Групповая работа как средство формирования УУД

Автор: Глухих Вера Викторовна

С введением ФГОС изменились цели современного образования, результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).

Задача педагога – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. Я постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Это фундамент всего образования.

Воспитательная ценность групповой работы заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Групповое обучение способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Работа в группах наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала. Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира.

Характер взаимоотношений между детьми меняется. Класс становится сплоченным. Появляется больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Ребята получают удовольствие от работы.

Слайд 2.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща. Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом.

Слайд 3.

Задачи групповой работы:

  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.

Слайд 4.

       Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно начинать с первого класса.

     При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

Слайд 5.

Работая в паре, дети должны придерживаться определенных правил.

Слайд 6.

В качестве примера предлагаю задание по русскому языку во 2 классе по теме «Правописание буквосочетаний ЧК-ЧН»

 Слайд 7.

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

Слайд 8.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

·По желанию

·Случайным образом

·По определенному признаку

·По выбору «лидера».

·По выбору педагога.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

·Разделитесь на группы по … человек.

·Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Слайд 9.

Каждый член группы выполняет определенную роль: чтец, секретарь, докладчик, хронометрист. (могут быть и другие роли).

Слайд 10.

Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Примерные правила совместной работы

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Слайд 11.

Можно выделить три основных этапа групповой работы:

 1. Подготовка к выполнению групповой работы;

2. Выполнение работы;

 3. Заключительная часть.

 

Слайд 12.

Вот несколько примеров групповой работы на уроках в начальной школе.

На слайде вы видите задание, которое даю детям во 2 классе на уроке математики.

 

На уроке «Литературного чтения»

1.Учу детей составлять план текста. Детям дается текст произведения, разбитый на части. Каждый ученик получает одну часть, которую ему необходимо озаглавить. Затем записывается общий план всей группы.

 

2. Организуя работу в группах, можно использовать карточки для заданий, игровые моменты, синквейны. Например, работая над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», анализ поступков героев можно провести в группах. Каждой группе даётся задание составить синквейн по характеристике старухи, старика, золотой рыбки. 

 Старик
Добрый, робкий
Рыбачит, ходит, зовёт
Не перечит сварливой бабе
Дурачина!

 

3. Дети очень любят викторины, поэтому можно предложить групповую работу по составлению вопросов викторины по сказкам зарубежных писателей, отвечать на которые будут члены других групп.
В разделе «Зарубежная литература» можно провести работу по карточкам. Группам предлагается узнать героя, придумать кодовое слово для его характеристики, назвать автора произведения.
Карточка 1. Крошечная девочка,
Я сошла с цветка,
Жизнь казалась дивною,
В алых лепестках.
Только душу нежную
Заперли во тьму.
Звери злые, жадные,
Вам она к чему?

На уроках «Окружающего мира»

1.      Покажу на примере, как я использую групповую работу на уроках окружающего мира в IV классе. При изучении темы «Природные зоны» класс делится на три группы: группа ботаников, группа зоологов и экологов. Каждая группа получает свое задание (план деятельности). Первой группе надо составить рассказ о видах и способах приспособления растений к данной местности. Второй группе — узнать о видах и местах обитания животных на этой территории. А третьей группе — выявить экологические проблемы данной природной зоны и разработать рекомендации и предложения по охране природы, нарисовать экологические знаки.

 

2.      Тема «Что значит охранять природу?»

 

1-я группа. Учащиеся придумывают “ запрещающие” знаки о правилах поведения в природе. Обосновывают необходимость соблюдения этого знака.

2-я группа. Учащиеся разрабатывают “Кодекс правил поведения в природе”, в котором могут быть следующие положения:

— нельзя собирать редкие растения;

— не надо собирать для гербария ничего лишнего;

— не будем срывать для букетов растущие в природе растения;

-не будем сбивать ногой грибы, которые мы не знаем

— будем ходить только по тропинкам;

— нельзя шуметь в лесу, иначе мы можем побеспокоить птиц в гнездах и других лесных обитателей.

3-я группа. Учащиеся готовят выступления о создании и роли заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных. Эффективно включить краеведческий материал.

Итог фрагмента: в природе важно уметь правильно себя вести.

 

3.      При изучении «Пищевых цепочек» каждая группа получает свое задание:

Первая группа. Расскажи, как связаны между собой орешник, полевки, ласки.

      Вторая группа. Расскажи, как связаны между собой капуста, слизни, жабы.

Третья группа. Расскажи, как связаны между собой рожь, мыши, змеи, орел.

Четвертая группа. Составь цепь питания: сосны, дятлы, жуки-короеды.

Через 1-2 мин один ученик из каждой группы выходит к доске, рассказывает о связях организмов и строит пищевую цепь. После того на специальном планшете расположат все четыре цепи питания, учитель моделирует ситуации по схеме: «Что случилась бы, если бы мы уничтожили … в цепи 2 жаб? («Слизни съедят всю капусту» выход на значимость каждого компонента пищевой цепи), … в цепи № 4-дятлов? (лес опылили химикатами – погибли дятлы — размножились жуки короеды, которые могут живой лес превратить в свалку бревен).

Учитель возвращает тот или иной специально убранный на время этого задания компонент цепи, подчеркивая важность сохранения природных цепей питания.

Слайд 13-19.

В современной педагогике часто используются групповые педагогические технологии:

-Игра «Продолжи»

-«Охота за сокровищами»

-«Снежный ком»

-«Мозговой штурм»

-«Пазлы»

-«Зигзаг»

Слайд 20-21

Таким образом, работа в группах, является одним из приемов формирования основных видов УУД, что отвечает реализации требований к выполнению ФГОС второго поколения.

Слайд 22.

Достоинства и недостатки групповой работы

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств.

·Повышается учебная и познавательная мотивация.

·Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

·В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

·Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

·Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

·Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

·При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников

Слайд 23.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

·Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

·Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

·Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

·Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

·Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Слайд 24.

По словам Мандельштама: «Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими».

 

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 

 

 

Использовались интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2022/03/22/samoobrazovanie-temagruppovaya-rabota-kak-sredstvo

https://videouroki.net/razrabotki/gruppovaia-rabota-kak-sriedstvo-dostizhieniia-uud.html

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/gruppovaia-rabota-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-v-nachal-noi-shkolie

https://urok.1sept.ru/articles/685809

 

×
×