Автор: Мартыненко Наталья Владимировна
«Сохраним жизнь»
Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых.
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков
Они предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых:
переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
боязнь позора, насмешек или унижения;
желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
Разновидности суицидального поведения
Они следующие:
1. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.
2. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
3. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых, и существенно разнятся между собой.
Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки
Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:
прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
много шутит на тему самоубийства;
проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
Подросток может:
раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
демонстрировать радикальные перемены в поведении;
в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
замкнуться от семьи и друзей;
быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Ребенок может решиться на самоубийство, если:
социально изолирован, чувствует себя отверженным;
живёт в нестабильном окружении;
ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального;
предпринимал раньше попытки самоубийства;
имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
слишком критически относится к себе.
Рекомендации родителям в случае, если у ребенка замечена
склонность к самоубийству
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
6. Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.
7. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки.
8. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать.
9. Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
10. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит.
11. Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы.
12. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности.
13. Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью.
14. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.
15. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией.
16. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние.
17. Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.