Автор: Сучилина Кристина Игоревна
Практика в вузе
Модуль 1. Текущее состояние практики в российских вузах.
Практико-ориентированное образование становится ключевым элементом подготовки журналистов, но сохраняет системные проблемы. Проблема подтверждается следующими аргументами.
Данное противоречие объясняется рядом факторов: от нехватки финансирования до дефицита преподавателей, владеющих актуальными медийными компетенциями. Тем не менее, отдельные инициативы демонстрируют прогресс. Согласно мониторингу НИУ ВШЭ (2023), практико-ориентированное образование становится ключевым для подготовки журналистов, но сталкивается с системными проблемами. Несмотря на усилия вузов, студенты испытывают трудности из-за недостатка инфраструктуры и современных технологий. Нехватка финансирования и квалифицированных преподавателей продолжает препятствовать эффективной реализации таких программ.
ВШЭ и «Национальная Медиа Группа». В 2022 году было заключено соглашение о сотрудничестве, в рамках которого разрабатывалась магистерская программа «Медиаменеджмент». Холдинг предоставлял студентам Института медиа возможность пройти стажировку в компании. МГУ и медиагруппа «Россия сегодня». В 2023 году медиагруппа и Институт стран Азии и Африки МГУ подписали соглашение о подготовке специалистов по языковым направлениям. В 2024 году было заключено соглашение о стипендии имени Ростислава Журавлёва, погибшего военного корреспондента «РИА Новости». Однако такие случаи единичны. Согласно исследованию ANCOR и АНО «Россия — страна возможностей», в 2024 году лишь 48% компаний готовы брать студентов на стажировки (в 2021 году — 81%). Основная причина — нехватка средств на молодых специалистов (39% респондентов).
Таким образом, хотя партнёрства вузов с медиагигантами задают позитивный вектор, системная трансформация практики требует не точечных проектов, а пересмотра образовательных стандартов, увеличения финансирования и создания межвузовских ресурсных центров.
Модуль 2. Влияние технологий на образовательные практики.
Цифровизация трансформирует формат стажировок, в частности способствует развитию онлайн-стажировок. Онлайн-стажировки позволяют студентам получить профессиональные навыки, опыт, рекомендации в резюме и, возможно, предложение о дальнейшей работе, не выходя из дома. Ниже представим примеры платформ, которые помогают в организации стажировок: «Факультетус» (алгоритмы платформы помогают сформировать профессиональный трек развития каждого молодого специалиста), «Работа России». На портале есть сервис «Стажировки и практики», который позволяет студентам найти место для прохождения практики.
Цифровизация практики для студентов предполагает использование мобильных и интернет-технологий для дистанционного поиска информации, выполнения заданий и обмена данными. Студенты могут изучать литературу, искать нормативные документы через системы «КонсультантПлюс» и «ГАРАНТ», а также использовать симуляторы, тренажеры и сервисы видеосвязи (Zoom, Skype и др.).
В 2020 году многие компании перевели отбор на стажировки в онлайн. По данным ANCOR, доля организаций с программами стажировок снизилась с 66% в 2019 году до 50% в 2020-м. Однако к весне 2024 года спрос на IT-специалистов вырос в 1,9 раза, а число IT-стажировок — в 2,5 раза.
Цифровизация упростила доступ к стажировкам и повысила их эффективность через автоматизацию подбора работодателей. Несмотря на спад в 2020 году, рост IT-стажировок в 2024 году подтверждает тренд на гибридное образование. Вузам необходимо интегрировать цифровые инструменты для подготовки конкурентоспособных выпускников.
Модуль 3. Мировой опыт: Азия и США
Азиатские вузы делают ставку на технологические стартапы, американские — на медиаконгломераты.
В США осуществляет деятельность Stanford Computational Journalism Lab, основанная в 2014 году, входит в сеть Stanford Journalism и занимается снижением стоимости журналистской деятельности с помощью вычислительных методов. Лаборатория обучает студентов анализу данных, предлагая курсы, такие как Public Affairs Data Journalism и Building News Applications. Студенты учатся создавать интерактивные медиапродукты и работать с реальными данными через проекты Big Local News и Stanford Open Policing Project, используя Python-библиотеки и инструменты визуализации.
В Китае сотрудничество Tsinghua University и ByteDance (TikTok) демонстрирует тесную интеграцию академической науки и технологического бизнеса в Китае. В рамках совместного исследовательского центра SIALab компании и университет работают над развитием искусственного интеллекта, а именно: языковые модели и алгоритмы обработки данных. Выпускники Tsinghua, такие как основатель ByteDance Чжан Имин, играют ключевую роль в технологических инициативах компании, а именно разработку робототехники и цифровых прав. Партнёрство помогает ByteDance укреплять позиции на глобальном рынке, несмотря на геополитические вызовы, такие как ограничения TikTok в США. В перспективе такое сотрудничество может стать моделью для других китайских университетов и компаний, усиливая технологическую экспансию Китая.
Глобальный тренд демонстрирует слияние образования и индустрии через инновации, где азиатские вузы, такие как Tsinghua University, активно интегрируются с технологическими гигантами, а американские, как Стэнфорд, формирует вектор развития на медиаконгломератах и журналистских исследованиях. Оба подхода подчёркивают важность практического применения знаний, будь то через разработку ИИ или использование данных в журналистике.
Модуль 4. Российская специфика
Российские программы практики сочетают советские традиции и адаптацию западных моделей. Советская система образования функционировала в соответствии с марксистским философским учением о всестороннем и гармоничном развитии личности. В этом подходе больше внимания уделялось развитию общих интеллектуальных умений и навыков, нежели формированию практических коммуникативных навыков и умений.
Адаптация зарубежных моделей проявляется, например, в использовании международных практик, таких как модель дуального образования, гибкие образовательные программы, «Всемирная инициатива CDIO» по реформированию базового инженерного образования, шведская модель SEED. Западная модель образования, элементы которой внедрялись в российскую систему, основана на прагматичности и индивидуализме. Она предполагает ориентацию на усвоение знаний для их практического применения.
Таким образом, современные российские программы практики для студентов содержат как элементы, характерные для советской системы, так и результаты адаптации зарубежных образовательных моделей. При внедрении западных практик в российское образование возникали проблемы, что в сову очередь, связано с тем, что импортируемые образцы и практики — элементы иной образовательной модели, и из-за специфики технологии внедрения. Западные практики переносились в российский вариант не в режиме системного встраивания, адаптации, а по принципу искусственного перенесения.
Российские программы практики сочетают советские традиции, такие как непрерывная производственная практика, с адаптированными западными моделями, а также дуальное образование и проектный подход. Однако для успешной интеграции современных практик необходим системный подход, учитывающий как историческое наследие, так и актуальные запросы рынка.
Модуль 5. Перспективы развития
К 2030 году прогнозируются следующие тенденции в области практической подготовки студентов: персонализация учебных планов; гибридные форматы обучения; микрообучение; использование виртуальной реальности; развитие soft skills; изучение экологии на практике.
В июле 2024 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что в рамках нового нацпроекта «Молодёжь и дети» к 2030 году почти 800 тысяч студентов и молодых учёных планируют вовлечь в программы профессионального развития.
К 2030 году практика станет сквозным элементом обучения благодаря нацпроекту «Образование». По мнению экспертов, в 2025 году ожидается рост EdTech рынка: в I квартале — 10–12%, к концу года — 5–8%. Общий объём EdTech-рынка может достичь 400 млрд рублей, но темпы роста останутся на уровне 10–15%. Крупные игроки усилят доминирование, небольшим школам будет сложнее конкурировать. Больше проектов уйдут в B2B-сектор, так как корпоративные клиенты стабильнее. На рынок повлияет интеграция EdTech в систему формального образования и активизация инвестиций.
По прогнозам, в 2025 году будет расти популярность гибридных форматов обучения, когда часть образовательной программы осваивается онлайн, часть — офлайн. Согласно исследованиям EdTech Review за 2024–2025 годы, около 45% родителей предпочитают такой формат обучения, около 35% выбирают чистый онлайн из-за удобства и экономии времени, а 20% остаются приверженцами только офлайн-формата.
К 2030 году практическая подготовка студентов станет более гибкой и технологичной, с акцентом на персонализацию, гибридные форматы и развитие soft skills. Однако успешная реализация этих изменений потребует тесного взаимодействия вузов, государства и бизнеса для создания устойчивой образовательной экосистемы.
Модуль 6. Взаимодействие с потребителями
Студенты ждут от практики не только навыков, но и нетворкинга. Нетворкинг — это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные и профессиональные задачи.
По данным опроса SuperJob (2022), 68% респондентов считают основной целью стажировки получение практических навыков, а 16% — шанс на трудоустройство. В опросе участвовали 2000 работодателей и 1000 молодых людей до 27 лет с опытом стажировок.
Студенты ценят гибкий график, позволяющий совмещать стажировку с учёбой, а также поддержку ментора, который помогает адаптироваться. Менторство — важная часть стажировки, во время которой новичок работает под контролем опытного сотрудника. Обычно менторство берёт на себя человек из команды, который помогает адаптироваться, даёт советы и отвечает на вопросы. Проектная работа — одно из ключевых требований к стажировкам. Чаще всего стажёрам дают задачи, максимально приближённые к реальным проектам.
Поколение Z, выросшее в эпоху цифровых технологий, предъявляет особые требования к процессу обучения и практики, делая акцент на персонализации и гибкости. Для них важно, чтобы образовательные и профессиональные программы учитывали их индивидуальные потребности и стиль обучения, предлагая чёткие и адаптивные пути развития. Одним из ключевых аспектов является использование цифровых инструментов, так как представители этого поколения привыкли к технологичной среде и ожидают её интеграции в рабочие и учебные процессы.
Таким образом, учёт этих особенностей позволяет создать среду, которая не только отвечает запросам поколения Z, но и способствует их эффективному развитию и вовлечённости.
Модуль 7. Каналы коммуникации
Социальные сети, мессенджеры и корпоративные платформы становятся основными точками взаимодействия со студентами в рамках прохождения практики. Использование социальных сетей, мессенджеров и других цифровых инструментов для взаимодействия со студентами в образовательном процессе. Социальные сети позволяют осуществлять групповое взаимодействие с использованием прямой трансляции, организовывать проектную деятельность студентов, расширять кругозор обучающихся. В них можно размещать разные виды контента: интересные факты, опросы, шутки, которые можно комментировать.
Мессенджеры позволяют оперативно информировать студентов об изменениях в учебном процессе и важных событиях через групповые чаты. Для взаимодействия используются платформы Zoom, Discord, Google Meet, Microsoft Teams, виртуальные доски (Miro, Classroomscreen), инструменты для презентаций (Google Slides, Tilda) и опросов (Google Forms, Mentimeter). Данные инструменты экономят время, создают комфортную образовательную среду, повышают мотивацию и вовлечённость студентов, а также помогают выстраивать индивидуальную учебную траекторию.
У многих учебных заведений есть телеграм-каналы карьерных центров для трудоустройства выпускников и студентов. Например, HSE Career — канал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Использование геймификации в отборе на стажировки становится всё более популярным. Поколения Y и Z, выросшие на видеоиграх и соцсетях, воспринимают мир через челленджи и мгновенную обратную связь. Эффективная коммуникация требует перехода в цифровое пространство, так как цифровые инструменты делают общение быстрее, эффективнее и доступнее.
Таким образом, социальные сети, мессенджеры и корпоративные платформы становятся ключевыми инструментами для взаимодействия со студентами, обеспечивая оперативность, гибкость и вовлечённость в образовательный процесс.
Список использованной литературы
1. Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций : информационный бюллетень / М. А. Кирюшина, Я. И. Алексеева, В. Н. Рудаков; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2023. – 40 с. – (Мониторинг экономики образования, ISSN 2782-5353 ; № 4 (46)). – 70 экз. – ISBN 978-5-7598-2764-1 (в обл.). Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/Library/Teachers_practice_HSE_2023.pdf?ysclid=m8ebgh3s5s209324010 (дата обращения: 13.03.2025).
2. В России перестали брать стажеров из-за нехватки на них денег // Lenta.ru — Новости России и мира сегодня. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2024/08/23/ne-nuzhno-nam/ (дата обращения: 13.03.2025).
3. Студенты Института медиа смогут работать в ведущих СМИ в рамках партнёрства с «Национальной Медиа Группой» // Факультет креативных индустрий – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Режим доступа: https://cmd.hse.ru/media/news/978383719.html (дата обращения: 13.03.2025).
4. Летова, Я. С. Трансформация формата стажировок в цифровой экономике / Я. С. Летова, А. А. Терехова // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. – 2021. – Т. 2. – С. 246-254. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=unldsp&ysclid=m8ebgygzsx459456778 (дата обращения: 13.03.2025).
5. Минобрнауки России запустил цифровую трансформацию центров карьеры // «Йошкар-Ола» | городская газета. Режим доступа: https://www.gg12.ru/minobrnauki-rossii-zapustil-czifrovuyu-transformacziyu-czentrov-karery/ (дата обращения: 13.03.2025).
6. Опрос показал сокращение компаниями количества стажировок в 2020 году — РБК // Последние новости Краснодара и Краснодарского края сегодня — события и происшествия на РБК. Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f17127f9a7947616b847a35 (дата обращения: 13.03.2025).
7. Рынок труда в IT 2025: рост зарплат на 13%, дефицит кадров и тренды // Библиотека программиста. Режим доступа: https://proglib.io/p/kadrovyy-golod-v-it-pochemu-kompanii-gotovy-platit-na-13-bolshe-2024-11-29 (дата обращения: 13.03.2025).
8. Швецова Г.Н. К ПРОБЛЕМАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА) // Проблемы современного образования. 2021. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-problemam-organizatsii-pedagogicheskoy-praktiki-v-universitete-na-primere-sovetskogo-perioda (дата обращения: 18.03.2025).
9. Развитие практико-ориентированных технологий обучения как условие повышения качества подготовки кадров для высокотехнологичных производств // Базовый центр подготовки кадров. Режим доступа: https://bc-nark.ru/best/our/467/ (дата обращения: 13.03.2025).
10. Нацпроект к 2030 г. вовлечет в программы профразвития почти 800 тыс. студентов // Интерфакс — Высшее образование в России. Режим доступа: https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/13432/ (дата обращения: 13.03.2025).
11. Домашний ликбез: edtech замедляет рост // Sostav.ru — новости рекламы и маркетинга. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/domashnij-likbez-edtech-zamedlyaet-rost-71069.html (дата обращения: 13.03.2025).
12. EdTech 2025: почему российское цифровое образование испытывает трудности // Новости бизнеса и компаний на РБК: события, интервью, экспертные мнения. Режим доступа: https://companies.rbc.ru/news/lMu5ARsMtr/edtech-2025-pochemu-rossijskoe-tsifrovoe-obrazovanie-ispyityivaet-trudnosti/ (дата обращения: 13.03.2025).
13. Зильберман Н.Н. Отвечаем на вызовы поколения Z в университете (из опыта преподавания) /Н.Н. Зильберман// EdCrunch Томск : материалы международной конференции по новым образовательным технологиям, г. Томск, 29-31 мая 2019 г.. Томск, 2019. С. 244-252. Режим доступа: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000673455 (дата обращения: 13.03.2025).
14. Широколобова А.Г., Губанова И.В. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. №3 (43). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-effektivnaya-forma-organizatsiiuchebnogo-protsessa-v-vuze-v-period-pandemii (дата обращения: 18.03.2025).