Развитие мелкой моторики пальцев у младших школьников.

Автор: Филимонова Регина Юрьевна

              Развитие мелкой моторики пальцев у младших школьников.

        Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и кисти пальцев у младших школьников, является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
        Понятие «моторика» разделено на 2 части – общая и мелкая. Общей (крупной моторикой) называют  развитие функции живого организма, которая позволяет выполнять различные действия физического характера конечностей и тела. Мелкая моторика представляет собой правильное  и точное выполнение мелких движений при помощи пальцев рук или кистей. Наверное, все замечали за своими детьми, что в определенном возрасте ребенок «неловкий»- не может поймать мяч, разливает чай на стол, не может правильно взять карандаш или ручку, пальцы как-будто «деревянные». Так вот, все это следствие неразвитой мелкой моторики. Развитие мелкой моторики у детей — это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать.

        К сожалению, в настоящее время примерно 70% первоклассников имеют низкий уровень развития мелкой моторики. К чему это может привести? Юному ученику будет сложно выдерживать длительное напряжение  руки во время процесса письма, это мешает выработать хороший почерк, у них быстро устает рука, теряется рабочая строка. Ребенок не может провести прямые и четкие линии, сложность вызывает написание букв, цифр, резка ножницами различных фигур, обведение деталей по контуру, приклеивание. Даже банальное застегивание пуговиц и завязывание шнурков, продевание нити в иглу  может вызывать слезы и недовольство собой.

       Развитие мелкой моторики очень важно для полноценного развития личности ребенка , так как на кончиках пальцев находится много нервных окончаний , которые помогают передавать в головной мозг множество сигналов. А как известно от развития пальчиков зависит и состояние речи. Речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.

Тренировка и развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет — одно из важнейших направлений педагогической работы, которую необходимо планомерно проводить взрослым.  Этот навык необходим для успешного освоения письма, а также он способствует общему развитию познавательных процессов ребенка.

Как проводить занятия

Следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

·         Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту детей.  В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):

– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

·         Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.

·         Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.

·         Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов.

·         Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.

·         Важно, чтобы ребёнок выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

ЗАДАНИЯ

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе.

КОНТУРЫ

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

ЗАДАНИЯ ПО ТОЧКАМ

Попросите  нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

ДОРОЖКИ- ПРОВОДИЛКИ

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть  ребёнок поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

ШТРИХОВКА

Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

ОБВЕДИ И РАСКРАСЬ (с прописями)

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.

ЗАДАНИЯ ПО КЛЕТОЧКАМ

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для малышей.

ИГРЫ

Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений.

ШНУРОВКА

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики»).

Также рекомендуется уделить время развитию общей моторики ( различные виды спорта, танцы, гимнастика), так как мелкая моторика не будет совершенна, если неразвита общая моторика. Занятия спортом совместно с прописанными выше упражнениями дают хороший результат и проблема «неловких рук» покинут Вас и Вашего ребенка в ближайшее время.

×
×