Автор: Кухарев Иван Владимирович
НА СТАРТ ГТО
И. В. Кухарев,
преподаватель
ОБПОУ «Курский
монтажный техникум»
«Надо непременно встряхнуть себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно»
А.П.Чехов
Проблема здоровья обучающихся – одна из актуальных проблем современности. Медицина ищет новые лекарства, образование – новые технологии, а в это время катастрофически увеличивается количество больных детей. По данным Минздрава России в нашей стране лишь чуть больше 14% — здоровых детей, 35% — больных и 50% — с различными отклонениями в здоровье.
Одной из причин сложившегося неблагополучия является недооценка в обществе оздоровительной и воспитательной роли физической культуры в формировании физического и духовно – нравственного здоровья личности. В последние годы расширился круг исследований влияния занятий физической культурой и спортом на физическую и умственную работоспособность обучающихся. Установлена существенная зависимость между физической работоспособностью и успеваемостью. Сущность её состоит в том, что систематические занятия физической культурой и спортом вырабатывают способности активного переключения ЦНС с одного вида деятельности на другой, что обеспечивает повышение умственной работоспособности.
В Курском монтажном техникуме преподаватели физической культуры совместно с медицинской сестрой ежегодно начинают работу с группами нового приёма и анализа состояния здоровья наших обучающихся и распределения их по группам здоровья.
Из общего количества обучающихся, принятых в наше учебное заведение в 2023 – 2024 учебном году к первой группе относились 44% обучающихся, ко второй – 40%; к третьей группе – 15%. В основной медицинской группе могут заниматься – 50%, в подготовительной – 11%, а в специальной – 9% обучающихся первого курса. Регулярными физическими упражнениями занимаются всего 4%, а от раза к разу (нерегулярными) – 45%.
Несмотря на не очень высокие показатели групп 1-2 курса, не все они видят для себя необходимость в реализации учебно-оздоровительных программ средствами физической культуры, 37% не понимают значимости физической культуры, считая её лишь общеобразовательной дисциплиной. Для формирования здоровьесберегающей среды мы проводим мониторинг. Основными задачами такого рода мониторинга являются: получение объективной индивидуальной оценки физического здоровья и работоспособности каждого обучающегося; отслеживание динамики физического развития и здоровья; повышение уровня гуманитарных знаний в области физической культуры и спорта, формирование здорового жизненного стиля молодёжи. Работа по изучению динамики уровня здоровья очень трудоёмкая и рассчитана на весь период обучения (чем крепче здоровье, тем эффективнее проходит процесс учёбы), всё чаще приходится говорить о повышении качества физкультурного образования и воспитания в сегодняшние дни.
Многие авторы, изучая изменения функционального состояния под воздействием различных видов учебной нагрузки, приходят к выводу, что сохранение работоспособности к концу недели происходит за счёт напряжения физиологических функций, которыми расплачивается организм за усиленную умственную деятельность. Мы всегда ищем, изобретаем что-то новое для объяснения причин быстрого переутомления, частых заболеваний и не обращаем внимания на высказывания пожилых людей, мудрецов, долгожителей, не учимся на ошибках других. Например, в притче о здоровом образе жизни «Секрет долголетия» говорится о том, что «Однажды ученик лекаря спросил своего наставника:
– Учитель, открой мне главный секрет долголетия.
– Основа долголетия сказал Учитель, – это здоровье, а основа здоровья – спокойствие. Спокойный не разрушает свое тело страстной любовью, неукротимой ненавистью или ненасытным желанием Он не подрывает корни своего здоровья радостью и печалью, тоской и страхом, но избегая всего лишнего, никогда не отказывается от того, что доставляя удовольствие, не нарушает гармонии инь и янь».
Притча учит нас тому, что мы должны уметь сдерживать свои положительные и отрицательные эмоции, управлять ими, направлять полученную отрицательную и положительную энергию в нужное русло с помощью физических упражнений.
В Курском монтажном техникуме разработана и активно внедряется в жизнь концепция воспитательной деятельности коллектива по формированию здоровьесберегающего пространства. Мы разработали комплекс физкультминуток применяемых на уроках теоретического обучения. Целью проведения физкультминуток является повышение и удержание умственной работоспособности обучающихся на занятии, обеспечение кратковременного активного отдыха во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статистическом напряжении, мышцы кисти рук. Комплексы физкультминуток используются педагогами постоянно на протяжении восьми лет. В состав физкультминуток входят глазодвигательные, дыхательные и функциональные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, массаж и релаксация. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения и повышают энерготизацию организма. Упражнения общей и мелкой моторики обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие непроизвольных движений, дополнительные упражнения способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих в первую очередь за поведение, умение контролировать свои действия. Развитие мелкой моторики является серьезным тонизирующим фактором. Функциональные упражнения развивают коммуникативные навыки. Они необходимы для развития внимания, снижения импульсивности. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, снижают гиперактивность и импульсивность. Также способствуют концентрации внимания, успокаивают. Увеличивают объем легких, улучшают кровообращение, под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует улучшению самочувствия [1]. На заседаниях цикловой комиссии по воспитанию мы совершенствуем физкультминутки, доводим до современного уровня. Одно очевидно – оздоровление всех сторон жизнедеятельности профессиональных образовательных организаций – задача первостепенной важности.
Сегодня в группе уже редко найдете практически здорового подростка. При этом вся организация учебного процесса ориентирована на здорового обучающегося. Перед нами стоит задача выпускать здорового квалифицированного рабочего, физически подготовленного для сдачи норм ГТО. Как известно 24 марта 2014 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Указ создан с целью дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения [2]. Одним из первых пунктов Указа является то, что начиная с 2015 года Правительству Российской Федерации необходимо представлять Президенту Российской Федерации ежегодно, до 1 мая, доклад о состоянии физической подготовленности населения. Президент беспокоится о снижении уровня физической подготовленности населения, так как не каждый даже здоровый человек, придерживающийся здорового образа жизни, сможет сдать нормы ГТО. В методических рекомендациях по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) подобран перечень видов испытаний (тестов) позволяющих определить уровень развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков лиц, участвующих в испытаниях. Виды испытаний осуществляются в следующей последовательности: гибкость, координационные способности, сила, скоростные возможности, скоростно-силовые возможности, прикладные навыки, выносливость. Выполнение нормативов Комплекса ГТО будет проводится в соревновательной обстановке. Наблюдения показывают, соревновательный эффект приводит еще и к проявлению эмоций, поэтому педагогам при работе с обучающимися во время проведения внеклассных мероприятий необходимо обращать внимание не только на пропаганду здорового образа жизни, но и на их психоэмоциональное становление в различных ситуациях.
Таким образом, повышая физическую работоспособность за счёт оптимально-организованных учебных занятий по физической культуре, массовых физкультурнооздоровительных мероприятий и личной заинтересованности преподавательского состава, можно говорить о повышении качества образования. Но самое главное обратить внимание самих обучающихся на своё собственное здоровье, тем самым способствовать формированию осознанной мотивации. А это является для нас основной задачей физического воспитания молодёжи.
Библиографический список
1. Кузнецова С. «Нейройога (Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья)». – СПб.: Сфера, 2010 г.
2. Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» от 24 марта 2014 года № 172. Газета «Арена. Спорт соловьиного края» № 7/ 10 ноября 2014.