Автор: Арнаут Александра Николаевна
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер
Современное образование обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего развития личности ребёнка, учитывающая его психологические особенности. Камнем преткновения на пути гармоничного развития каждого ребёнка является отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. Нужно отметить, что в настоящее время в построении преемственности между различными учреждениями сложилась парадоксальная ситуация, когда дошкольное, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, школьному.
Вопрос преемственности дошкольного и начального общего образования на сегодняшний день является актуальным. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – способствует обеспечению преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
В настоящее время произошли существенные изменения в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогической деятельности: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание как на дошкольном уровне образования, так и начальном уровне образования.
Преемственность во взаимодействии педагогов дошкольного и начального общего образования предполагает, прежде всего, целостность образовательной деятельности. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Основные проблемы, возникающие при переходе из дошкольного образовательного учреждения в школу, и пути их решения:
1.Смена стиля общения педагога с детьми.
2.Отсутствие общности целей у воспитателей подготовительной группы дошкольного образования и учителей начального общего образования.
3.Отсутствие единой системы оценивания детской деятельности – для воспитателей характерна оценка усилий и стараний ребенка, а для учителей начального общего образования– оценка качества результата деятельности.
4.Отсутствие у ребенка при поступлении в школу опоры на предшествующий (знаниевый, социальный и прочий опыт) в силу формального отношения к индивидуальным характеристикам выпускника ДОУ, как со стороны педагогов ДОУ, так и со стороны учителей начальных классов.
5.Резкая перемена основного вида деятельности – игровой – на учебную.
6.Отсутствие реального взаимодействия педагогов ДОУ и учителей начальной школы в адаптационный период первоклассников.
Ну и конечно, как коррекционный педагог, я не могу не затронуть вопрос о воспитанниках с проблемами развития.
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ дошкольного и начального общего образования, вне специальных условий обучения и воспитания.
На сегодняшний день данная проблема является одной из главных причин сложности построения преемственности дошкольного и начального общего образования.
Проблемы преемственности инклюзивного образования
1.Отсутствие взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ и школ.
2.Отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка при
поступлении в школу.
3.Трудности родителей при выборе школы.
4.Готовность педагогических кадров и администрации ОУ к решению
проблемы.
Целью преемственности является — обеспечение безболезненного перехода детей с ОВЗ в школу, помощь в адаптации к новым условиям обучения и воспитания, сохранение физиологического и психологического благополучия с опорой на предыдущий опыт.
Задачи, реализуемые при построении преемственности дошкольного и начального общего образования для детей с ОВЗ (представлены на слайде):
1.Плавный переход ребенка с ОВЗ от игровой деятельности к учебной.
2.Обеспечение сохранности и укрепления здоровья, непрерывность всестороннего развития будущего школьника.
3.Единое воспитательное пространство, благоприятное для развития личности ребенка с ОВЗ.
4.Единая стратегия в работе с родителями.
5.Профессиональный рост педагогов.
Решение проблем современных подходов в вопросе преемственности.
Для осуществления преемственности, важное значение имеют тесные деловые, педагогически целеустремленные контакты между детским садом и школой.
Хотелось бы выделить такие формы работы, которые на мой взгляд заслуживают особого внимания это:
— совещания по обмену опытом работы воспитателей подготовительных групп и учителей 1 классов;
— научно – теоретические, научно — практические конференции, которые играют существенную роль в развитии теории по вопросам преемственности в работе детских садов и начальных классов, где заслушиваются доклады по современным разработкам данной проблемы, обсуждаются актуальные вопросы преемственности, что является ценным вкладом в разработку данной проблемы.
— учительские конференции, участие в которых помогают обогатить знаниями и опытом воспитателей подготовительных групп детских садов.
Очень полезными, в смысле обмена опытом, являются посещения учителями занятий в детском саду, а воспитателями – в школе, с последующим обсуждением и анализом этих занятий. Это оказывает положительное воздействие на работу, как детских садов, так и начальных школ.
Таким образом, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования гарантирует наилучшую готовность ребенка к обучению в школе. Это, в свою очередь, поможет оптимизировать адаптацию к новым условиям, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделает учебу в школе единым образовательным процессом, базирующемся на идеях гумманизации образования, а самое главное — заложит прочный фундамент для дальнейшего успешного развития личности ребенка.
Закончить свой доклад хочу совами Василия Александровича Сухомлинского:
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям »