий посуды.

Составление и анализ предложений, запись схемы предложений в тетрадь.

Предлоги ИЗ-ПОД и ИЗ.

 Знакомство со схемой предлога.

Упражнение в образовании относительных прилагательных в играх «Из чего мы сделаны?».

Упражнение в словообразовании названий посуды от названий продуктов питания.

Пересказ рассказа «Мамина чашка» с составлением мнемосхемы к рассказу.

4-я нед.

«Продукты питания»

Расширение и активизация словаря по теме «Повар. Продукты питания». Закрепление представления детей о труде взрослых и его общественной значимости. Закрепление представлений о различных продуктах и способе их производства.

Игра «Кому что нужно для работы?».

 

 

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Н с помощью рук и тела.

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Координация речи с движением «Посуда».

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой Н.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Ориентировка на странице.

Выполнение графических заданий.

Выкладывание буквы Н из палочек.

Штриховка изображения буквы  Н. 

Организация рабочего места.

Выполнение графических заданий.

«Назови соседей».

Звук и буква Н. чтение, анализ и печатание предложений с пройденными буквами.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий продуктов питания.

Анализ предложения запись схемы предложения в тетрадь. Составление предложения к заданной схеме.

Употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже. Игра  «Кто без чего?»

Закрепление навыка образования относительных прилагательных в играх «Из чего мы сделаны?»

Декабрь

1-я нед.

«Зимующие птицы»

Зима. Приметы. Месяцы. Новая лексика. Составление рассказа «Зима наступила».

Закрепление представлений и дифференциация понятий «зимующие-перелётные» птицы.

Отгадывание загадок о  зимующих птицах.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы К с помощью тела.

Пальчиковая гимнастика «Птички».

Координация речи с движением «Снегири».

«Кто где сидит?».

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой К.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Ориентировка на странице.

Выполнение графических заданий.

Выкладывание буквы К из палочек.

Штриховка изображения буквы  К. 

Организация рабочего места.

Выполнение графических заданий.

«Назови соседей».

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Звук и буква К. Дифференциация звуков /к/ — /х/. 

Совершенство-вание навыков языкового синтеза составление слов-названий птиц из данных слогов.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий зимующих птиц.

Составление предложений по демонстрации действия и с опорой на предметные картинки и данные предлоги.

Составление схемы предложения, печатание предложения на основе анализа.

Практическое употребление навыка употребления предлогов в свободной речи.

Практическое употребление существительных в предложном и родительном падежах.

Индивидуальное составление детьми загадок, с опорой на схему для составления рассказов

2-я нед.

«Домашние птицы»

Расширение и активизация словаря по теме. Обогащение предикативного словаря. Расширение словарного запаса за счёт антонимов.

Отгадывание и толкование загадок о домашних птицах.

 

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Т с помощью тела и рук. Пальчиковая гимнастика «Шла уточка бережочком»

Координация речи с движением «Наши уточки с утра »

Знакомство с буквой Т.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Выкладывание буквы Т из палочек.

Штриховка изображения буквы  Т. 

Выполнение графических диктантов.

«Назови соседей».

 Выкладывание курятника из палочек.

Звук и буква Т.

Чтение и печатание слогов, слов и предложений с буквой Т. Чтение ребусов с пройденными буквами.

Составление и анализ предложений по теме (с опорой на предметные  картинки и схемы предлогов)

Предлог ИЗ-ЗА.

Знакомство со схемой предлога.

Совершенствование навыка образования притяжательных прилагательных.

Правильное использование и образование форм родительного падежа имён существительных с предлогом у и без предлога, образова-ние существитель-ных с суффиксами –онок, -енок, -ята.

Сериация «Находка».

Индивидуальное составление детьми описательного рассказа о домашних птицах, с опорой на схему для составления рассказов

3-я нед.

«Игрушки»

Актуализация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок об игрушках.

 

 

 

 

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы И с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «На большом диване в ряд»

Координация речи с движением «Мячик».

Знакомство с буквой И.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Выкладывание буквы И из палочек.

Штриховка изображения буквы  И. 

Выполнение графических диктантов.

«Назови соседей».

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву» 

Звук и буква И.

Подбор слов к заданной звуковой и слоговой схеме.

Чтение по индивидуальным карточкам и звукобуквенный анализ слов.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий игрушек.

Составление предложений по демонстрации действия и с опорой на предметные картинки и данные предлоги.

Составление схемы предложения, печатание предложения на основе анализа.

Закрепление навыка использования в речи предлогов.

Согласование количественных и порядковых числительных с существительными.

Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных с суффиксом –ин.

 

Составление загадок – описаний об игрушках использованием мнемосхем.

4-я нед.

«Новый год»

Новая лексика. Составление рассказа по картинке «На празднике».

 

 

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы З с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «Подарки».

Координация речи с движением «С Новым годом!» Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой З.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Выкладывание буквы З из палочек.

Штриховка изображения буквы  З. 

Выполнение графических диктантов.

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Игра «Игрушки».

Звук и буква З.

Чтение и печатание по следам анализа слов и предложений.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов со звуком /з/.

Составление и анализ предложений по теме (с опорой на предметные  картинки и схемы предлогов)

Закрепление практического употребления в речи предлогов на, с, в, из, под, из-под. Относительные прилагательные по теме.

Закрепление навыка согласования существительных с прилагательными. Подбор существительных к прилагательным

Сериация «Новогодний костюм».

Январь

2-я нед.

«Зимние забавы»

Зима. Приметы. Месяцы.

Зимние забавы.

Введение новой лексики. Расширение глагольного словаря.

Закрепление представле-ний о временах года, об изменениях, происходящих в природе, о характерных особенностях каждого из времён года.

Отгадывание и толкование загадок о признаках зимы, зимних забавах.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Й с помощью рук. Пальчиковая гимнас-тика «Пирог».

Координация речи с движе-нием «Зимние забавы».

Знакомство с буквой Й.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Выкладывание буквы Й из палочек.

Штриховка изображения буквы  Й. 

Выполнение графических диктантов.

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву» 

Звук и буква Й.

Чтение и печатание слов и предложений по следам анализа.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов со звуком /з/.

Составление схемы предложения по следам анализа.

Совершенствование грамматического строя речи: согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже в игре.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Горка» с использованием мнемоленты.

 

Игра «Времена года».

3-я нед.

«Домашние животные»

Расширение и активизация словаря по теме. Расширение представлений детей о профессиях людей, связанных с животноводством.

Игра «Собери семью».

Отгадывание и толкование загадок о домашних животных.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Й с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка».

Координация речи с движением «Хозяюшка».

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой Г.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Выкладывание буквы Г из палочек.

Штриховка изображения буквы  Г. 

Выполнение графических диктантов.

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву».

Звук и буква Г.

Чтение и печатание, по следам анализа, предложений с пройденной буквой.

Синтез названий домашних животных из данных слогов.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий домашних животных.

Составление и анализ предложений по теме (с опорой на предметные  картинки)

Предлог ИЗ-ЗА.

Знакомство со схемой предлога.

Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных в игре «Чья голова? Чьё ухо? Чей хвост?»

  Закрепление навыка употребления в речи существительных в винительном и творительном падежах. Игра «Накорми животных»

Пересказ начала и придумывание концовки сказки «Как козочка и волк разговаривали»

4-я нед.

«Дикие животные средней полосы»

Расширение и активизация словаря по теме.

Расширение глагольного словаря.

Игра «Животные и их детёныши».

Отгадывание и толкование загадок о диких животных.

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы В с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

Координация речи с движением «На водопой»

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой В. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». ыкладывание буквы В из палочек.

Штриховка изображения буквы  В. Выполнение графических диктантов.Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву».

Игра «Назови соседей». Выкладывание картинок из геометрических фигур.

Звук и буква В.

Дифференциация звуков /в/

— /в’/.

Подбор слов к заданной звуковой и слоговой схеме.

Чтение ребусов: ВОЛК, ВОЛ, ВОВА, ВОРОНА.

 

Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов и предложений.

Предлоги ИЗ-ЗА и ИЗ.

Знакомство со схемой предлога.

Употребление имён существительных в творительном падеже, согласование прилагательных  с существительными в роде, числе, падеже.«Кто чем питается?»

Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных.

Расширение глагольного словаря.

Пересказ сказки «Где мой домик?».

Составление загадок о диких животных.

5-я нед.

«Животные жарких стран»

Введение новой лексики. Расширение глагольного словаря.

Закрепление словообразование название детёнышей диких животных в игре «Назови семейку».

 

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Д с помощью рук. Пальчиковая гимнас-тика «Где обедал воробей?»

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой Д.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Выкладывание буквы Д из палочек.

Штриховка изображения буквы  Д. 

Выполнение графических диктантов.

Игра «Назови соседей».

Выкладывание картинок из геометрических фигур.

Звук и буква Д.

Чтение ребуса: РОДИНА 

 Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий животных жарких стран.

Придумывание  предложений к заданной схеме.  

Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Чтение и печетание слов с буквой Д.

Закрепление навыка использования в речи предлогов.

Закрепление словообразование название детёнышей диких животных в игре «Назови семейку».

Употребление существительных в винительном и творительном падежах в игре «Разноцветные квадраты».

Придумывание загадок – описаний о диких животных с использованием схем для составления описательных рассказов и карточек. Игра «Ералаш».

Февраль

1-я нед.

«Дикие животные Арктики и Антарктики» 

Введение новой лексики. Расширение глагольного словаря.

 

 

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Б с помощью рук. Пальчиковая гимнас-тика «Где обедал воробей?»

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой Б.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Выкладывание буквы Б из палочек.

Штриховка изображения буквы  Б. 

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Выполнение графических диктантов.

Игра «Назови соседей».

Звук и буква Б.

Дифференциация звуков /б/

— /п/.

Дифференциация звуков

/б’/ — /п’/.

Чтение ребусов: БАБОЧКА, ПОДРУГА, ПОДАРОК, БАНАН.

 Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий животных Арктики и Антарктики.

Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Чтение и печатание слов и предложений с буквой Б

Закрепление навыка использования в речи предлогов.

Закрепление навыка образования относительных прилагательных в игре – «Чей хвост? Чья голова? Чьи уши?»

Индивидуальное составление детьми сравнительных рассказов о животных разных широт, с опорой на схему для составления рассказов.

2-я нед.

«Транспорт»

Расширение и активизация словаря по теме.

Виды транспорта. Названия грузовых машин. Названия профессий.

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Ж с помощью рук. Координация речи с движением «Теплоход».

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой Ж.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Штриховка изображения буквы  Ж. 

Выполнение графических диктантов.

Выкладывание буквы Ж  и транспорта из палочек по образцу.

Игра «Назови соседей».

Выкладывание картинок из геометрических фигур.

Звук и буква Ж.

Чтение ребусов.

Чтение и печатание слов и предложений с буквой Ж.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий транспорта.

Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Приставочные глаголы.

Пактическое употребление в речи приставочных глаголов и предлогов.

Закрепление навыка спряжения слов-действий в будущем и настоящем времени.

Индивидуальное составление детьми описательного рассказа о транспорте, с опорой на схему для составления рассказов.

3-я нед.

«Наша Родина — Россия»

Расширение и активизация словаря по теме.

Однокоренные слова: Родина, родной, родители, род, родственник.

Склонение словосочетания: Моя родина. «Подскажи словечко».

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Е с помощью рук.

Пальчиковая гимнастика «Берёза»

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой Е.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Штриховка изображения буквы  Е. 

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Выполнение графических диктантов.

Выкладывание буквы Е  и флага из палочек по образцу.

Буква Е.

Введение представления о I способе смягчения согласных.

Чтение ребусов: РОДИНА, НАРОД.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: флаг, герб, Россия,

Чтение и печатание по следам анализа предложений с буквой Е

Формирование навыка образования названий военных профессий по образцу, данному логопедом.

Склонение словосочетания: Моя родина.

Составление мнемосхемы к рассказу «Наше Отечество» по

по К. Ушинскому

 

4-я нед.

«Моя семья»

Актуализация словаря.

Рассматривание и беседа по картине «Поздравляем маму».

Обогащение речи прилагательными.

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Ь с помощью рук.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

Координация речи с движением «Помощники».

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с буквой Ь.

Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква».

Штриховка изображения буквы  Ь. 

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Выполнение графических диктантов.

Выкладывание буквы Ь  из палочек по образцу.

Рисование группового портрета «Моя семья».

Буква Ь.

Введение представления о II способе смягчения согласных.

Разгадывание кроссворда «Ь».

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий членов семьи.

Составление схемы предложения. Чтение и печатание по следам анализа слов и предложений с буквой Ь.

Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Закрепление навыков образования притяжательных прилагательных с суффиксом –ин.

Обогащение речи антонимами.

Обогащение речи антонимами.

Составление рассказа-сообщения о своей семье по предложенному алгоритму.

 

Март

1-я нед.

«Мамин праздник. Профессии наших мам»

Актуализация словаря.

Рассматривание и беседа по картине «Поздравляем маму».

Практическое употребление в речи твор. п. сущ. «Кто чем пользуется?» (выбери и назови картинки).

Обогащение речи прилагательными.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Я с помощью рук.

Пальчиковая гимнастика «Весна».

Координация речи с движением «Веснянка».

Организация детей при построении в колонну.

Знакомство с

буквой Я.

Выкладывание

буквы из элементов конструктора «Буква».

Штриховка изображения

буквы  Я. 

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Выполнение графических диктантов.

Выкладывание буквы Я  из палочек по образцу.

Рисование

цветными карандашами. «Мамин портрет».

Буква Я.

Закрепление представления о I способе смягчения согласных.

Чтение ребуса: СЕМЬЯ.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий профессий.

Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Предлог МЕЖДУ. Знакомство со схемой предлога.

Практическое употребление в речи творительного падежа существительных «Кто чем пользуется?»

Упражнение в образовании именительного падежа множественного числа существительных.

Составление мнемосхемы и пересказ рассказа «Март»

 

Развитие связной речи рассказ по серии картинок «Находчивый заяц».

2-я нед.

 

«Профессии. Инструменты»

Активизация словарного запаса по лексической теме.

Расширение глагольного словаря.

Орудия труда. Инструменты. «Кому что нужно для работы?».

Отгадывание и толкование загадок по теме.

 

 

 

 

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Ю с помощью рук.

Пальчиковая гимнастика «Повар».

Координация речи с движением «Шофёр».

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с

буквой Ю.

Выкладывание

буквы из элементов конструктора «Буква».

Штриховка изображения

буквы  Ю. 

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Выполнение графических диктантов.

Выкладывание буквы Ю и  инструментов из палочек.

Игра «Назови соседей».

Буква Ю.

Закрепление представления о I способе смягчения согласных.

Чтение и печатание слов с буквой Ю.Чтение ребуса: ВЬЮН, ВЬЮГА, ЛЮК.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий инструментов.

Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Закрепление навыка использования в речи предлогов.

Практическое употребление творительного падежа существительных «Кто чем работает?»

Глагольный словарь. «Кто что делает?»

Составление рассказа-сообщения «Моя будущая профессия», с использованием схемы-модели.

3-я нед.

«Наш город. Дом»

Активизация словарного запаса по лексической теме.

Рассматривание слайдов и картин с видами Гатчины и Петербурга.

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Ё с помощью рук Пальчиковая гимнасика «Прогулка по Петербургу».

Организация детей при построении в колонну.

Знакомство с

буквой Ё.

Выкладывание

буквы из элементов конструктора «Буква».

Штриховка изображения

буквы  Ё. 

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Выполнение графических диктантов.

Выкладывание буквы Ё и  домиков и дворцов из палочек.

Буква Ё.

Закрепление представления о I способе смягчения согласных.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.

Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Закрепление навыка использования в речи предлогов.

Словообразование однокоренных слов к слову Гатчина.

Закрепление навыка образования и практического употребления в речи относительных прилагательных;

простых и некоторых сложных предлогов; согласования существительных с количественными и порядковыми числительными.

Составление рассказа-сообщения о своём городе, посёлке по предложенному алгоритму.

 

4-я нед.

«Мебель»

Активизация словарного запаса по лексической теме.

Материалы, из которых она сделана. Части мебели. Игра «Наша квартира».

Отгадывание и толкование загадок о мебели.

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Ч с помощью рук Пальчиковая гимнастика «Наша квартира».

Организация детей при построении на занятие.

Знакомство с

буквой Ч.

Выкладывание

буквы из элементов конструктора «Буква».

Штриховка изображения

буквы  Ч. 

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Выполнение графических диктантов.

Выкладывание буквы Ч и  мебели из палочек. Игра «Назови соседей».

Буква и звук Ч.

Чтение и печатание предложений с буквой Ч на основе анализа.

Дешифровка названий мебели.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий мебели.

Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Закрепление навыка использования в речи предлогов.

Закрепление навыка образования относительных прилагательных.

Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Самостоятельное составление сравнительных рассказов о стуле и кресле, о диване и кровати, о серванте и шкафе по выбору детей с опорой на мнемотаблицу.

 

Апрель

1-я нед.

«Комнатные растения»

Расширение и активизация словаря по теме.

Экскурсия в уголок природы. Введение новой лексики.

Отгадывание и толкование загадок о комнатных растениях.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Э с помощью рук Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы».

Координация речи с движением «На окне в горшочках…».

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с

буквой Э.

Выкладывание

буквы из элементов конструктора «Буква».

Штриховка изображения

буквы  Э. 

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву»

Выполнение графических диктантов.

Выкладывание буквы Э из палочек.

Звук и буква Э.

Подбор слов к заданной звуковой и слоговой схеме. Чтение и печатание слов и предложений с буквой Э.

Упражнение «Дешифровка» с названиями растений.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий комнатных растениий.

Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Предлог ЧЕРЕЗ.

Знакомство со схемой предлога.

Употребление предлогов.

Расширение глагольного словаря.

Самостоятельное составление детьми сравнительных рассказов о растениях, с опорой на схему для составления рассказов.

 

2-я нед.

«Рыбы»

Расширение и активизация словаря по теме.

Закрепление навыка употребления сложно-подчинённых предло-жений.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Ц с помощью рук Пальчиковая гимнастика «Налим».

«Акула».

Координация речи с движением «Летучая рыба».

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с

буквой Ц.

Выкладывание

буквы из элементов конструктора «Буква».

Штриховка изображения

буквы  Ц. 

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву».

Выполнение графических диктантов.

Выкладывание буквы Ц из палочек.

 

Звук и буква Ц.

Дифференциация звуков /с/

— /ц/.

Дифференциация звуков

/ч/ — /с’/.

Чтение и печатание предложений с буквой Ц на основе анализа.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий рыб.

Закрепление навыка использования в речи предлогов.

Придумывание предложений к заданной схеме.

Закрепление навыка практического употребления предлогов в игре «Аквариум».

Согласование существительных с числительными.

Образование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным згначением при помощи суффиксов     -ец-, -иц-, -ц-.

Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их занятиям и качествам, с суффиксами –иц-, -ниц-.

Составление загадок – описаний о рыбах с использованием мнемосхем.

Развитие связной речи пересказ рассказа «Лёвушка-рыбак».

 

3-я нед.

 «Весна», «День космонавтики»

Расширение и активизация словаря по теме.

Беседа о космосе. Рассказ о лётчике-космонавте герое Ю.А. Гагарине. Новая лексика: космос, космонавт, ракета, корабль, орбитальная станция.

Закрепление навыка словообразования родственных слов по лексической теме.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Ф с помощью рук Координация речи с движением «Ракета».

Организация детей при построении в колонну.

Знакомство с

буквой Ф.

Выкладывание

буквы из элементов конструктора «Буква».

Штриховка изображения

буквы  Ф. 

Выполнение графических диктантов.

Выкладывание буквы Ф и ракеты из палочек.

 

Звук и буква Ф. Дифференциация звуков /ф/ — /в/. Разгадывание кроссворда «Космос».

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов по теме «Космос».

Придумывание предложений к заданной схеме.

Закрепление навыка использования в речи предлогов.

 

образования и практического употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значе-нием; согласования существительных с количественными и порядковыми числительными.

Составление мнемосхемы к рассказу «Капель» по

Н. Плавильщикову

 

4-я нед.

«Перелётные птицы»

Расширение и активизация словаря по теме.

Расширение глагольного словаря.

Отгадывание и толкование загадок.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Прорисовывание буквы в воздухе.

Изображение буквы Щ с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

Координация речи с движением «Веснянка».

Организация детей при построении перед занятием.

Знакомство с

буквой Щ.

Выкладывание

буквы из элементов конструктора «Буква».

Штриховка изображения

буквы  Щ. 

Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву».

Выполнение графических диктантов.

Выкладывание буквы Щ из палочек.

Игра «Назови соседей».

Звук и буква Щ.

Дифференциация звуков /щ/ — /ш/.

Упражнение дешифровка с названиями птиц. Разгадывание кроссворда «Перелётные птицы»

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий перелётных птиц.

Придумывание предложений к заданной схеме.

Закрепление навыка использования в речи предлогов.

Образование существительных с суффиксами: -онок-,   -енок-, -ат-, -ят-. «У кого кто?»  

Обогащение лексики синонимами, родственными словами.

Сериация «Прилетели грачи» пересказ с использованием мнемосхемы.

 

Май

1-я нед.

«Растения луга и сада»

Расширение и активизация словаря по теме.

Беседа по картине «Поздняя весна».

 

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Координация речи с движением. Упражнение «Венок».

Организация детей при построении перед занятием.

Выполнение графических диктантов.

Игра «Назови соседей».

Выкладывание из палочек цветов.

 

Мягкие согласные. Закрепление навыка правописани гласных 2-го ряда и Ь после мягких согласных.

Ребус «Незабудка».

Разгадывание кроссворда «Весенние цветы»

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий цветов.

Работа с деформированной фразой. Придумывание предложений к заданной схеме.

Закрепление навыка использования в речи предлогов.

Упражнение «Бабочка и цветы».

Индивидуальное составление детьми загадок, с опорой на схему для составления рассказов.

 

2-я нед.

«День Победы»

Расширение и активизация словаря по теме.

Обогащение лексики синонимами.

Закрепление навыка словообразования, обозначающих названия машин и спецтехники.

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Упражнение «Вьетнамская лесенка».

Организация детей при построении перед занятием.

 

Выполнение графических диктантов.

Игра «Назови соседей».

Выкладывание из палочек танка.

 

Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов по лексической теме.

Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Придумывание предложений к заданной схеме.

Закрепление навыка употребления предлогов.

 

«Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А.Митяева “Мешок овсянки”»

 

3-я нед.

«Насекомые»

Расширение и активизация словаря по теме.

Закрепление названий насекомых. Обогащение глагольного словаря: плетёт, перебирает, порхает, кружится, трещит, жужжит и т.д.

Обогащение лексики признаками, действиями, родственными словами (муравей).

Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа.

Наблюдение за артикуляцией.

Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Координация речи с движением «Гусеница».

Организация детей при построении перед занятием.

 

Выполнение графических диктантов.

Игра «Назови соседей».

Выкладывание из палочек насекомых.

 

Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Ритмизация речи:

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий насекомых.

Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений.

Придумывание предложений к заданной схеме.

Закрепление навыка употребления предлогов.

Составление загадок о насекомых. Составление рассказов о насекомых по плану.

 

 

×
×