Автор: Чугайнова Надежда Витальевна
Министерство труда и социального развития Пермского края
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Пермского края
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Кудымкара
ПРОЕКТ
«Чек лист или хитрости современной жизни»
Разработчики проекта:
Петрова А.Е. – педагог-психолог
Чугайнова Н.В., педагог-организатор
Коньшин Н.В.-воспитатель
Радостева М.О., — социальный педагог
Кудымкар
2024
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Аналитическое обоснование проекта, актуальность проблемы, основная идея проекта
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о ребенке берет на себя государство и общество. У воспитанников Центра помощи детям наблюдается инфантильное поведение, отсутствие инициативы и самостоятельности, неумение планировать свою деятельность, организовывать себя, низкая самооценка. У них преобладает зависимое, реактивное поведение. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления у них возникает шаблонное, вместо произвольного поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справляться с трудной ситуацией – излишне бурное эмоциональное реагирование и обида. Едва ли не главная причина неудач воспитанников – низкая самооценка, которая обессиливает, заставляет опускать руки и идти по пути наименьшего сопротивления. Любое препятствие воспринимается ими как непреодолимая преграда, вызывает раздражение и отчаяние, а не желание мобилизоваться, собраться, постараться, добиться своего. Все негативные психолого-педагогические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (социальные сироты), выросших в неблагополучных семьях, свидетельствует о низком уровне социализации, отсутствии у них ценностных ориентаций и слабой адаптированности к нормальной социальной жизни. Социализация возможна в процессе длительного позитивного влияния на ребенка и оказания ему соответствующей психолого-педагогической поддержки.
Дети-сироты — это особая категория, требующая повышенного внимания и заботы. Их жизнь наполнена испытаниями, но несмотря на все трудности, они стремятся к успеху и стабильности. Ещё одна особенность детей-сирот — это быстрый результат. Современному человеку особенно актуально находить эффективные решения, которые не займут много времени. Быстрый результат в их обучении и адаптации в жизни возможен, если использовать проверенные лайфаки, которые способны облегчить им путь.
Сейчас многие люди, находясь в состоянии стремительно меняющихся жизненных реалий (социальных, экономических, информационных, технологических), ищут и находят пути упрощения в решении жизненных проблем. В сети интернет большой популярностью пользуются видеоблоги с такими приемами. Мы провели анкетирование на предмет популярности лайфхаков среди воспитанников. Оказалось, что подростки достаточно часто и с большим интересом следят за подобными «хитростями» и используют их в своей жизни.
Слово «лайфхак» (сущ.,м.р. ) — хитрость, упрощающая жизнь при помощи некоторых манипуляций с привычными подручными средствами. «Это набор методик и приемов «взлома» окружающей жизни для упрощения процесса достижения поставленных целей с помощью разных полезных советов и хитрых трюков» — так это определяется. Нечто подобное было в Советском Союзе: «Советы домашнему мастеру», «Домашние хитрости» в тогдашних журналах были невероятно популярными рубриками. Люди делились, как продлить жизнь домашних вещей, что можно сделать из старых колготок, как проделать отверстия без дрели и т. д.
Можно сказать, что англоязычное слово «лайфхак»- не что иное, как хорошо забытое старое- домашние (бытовые) хитрости. Лайфхаки, по сути, является набором полезных и коротких советов, позволяющих с наименьшими затратами или более быстро решить задачи жизненного и бытового типа. Инструменты и методики лайфхакинга – это смекалка, карты памяти, управление временем, разнообразные подборки советов
Для того, чтобы определить актуальность нашего проекта, мы провели анкетирование среди воспитанников:
1. Знаете ли вы, что такое лайфхак?
2. Пользуетесь ли вы лайфхаками в жизни?
3. Как вы узнаете о новом лайфхаке?
Анкетирование показало, что подавляющее большинство воспитанников знакомы с понятием лайфхак и даже активно используют в своей жизни, а самыми популярными источниками идей является интернет и живое общение. Воспитанникам интересна эта тема, поэтому мы считаем, что она будет актуальной.
В современном мире, где информация распространяется с невероятной скоростью, создание канала в Telegram, с полезными советами для детей-сирот – это инициатива, направленная на поддержку и помощь в преодолении жизненных трудностей, с которыми сталкиваются воспитанники, оказавшись в трудной ситуации. Этот канал должен стать ресурсом, где собраны полезные советы и рекомендации для детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагая чек-листы на различные темы – от советов психолога, образовательных материалов и книг до развлекательных программ и мероприятий, бытовых советов – мы сможем обеспечить детей ресурсами, которые помогут развивать их таланты, углублять знания, находить полезные советы и находить радости в жизни, рассматривать важные темы, такие как управление финансами, саморазвитие и установление здоровых отношений. Также здесь будут рассказаны истории успешных людей, которые смогли преодолеть трудности и добиться успеха. Канал станет местом общения, в котором каждый сможет поделиться историей, задать вопросы, получить поддержку. Когда дети почувствуют, что их слышат и понимают, это будет важным подспорьем на их пути к взрослой жизни.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта:
Формирование пространства, где каждый воспитанник сможет найти поддержку, советы и вдохновение для улучшения своей жизни вне зависимости от обстоятельств.
Задачи проекта:
1) использовать информационные ресурсы, необходимые для решения проблем с помощью средств ИКТ
2) Оптимизация процесса взаимодействия с воспитанниками через мессенджер Telegram.
3) способствовать формированию позитивной временной перспективы и позитивного мышления;
4) обучать способам принятия осознанных и взвешенных решений
5) формировать навыки безопасного поведения в интернет- пространстве;
6) обучать способам конструктивного общения и взаимодействия;
7) повышать психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросам профилактики социально-негативных явлений среди несовершеннолетних.
Целевая группа проекта: воспитанники отделения социальной реабилитации несовершеннолетних 14-17 лет
Методы реализации проекта
В рамках реализации основной практической части проекта по созданию канала в Телеграмме с полезными советами для детей-сирот предусмотрено несколько ключевых мероприятий. Первым шагом станет выявление наиболее актуальных тем, интересующих целевую аудиторию. Канал будет содержать тематические посты, посвящённые различным аспектам жизни детей-сирот: психоэмоциональной поддержке, финансовым и юридическим вопросам.
Второй этап- команда профессиональных психологов и педагогов обеспечит создание информативных и доступных материалов, которые повысят не только уровень знаний воспитанников, но и помогут развить навыки самопомощи.
Третий этап включает в себя активное продвижение канала. В дальнейшем планируется подключение родителей воспитанников, педагогов школ. Кроме того, планируются регулярные конкурсы и викторины, которые будут стимулировать участников к активному взаимодействию и обмену опытом.
Таким образом созданный канал станет не только источником полезной информации, но и пространством для общения и поддержки
Ресурсное обеспечение проекта.
Кадровое обеспечение проекта
№ |
ФИО специалиста |
Должность |
Функционал специалиста в проекте |
1 |
Петрова А.Е. |
Педагог-психолог |
Руководитель проекта |
2 |
Коньшин Н.В. |
Воспитатель |
Разработчик проекта |
3 |
Чугайнова Н.В. |
Педагог-организатор |
Разработчик проекта |
4 |
Радостева М.О. |
Социальный педагог |
Разработчик проекта |
Функциональные обязанности в проекте
основных исполнителей
№ п/п |
Наименование роли |
Роль, функции участника |
Требования к участнику команды |
1 |
Руководитель проекта |
Формирование команды проекта, организация взаимодействия между участниками команды; Планирование, организация и контроль выполнения мероприятий проекта; Установка, контроль показателей результативности и требований к реализации проекта;
|
Знание процесса реализации проекта; ориентация на результат (способность чётко представлять результат, удерживать в ходе работы) |
2 |
Разработчики проекта |
Модерация контента и комментариев для предотвращения негативного воздействия; Обеспечение руководителя проекта своевременной информацией для размещения на канале; Согласование информации с руководителем проекта; Отчётность по проекту.
|
Наличие ответственности за реализацию проекта знание процесса реализации проекта;
|
Материально-техническое обеспечение
№ п/п |
Наименование имеющегося оборудования для реализации проекта |
Количество (ед) |
1 |
Многофункциональные устройства |
1 |
2 |
Ноутбук |
2 |
3 |
Фотоаппарат |
1 |
Финансовое обеспечение проекта
№ п/п |
Направление |
Источник финансирования |
Объём финансирования |
1 |
Подписка Telegram |
Внебюджетный Попечительский совет |
200 |
Описание основных мероприятий проекта по этапам
Этап проекта |
Мероприятия |
I. Аналитический |
Обеспечение организационно-методического, нормативного, кадрового сопровождения, обсуждение проекта на педагогическом совете. Главная задача: повысить уровень готовности участников проекта к реализации мероприятий. Мониторинг запросов воспитанников. Осмысление имеющегося опыта. Сбор информации о проектах по данному направлению. Диагностика возможных затруднений при реализации проекта. Информационный поиск и систематизация материалов по вопросам социализации и воспитания. Планирование совместной работы с Попечительским советом учреждения. Результат этапа: обоснование и подготовка проекта. |
II.Основной организационно- практический |
Создание условий для реализации проекта. Обучение руководителя проекта Реализация проектных мероприятий. Анализ возникающих проблем и отбор оптимальных приёмов. Внесение корректив по ходу реализации проекта. Построение деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Результат этапа: проведение запланированных мероприятий. Анализ диагностических материалов.
|
III.Итогово-аналитический. |
Анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта. Мониторинг удовлетворённости участников проекта. Распространение опыта работы Соотнесение полученных результатов с целевыми установками и прогнозируемыми результатами. Представление результатов проекта на сайте учреждения. Результат этапа: мониторинговые исследования, материалы проекторной деятельности, методические разработки. Публикация опыта и достижений |
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам.
Этап проекта |
№ п/п |
Мероприятия проекта |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Аналитический |
1 |
Изучение запросов воспитанников |
август 2024 – февраль сентябрь 2024 |
Сводная информация для создания проекта. |
2 |
Изучение нормативных документов, публикаций по теме проекта. |
Август 2024 |
Описание проекта, обсуждение мероприятий по реализации проекта. |
|
3 |
Анализ материально-технических, учебно-методических, кадровых ресурсов. |
Август 2024 |
Разработка плана и прогноза реализации проекта.
|
|
4 |
Создание и оформление Телеграм- канала
|
Сентябрь 2024 |
Заинтересовать детей в осуществлении данного проекта |
|
Основной Организационно-практический |
1 |
Организация работы по мероприятиям проекта: — — аналитика Телеграм -канала |
Сентябрь 2024 – сентябрь 2026 |
Активность воспитанников,
|
2 |
Повышение профессионального уровня |
В течение реализации проекта |
Участие педагогов |
|
3 |
Размещение на сайте учреждения и группе в ВК материалов о ходе реализации проекта. |
Период реализации проекта |
Открытость и доступность информации о ходе реализации проекта |
|
Итогово-аналитический |
1 |
Анализ результатов в ходе реализации проекта. |
Ноябрь-декабрь2026 |
Обсуждение на педагогическом совете, инструктивно-методическом совете. Совещание рабочей группы проекта |
2 |
Определение дальнейших перспектив по проекту. |
Декабрь 2026 |
Корректировка, дополнение. |
Ожидаемые результаты проекта
Участники |
Ожидаемые результаты |
Воспитанники |
Рост социальной активности воспитанников, осознанное стремление к самореализации в общении, профессиональном самоопределении, трудовой деятельности. Включение в проект не менее 50 % воспитанников Формирование мотивации к здоровому образу жизни |
Педагоги |
Создание сообщества для обмена опытом и ресурсами Помощь в профессиональных вопросах Увеличение количества педагогов, заинтересованных в участии в проекте. |
Общественность |
Привлечение внимания волонтёров и организаций, готовых предложить помощь и поддержку в работе с воспитанниками |
Ожидаемые эффекты проекта
Воспитанники |
Минимизация негативных проявлений в детской среде Высокая степень удовлетворённость качеством предоставления услуг по направлениям воспитания и социализации. |
Педагоги |
Формирование положительной мотивации педагогического коллектива. Профессиональное развитие педагогов. Диссеминация педагогического опыта |
Общественность |
Повышение эффективности работы Попечительского совета |
Критерии и показатели оценки эффективности и результативности проекта.
Критерии |
Показатели оценки эффективности и результативности проекта |
Взаимодействие с воспитанниками |
Эффективная деятельность всех участников проекта. Удовлетворённость участников организацией деятельности Количественные и качественные показатели участия воспитанников в реализации проекта Разработка и взаимодействие новых форм и способов взаимодействия
|
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам профилактики социально-негативных явлений среди несовершеннолетних. |
Разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьёй Заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта.
|
Рост активности социума |
Активное привлечение к реализации проекта общественных организаций. Привлечение спонсоров и партнёров к реализации проекта. Увеличение количества мероприятий по реализации проекта. |
Организационно-методическое обеспечение проекта |
Создание методических разработок по мероприятиям проекта. Создание канала в Telegram.
|
Ссылка на интернет-ресурс, связанный с проектом |
|
Основные риски и пути их минимизации
№ п/п |
Основные риски проекта |
Пути минимизации рисков |
1 |
Низкий уровень активности воспитанников |
Организация мероприятий информационного характера, анализ тем постов, предлагаемой информации. |
2 |
Недостаточный интерес общественности |
Публикация материалов в СМИ |
3 |
Недостаточная методическая подготовка педагогов |
Система стимулов и поощрений Проведение методических совещаний |
Перспективы проекта
Проект может быть востребован при работе с родителями и детьми в любой организации.
Литература