Автор: Исаева Ирина Петровна
Пальчиковая гимнастика «Наш дом»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Этот дом – одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Шумбратада, шабат! Давайте мы сейчас вспомним, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: Страна, в которой мы живем, называется – Россия!
Воспитатель: А как называется наша республика?
Дети: Наша республика называется – Мордовия!
Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, обратили внимание, как нарядно я сегодня одета. Это мордовский национальный костюм. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Вот обо всем этом мы с вами сегодня и поговорим. А сейчас я попрошу вас присесть и послушать стихотворение.
Есть край наш мордовский –
Он самый красивый.
Среди необъятных просторов России,
Среди неоглядных российских широт,
И самый красивый народ в нем живет!
Воспитатель: Ребята, какое красивое стихотворение, правда!? А как вы думаете, о чём оно?
Дети: Это стихотворение о нашей республике Мордовия.
Воспитатель: Как вы думаете, почему наша республика называется – Мордовия?
Дети: Потому, что здесь живет народ- мордва.
Воспитатель: Ребята, кроме мордвы в нашей республике живут люди и другой национальности. Кто их перечислит?
Дети: Это – русские, татары, чуваши.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. А как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей?
Дети: У каждого народа свой язык, говор, свои песни, стихи, танцы, игры, одежда.
Воспитатель: Правильно, ребята, у каждой национальности есть свой родной язык, свои игры, песни, танцы, стихи. А также есть свой национальный костюм. В который одеваются в праздничные дни. И вот сегодня к нам в гости пришла кукла Алдуня в своем национальном костюме. А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья?
Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм.
Воспитатель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из десятка предметов.
Воспитатель: Основной одеждой считается рубаха по-мордовски — панар. Рукава которой расшиты разноцветными нитками, бисером. Старинный эрзянский костюм обязательно включал – передник, который подвязывали на поясе. И называли по-мордовски — икельга паця. А также набедренное украшение – пулай. Впервые надевали на девочку пулай, когда она взрослела. Мордовочки любили носить большое количество украшений (бусы, ожерелья из монет, ленточек, перьев). Нагрудное украшение называлось – сюлгамо. А на голове носили головные уборы в виде налобной ленты, украшенную: блестками, бисером, шерстью, бахромой. Или одевалишапочку – венок по-мордовскипаця-коня.
Воспитатель: Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм? А давайте теперь вспомним, как называются по-мордовски предметы мордовской национальной одежды и произнесем их.
Рубаха ─ Панар.
Передник ─ Икельга паця.
Набедренное украшение ─ Пулай.
Нагрудное украшение ─ Сюлгамо.
Шапочка-венок ─ Паця- коня.
Воспитатель: Ребята, мордва ─ народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивые танцы. Мы учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас, давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию. (Танец под мордовскую мелодию).
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, как я вам уже говорила, мордовский народ любит не только петь и танцевать, но и играть. Поиграем с вами? Игра называется «Клубочек». Я бросаю клубок и называю предмет мордовской одежды по-мордовски, а вы, возвращая мне клубок, называете его по-русски. (Игра «Клубочек»).
Воспитатель: Ну, что же ребята, молодцы! Мы, с куклой Алдуньей, остались вами довольны. Вы многое узнали сегодня, и о мордовском национальном костюме, и о мордовских развлечениях, песнях, танцах, играх.