Автор: Малинкина Дарья Олимжановна
Цель: организация совместной деятельности родителей по профилактике техники чтения у детей;
Задачи: Побудить родителей задуматься о том, что скорость и осмысленность чтения — самое главное улучшения понимания и запоминания их детей.
Ознакомить родителей с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному чтению различных текстов.
Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.
1. Организационный момент
— Здравствуйте, дорогие родители. Очень рада приветствовать вас на нашем родительском собрании. Уверена, что оно принесет нам новые знания, которые вы сможете применять при воспитании своего ребенка. Посмотрите изображение, как вы думаете, какая проблема здесь отражена? На какую тему мы будем разговаривать, и к какой цели будем стремиться?Слайд.
II. Основной этап
-Дорогие родители, перед нами и нашими детьми стоит проблема, которую нам с вами необходимо решить. Чтение детей без увлечения приравнивается к учению без желания, в результате чего, мы не достигнем желаемого результата, а наши дети останутся безграмотными.
Слайд.
Чтение вводит «в память ученика литературный язык» (Н. И. Жинкин), развивает у ребёнка «дар слова» (К. Д. Ушинский), его «судительные силы» (Ф. И. Буслаев). «Чтение, — писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н, Ф. Бунаков, — главное орудие начальной школы, которым оно может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность»
— Опираясь на результаты тестирования ваших детей. Выяснилось, что дети не заинтересованы в чтении.
1. Прием «Мешочек причин»
— Сейчас я предлагаю выяснить, с чем связано незаинтересованность детей в чтении. Предлагаю поработать в группах. Я раздам вам различные причины, а вы обсудите в группах разъясните и охарактеризуете ее. (1. Ребенок плохо читает, в результате чего не понимает, о чем говорится в тексте 2. Ребенок не заинтересован в чтении, потому что большее внимание привлекают смартфоны. 3. Ребенок не заинтересован в чтении, потому как в семье никто не читает.
— Давайте послушаем ваше мнение.
2. Составление пирамиды решений.
— Перед нами 3 причины чтения детей без увлечения. Давайте подумаем, как мы можем их решить?
— Давайте обсудим первую причины, каковы могут быть ее решения?
— Развивать технику чтения у детей с помощью различных упражнений, например:
Скороговорки для дифференциации р-л
Боронила борона неборонованное поле.
Варвара варила, варила, да не выварила.
Галка кротка, да палка коротка.
Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.
Кириллу на рынке купили крынку.
Король — орёл, орёл — король.
Кто колпак переколпакует и перевыколпакует?
Купила бы я, накупила, да купило притупило.
Лара и Валя играют на рояле.
Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
Орёл — на горе, перо — на орле.
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
Под потолком-полком полколпака гороху.
Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
— Вторая причина. По моему мнению, чтобы привлечь детей к чтению, необходимо чтобы книги присутствовали в доме. (подарок, привычка покупать книги каждый месяц)
— 3 причина.
Для того чтобы дети читали, необходимо показывать собственный пример.
3. Рецепты чтения с увлечением.
1. Читайте детям вслух
И начинайте делать это как можно раньше. Многие специалисты, опираясь на научные исследования, советуют начинать буквально с первого дня жизни ребёнка. Чем больше вы разговариваете с ним, чем больше он слышит слов вокруг себя, тем быстрее он заговорит и проникнется интересом к книгам.
2. Проявите свои актёрские таланты
При этом надо не бубнить что-то несвязное себе под нос, а читать «с чувством, с толком, с расстановкой». Читайте так, словно вы — единственный актёр в большом спектакле, играющий все роли одновременно. Слова ребёнка произносите милым и забавным детским голосом, слова бабушки — старческим женским голосом, речь какого-нибудь чудовища разбавьте устрашающими нотками.
3. Дочитайте до самого интересного места — и остановитесь
Используйте тот же приём, что и сценаристы с режиссёрами хороших сериалов. Обычно серия или весь сезон заканчивается на каком-то неожиданном, кульминационном моменте, заставляя зрителей неделями или месяцами ждать продолжения, обсуждая едва ли не каждый кадр последнего эпизода. То же самое можно сделать и в чтении книг: ребёнок будет с нетерпением ждать продолжения. А многие просто не выдержат и будут просить научить их читать как можно быстрее, чтобы узнать, чем все закончилось. Если же применить этот метод к ребёнку, который уже умеет читать, то наверняка он уже на следующее утро будет разыскивать книжку и читать её сам
4. Практикум для родителей.
III. Заключительный этап.
Хотелось бы узнать какие новые знания вы получили на нашем собрании? Было ли данное собрание полезно? Будите ли вы применять данные приемы при воспитании своих детей? В завершение хотелось бы раздать памятки с дополнительными упражнениями для развития чтения с увлечением ваших детей. Спасибо за внимание.
Памятка.
5. Пусть ребёнок выбирает книги сам
Сегодня издатели делают такие красивые обложки для детских книг, так красочно их оформляют, что они обязательно привлекут внимание даже самого избирательного ребёнка. Старайтесь приучать ребёнка к тому, что их везде окружают книги. Ходите с ними в книжные магазины и давайте им вдоволь побродить по рядам книг, изучить все полки. Сводите детей в библиотеку, покажите им, как там может быть красиво. А если библиотека окажется большой, то любой дошкольник или ученик будет надолго впечатлен её размерами, красотой и видами из окон.
6. Познакомьте подростка с книжными приложениями
Нет ничего плохого в том, чтобы читать не классические бумажные книги, а электронные. И если уж телефон стал естественным и неотъемлемым продолжением рук ваших детей, то пусть используют его с пользой. Предложите им скачать, например, приложение Bookmate («Букмейт»). Это не просто программа для чтения с огромной библиотекой. Это ещё и настоящая социальная сеть для любителей книг, где они могут находить себе новых друзей, делиться впечатлениями и обмениваться книжными полками.
Анкета для учащихся
1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? __________
2. Нравится ли тебе читать книги? _______
3. Нравится ли тебе получать книги в подарок? ______
4. У вас дома много книг? _________
5. Что выберешь: компьютер или книгу?_____________________________