Специфика работы педагога-концертмейстера

Автор: Климова Инна Владимировна

Специфика работы педагога-концертмейстера

 

Известная истина, чтобы стать профессионалом своего дела в любой области, необходимо много трудиться, быть настойчивым, целеустремлённым, ставить перед собой определённые цели и их достигать. Не мало важную роль играет и образованность каждого рассматриваемого индивидуума, его способность к обучению, изучению и приобретению необходимых знаний, навыков, умений. Только в этой совокупности создаются благоприятные условия для развития гармоничной личности будущего профессионала.

Если рассматривать деятельность педагога-концертмейстера, то необходимо выявить некоторые специфические особенности его творческой работы. Прежде всего, концертмейстеру необходимо изучить технологию игры на инструменте, которому будет аккомпанировать, чтобы обеспечивать удобство фразировки (взятие дыхания у духовиков, смену смычка у струнников), осуществлять контроль за строем, чистотой интонаций с учётом нагревания инструмента, влажности и температуры помещения.

Концертмейстер, имея многолетний опыт работы знает, что у каждого инструмента есть свои правила:

— чем больше инструмент у духовиков, тем тише играет концертмейстер, а крышка рояля немного приоткрыта;

— звук скрипки труднее заглушить, а низкий регистр виолончели легче;

— ярче и выразительнее играет концертмейстер в вокальном классе.

У каждого обучающегося своя манера исполнения. Кто-то зажимается, кто-то свободен и артистичен на выступлениях.

Какими же качествами и навыками должен обладать концертмейстер?

Прежде всего, должен:

— хорошо владеть инструментом – как в техническом, так и в музыкальном плане, быстро научиться осваивать музыкальный текст, охватывая многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного;

— уметь читать с листа партию любой сложности, понимая смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого;

— играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому выражению;

— владеть навыками игры в ансамбле;

— уметь бегло транспонировать;

— знать приёмы игры на различных музыкальных инструментах: балалайке, домре, струнно-смычковых и духовых;

— уметь «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент;

— иметь навыки импровизации, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.

Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одарённостью и особым даром, «аккомпаниаторским чутьём» (а им обладает далеко не всякий исполнитель равно, как не любой исполнитель одарён качествами солиста), хорошим музыкальным слухом, воображением.

Поэтому, в ряду многих музыкальных профессий, концертмейстерство наиболее требовательно к универсальным коммуникативным способностям. Неслучайно качества, характеризующие мастерство концертмейстера, которые в методической литературе называют «особым чутьём», «концертмейстерской интуицией», «концертмейстерской жилкой», относятся не столько к исполнительским или педагогическим, сколько к психологическим свойствам.

Специфика игры концертмейстера состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие не быть солистом, а одним из участников музыкального действия, участником второго плана. Концертмейстер приспосабливает своё видение музыки к исполнительской манере солиста. Трудно, но необходимо сохранить и свой индивидуальный облик.

Мобильность, быстрота и активность реакции также важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Если солист на экзамене или на концерте перепутал нотный текст, концертмейстер, не останавливая игру, подхватив солиста, благополучно исполняет произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда помогает снять волнение и напряжение ребёнка перед выходом на сцену. Выразительная игра аккомпанемента, творческое вдохновение передаются ученику и помогают ему обрести психологическую уверенность и мышечную свободу. Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру.

На концертном исполнении с начинающим солистом учитываются такие факторы, как степень общемузыкального развития ученика, его техническая оснащённость, возможности инструмента, на котором он играет. В произведениях, в которых партия концертмейстера является только аккомпанирующей, солист все равно играет ведущую роль, несмотря на то, что он более слабый партнёр по своему исполнительскому уровню. В таких случаях хороший концертмейстер не должен показывать свою игру с лучшей стороны, а уметь остаться на втором плане и подчеркнуть удачно исполнение солиста.

Следует отметить вопрос о характере игры вступлений и проигрышей. Их исполнение необходимо подбирать по отношению со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.

Концертмейстер всегда должен быть готов к распространённым недостаткам ученической игры:

— пропуск нескольких тактов;

— остановки;

— забывания текста и т.п.

В каждом случае, с течением времени у опытного концертмейстера вырабатывается внимание к тексту и способность сохранять ансамбль с учеником, несмотря на любые сюрпризы.

Специфика работы концертмейстера в ДМШ и ДШИ требует от него особого универсализма, мобильности, умение в случае необходимости переключиться на работу с обучающимися с различных специальностей.

Концертмейстерство – одна их тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого выбора. Специфическими особенностями характера и личными внутренними качествами каждого концертмейстера является индивидуальный путь совершенствования к вершине мастерства.

 

 

 

×
×