«Использование интерактивных методов обучения как способ формирования речевой компетенции при обучении английскому языку»

Автор: Максютова Лилия Раилевна

1. Пояснительная записка

В сфере отечественного образования, как и во всей жизни общества, на данный момент происходят большие изменения. Федеральным Государственным Стандартом Общего Образования предъявляются высокие требования к содержанию, условиям и результатам обучения; достичь данных требований невозможно, используя лишь традиционные методы обучения. Одним из способов разрешить данные противоречия является внедрение в образовательный процесс интерактивных приемов обучения. Применение таких методов поможет формированию речевой компетенции, а также способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде. Таким образом, чтобы реализовать цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции – учителю необходимо включать учащихся в реальную языковую коммуникацию, моделировать на уроках процесс вхождения в реальную иноязычную среду.

Речевая компетенция относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому автора заинтересовала проблема повышения уровня речевой компетенции обучающихся, так как именно высокий уровень ее развития способен обеспечить качественный образовательный процесс в современных условиях.

Методическая разработка по использованию интерактивных форм и методов обучения как способ формирования речевой компетенции при обучении английскому языку предназначена для учителей иностранного языка, а также студентов старших курсов педагогических специальностей, содержит практические материалы, предоставляющие возможность творчески подойти к изучению иностранного языка.

 В данной работе учителя познакомятся с эффективными формами и методами, которые можно использовать на разных этапах урока для формирования речевой компетенции при обучении английскому языку, что дает возможность сделать уроки яркими, запоминающимися и значительно повысит их эффективность.

Актуальность данной работы заключается в следующем: происходящие сегодня изменения в обществе, средствах коммуникации, повышение интереса к нашей стране в мире требуют от современного выпускника способности осуществлять межличностное общение с иноязычными носителями языка.

Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся, используя разнообразные интерактивные методы и формы обучения английскому языку.

Задачи:

•        создать условия для организации продуктивного процесса учебной деятельности при изучении английского языка;

•        проверить на практике действенность интерактивных форм и методов обучения и выбрать наиболее эффективные;

•        сформировать мотивацию учащихся на уроках и во внеурочной деятельности через участие в творческих конкурсах, олимпиадах и исследовательской деятельности.

Новизна опыта. Интерактивные методы обучения являются особой формой организации коммуникативной и познавательной деятельности. Учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, становятся способными к самообразованию, выбору, освоению новых типов деятельности.

2. Методический инструментарий для организации работы по формированию речевой компетенции с применением интерактивных технологий, форм и методов при обучении иностранному языку.

Стратегической задачей развития школьного образования является обновление его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности. Главная цель обучения иностранному языку сегодня — формирование коммуникативной компетенции т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде.

Интерактивные приемы – это, согласно исследованиям М.Г. Савельевой, «приемы, которые позволяют учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая учителя. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого взаимодействуют педагог и учащиеся. В рамках использования интерактивного обучения школьники обучаются критическому мышлению, решению сложных проблем на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, анализу альтернативных 19 мнений, умению принимать продуманные решения, принимать участие в дискуссиях, общению с другими людьми. Для этого на занятиях может быть организована парная и групповая работа, могут быть применены исследовательские проекты, ролевые игры, может осуществляться работа с документами и различными источниками информации, привлекается использование творческих работ».

Интерактивные технологии предполагают:

-диалоговое общение;

-приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения;

-развитие критического мышления;

-развитие умения решать проблемы;

-комплексное взаимодействие УУД на уровне мышления, воспроизведения, восприятия;

-формирование личностных качеств учащихся.

Для организации работы по формированию речевой компетенции при обучении английскому языку я провожу бинарные, интегрированные и билингвальные уроки.

Проведение таких уроков способствуют следующим результатам:

·  Интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к нахождению и осмыслению причинно-следственных связей. Они способствуют развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 3

·  Бинарные и билингвальные уроки формируют более высокие речевые навыки, потребность в самостоятельном приобретении знаний, развивают межпредметную компетенцию учащихся, их творческие способности. Также такие уроки помогают ориентировать учащихся на выбор профессии. 1

·  Интегрированные, бинарные и билингвальные уроки способствуют формированию у ребёнка убеждения в связанности предметов, в целостности картины мира. Это происходит в процессе интеграции взаимосвязанного материала двух или нескольких предметных областей. 2

·  Билингвальные уроки расширяют кругозор учащихся через знакомство с традициями и культурой иноязычных стран. Также они развивают умение работать с текстовым материалом в двух языковых системах одновременно, активизировать лексику и грамматику в речи.

 

Метод «Карусель»

 

Как и многие интерактивные технологии, «карусель» позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за считанные минуты несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «Знакомство», «Национальности», «Разговор в общественном месте» и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. Данную технологию широко применяю на уроках в начальной школе, а также в 5-6 классах.

Технология «Незаконченное предложение»

 

Детям предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Эту технологию применяю во всех классах, где работаю преподавателем английского языка. Разница состоит в сложности построения предложений и объёме используемого словарного запаса.

Технология составления «ментальной карты»

 

Иначе их называют интеллектуальными картами, картами знаний, “Mind Maps”, «карты ума», «интеллект карты», «идейные сетки», «карты памяти». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой.

Прием составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map”). Термин был предложен Тони Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении. Пример составления «ментальной карты» по теме “Teenage Problems” можно видеть на рисунке.

Прием  «Мозговой штурм»

 

Технология  «мозговой штурм» («мозговая атака», ―brainstorming) также является приемом, позволяющим активизировать устную речь обучающихся. 21 Использование данного приема, согласно исследованиям Г.С. Трофимовой, подразумевает «оперативное решение проблемного вопроса на основе творческой активности участников обсуждения, которым предлагается найти как можно больше путей, идей, способов, в том числе самых фантастичных и непредсказуемых, для его решения. Фиксируя предложенные идеи на доске или листе бумаги, учащиеся проводят их анализ и обсуждение. Использование в обучении приема «мозговой штурм» позволяет раскрепостить учащихся, развить их инициативность».

Речевая компетенция напрямую зависит от повышения уровня речевых умений обучающихся: аудирования, говорения, письма и чтения.

Метод «Seethinkwonder»

 

              Расскажите, что вы увидели?

              Какие мысли у вас вызывает то, что вы увидели?

              Что  вам показалось необычным, удивительным?

Метод  «Round Robin»

 

              Каждый в группе высказывается  по часовой стрелке.

              Партнер № ____ начинает

              В конце круга не забываем похвалить друг другу за работу

              Когда группа закончила, показать знак готовности

(Руки участников кладутся  в центр стола и поднимаются вверх со звуком «ПШшшш»)

Технология «Stir the class»

 

1)                За 1-2  минуты составьте список идей по вопросу

2)                 Встаньте, задвиньте стулья

3)                Объединитесь в пару с ближайшим партнером (Рука вверх, если партнера нет, с партнёром объединиться руками)

4)                 По очереди обменяйтесь идеями из вашего списка, дополните свой список тем, чего у вас еще нет

5)                Пообщайтесь максимально возможным количеством человек.

×
×