Логопедический проект «Живое слово»

Автор: Чебрукова Елена Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 1 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Долгосрочный инновационный логопедический проект

 

Тема: «Живое слово» (обучение детей старшего дошкольного возраста сценической речи с помощью традиционных и нетрадиционных методов и технологий)

 

Форма проведения: практические занятия

 

Адресат: обучающиеся 5-7 лет с нарушениями речевого развития

 

 

 

 

 

 

Автор: Чебрукова Елена Николаевна,

                                                  учитель-логопед

                                                                            высшей квалификационной

                                                                                      категории

 

 

 

 

 

 

 

 

город Бузулук

2024 год

Содержание

 

          Пояснительная записка……………………………….……………………..3

 

Вводная часть…………………………………………………………… … .3

 

Описание этапов работы над проектом………………………………… …6

 

Заключение………………………………………………………………. .…8

 

Список литературы…………………………………………………………..9

 

Интернет-ресурсы (ссылки на материал картотеки)….……………………9

 

Приложение………………………………………………………………….11

 

1. Мониторинг речевого развития детей дошкольного возраста    

(коррекционная  группа) в начале реализации проекта

(сентябрь 2021г.)……………………………………………………… ..…..11

 

2. Мониторинг речевого развития детей дошкольного возраста    

(коррекционная  группа) на этапе завершения проекта

(май 2023г.)…………………………………………………………….….. ..17     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

Вводная часть

Основным средством общения между людьми является речь. С помощью речи человек может выражать свои мысли, чувства, узнавать мысли и чувства других людей.

Чтобы полнее выразить свои мысли, передать свои чувства, проявить свою волю, нужно найти наиболее точные и действенные слова, грамматически правильно построить фразы, правильно передавать интонацию.

Проект «Живое слово» направлен на обучение детей дошкольного возраста навыкам сценической речи, которые включают в себя развитие речевого дыхания, воспитание фонематического слуха, формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие ощущений артикуляционных движений и коррекцию нарушений устной речи.

В данном случае речь идет не о логопедических нарушениях звукопроизношения. Многие дикционные недостатки при произнесении какого-либо текста проявляются в вялости, бедности или манерности речи, в «проглатывании» слогов и окончаний слов, что снижает впечатление от сценического выступления, затрудняет взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

В последние время устойчивая тенденция увеличения нарушений в речевом развитии у дошкольников  диктует необходимость поиска механизмов, которые позволяют более продуктивно изменить ситуацию в лучшую сторону. Такими механизмами сегодня являются  нетрадиционные здоровьесберегающие технологии.

В данном проекте для обучения детей навыкам сценической речи используются традиционные  и нетрадиционные средства — артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, релаксационная гимнастика, обучение правилам   культуры и логики речи, логопедический самомассаж,  кинезиологические упражнения  и др.

Экспериментальная база исследования: МДОАУ «Детский сад № 1 комбинированного вида», г. Бузулук, ул. Галактионова 60.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-7 лет (20 детей) с нарушениями в устной речи.

Актуальность проекта  обусловлена его практической значимостью, так как необходимо научить детей правильному произношению, использованию литературного русского языка в повседневной жизни, повысить общую и речевую культуру дошкольников.

Грамотная, четкая речь — непременное условие не только публичного выступления, но и устного ответа учащегося при изучении любого предмета. Развитые речевые навыки необходимы любому человеку, как в профессиональной деятельности, так и в межличностном общении.

Цель проекта:  освоение ребенком с нарушениями в речевом развитии основ сценической речи с помощью традиционных и нетрадиционных средств обучения.

Задачи проекта:

Обучающие:

•        освоение основ сценической речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка;

•        обучение практическому применению полученных знаний;

                    обучение детей навыкам владения дыханием и голосом, в дальнейшем и всем речевым аппаратом в целом;

                    обучение детей навыкам самомассажа лица;

•        изучение основ овладения литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;

•        изучение проблем недостатка дыхания, артикуляции и дикции ребёнка и способы их исправления;

Развивающие:                

•        развитие осмысленной ясной, грамотной речи в быту и условиях сценической деятельности обучающихся;

•        формирование правильного чёткого произношения звуков;

•        снятие мышечных зажимов;

•        развитие координации, подвижности двигательного аппарата, ритмичности, свободы движения;

•        развитие межполушарного взаимодействия;

•        выработка чёткой и ненапряжённой артикуляции;

•        развитие речевого слуха, внимания и памяти;

•        развитие эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры;

•        развитие речевых и творческих способностей;

Воспитательные:

•        воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;

•        воспитание трудолюбия и самодисциплины;

•        воспитание этических норм поведения, способности работать в коллективе и подчиняться общим правилам.

Объект:  дети дошкольного возраста, имеющие нарушения в устной речи.

Предмет: обучение навыкам сценической речи детей дошкольного возраста с нарушениями в устой речи.

Новизна исследования заключается в эффективном решении проблемы низкой речевой культуры детей дошкольного возраста. Проект способствует развитию культуры речи, т.к. именно словом человек выражает свои многообразные мысли и чувства. Сценическая речь относится к числу практических дисциплин, способных научить обучающихся выразительно передавать в речи разнообразие человеческих отношений, мыслей и чувств, при помощи богатого интонациями голоса, ясной, правильной, логически осмысленной речи. Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в реализации проекта  делает обучение осознанным, интересным, оптимизирует процесс обучения, содействует оздоровлению детей.

Ожидаемые результаты:

По окончании реализации проекта воспитанники должны:

1.  Овладеть пятью — десятью дыхательными упражнениями и уметь выполнять их индивидуально и в группе.

знать:

1.  Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики и уметь выполнять их индивидуально и в группе;

2.  Три-пять специальных артикуляционных упражнений, необходимых для устранения собственных дефектов звукопроизношения и уметь выполнять их;

3.  Комплекс упражнений логопедического самомассажа и уметь выполнять его индивидуально и в группе;

4.  Пять — скороговорок и уметь четко произнести их со сменой позы рук в темпе, заданном педагогом;

5.  Пять — сложных звукосочетаний и уметь ясно произносить их в темпе, заданном педагогом;

6.  Овладеть приемами освобождения дыхательных мышц;

7.  Несколько дыхательных упражнений и уметь правильно их выполнять;

8.  Овладеть длительным выдохом при коротком вдохе;

уметь управлять:

1.  Высотой голоса при дирижировании педагога и при самостоятельном контроле;

2.  Длительностью звучания при дирижировании педагога и при самостоятельном контроле;

3.  Громкостью голоса при дирижировании педагога и при самостоятельном контроле.

уметь:

1.  Уметь выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами, и т.п.);

2.  На одном вдохе произнести две-три строчки стихотворения в медленном темпе и в быстром;

3.  Произнести самостоятельно выбранную скороговорку, выполняя заданное педагогом, простейшее словесное действие;

4.  Выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале;

5.  Прочитать наизусть знакомое воспитаннику стихотворение расставляя логические ударения;

6.  Строить в паре с партнером диалог, используя два-четыре простейших психофизических действия и текст из трех-пяти скороговорок в течение одной-трех минут;

7.  Поддержать диалог на заданную тему, используя скороговорки и другие тексты, не употребляя собственной произвольной речи.

 

 Этапы работы над проектом

 

1 этап – подготовительный

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы:

1.                Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.

2.                Определение системы мероприятий по реализации проекта.

 

2 этап – основной (практический)

Задачи: разработка и апробирование системы мероприятий для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями по обучению основам сценической речи.

Формы работы:

Традиционные приёмы:

1.                Упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления) (Приложение 1).

2.                Дыхательная гимнастика (Приложение 2).

3.                Артикуляционная гимнастика (Приложение 3).

4. Пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж (Приложение 4).

5. Зрительная гимнастика (Приложение 5).

6. Речевые упражнения

— обогащение,  расширение и активизация словарного запаса;

— развитие лексико-грамматического строя речи;

— орфоэпические упражнения

— обучение правилам логического чтения текста (Приложение 6).

7.                Физкультминутки  (Приложение 7).

Нетрадиционные приёмы:

8. Психогимнастика (Приложение 8)

9. Фонетическая ритмика (Приложение 9).

10. Релаксация (Приложение 10).

11. Логопедический самомассаж   (Приложение 11).

12. Проговаривание и заучивание скороговорок со сменой позы рук

(Приложение 12).

 13. Кинезиологические упражнения (Приложение 13).

 14. Су Джок терапия (Приложение 14).

 

План реализации проекта*:

1 год:

Название раздела, темы

Количество занятий

(1 занятие –25-30 мин.)

Форма проведения

1

Вводное занятие

1

беседа

Дыхание и голос

2

Смешанное диафрагмальное дыхание

11

практическое занятие

 

Механизм голосообразования

10

занятие-путешествие

Дикция

3

Артикуляционная гимнастика.

8

игровое занятие

4

Постановка звуков. 

12

практическое занятие

5

Снятие мышечных зажимов

10

игровое занятие

Орфоэпия

6

Правила культуры и логики речи

10

игровое занятие

Работа над текстом

7

Правила логического чтения текста

10

практическое занятие

игровое занятие

2 год:

Название раздела, темы

Количество занятий

(1 занятие –25-30 мин.)

Форма проведения

1

Вводное занятие

1

беседа

Дыхание и голос

1

Дыхательная гимнастика

10

практическое занятие

2

Развитие силы голоса

8

практическое занятие

Дикция

1

Артикуляционная гимнастика

4

игровое занятие

2

Дикционные сочетания

14

практическое занятие

3

Релаксационная гимнастика

10

игровое занятие

Орфоэпия

1

Правила культуры и логики речи

11

игровое занятие

Работа над текстом

1

Правила логического чтения текста

14

практическое занятие

 

*На каждом занятии используются упражнения традиционных и нетрадиционных методов и технологий.

 

3 этап – заключительный

Задачи: представление продукта деятельности.

Форма работы:

1.                Подведение итогов проекта.

2.                Индивидуальные и подгрупповые выступления детей (самостоятельный показ дыхательных и речевых упражнений, усложненных незначительной физической нагрузкой; самостоятельное проговаривание скороговорок, выполняя заданное педагогом, простейшее словесное действие; проговаривание двух-трех строчек стихотворения в медленном темпе и в быстром; чтение наизусть знакомое воспитаннику стихотворение расставляя логические ударения; демонстрация умения построить с партнером диалог, используя два-четыре простейших психофизических действия и текст из трех-пяти скороговорок в течение одной-трех минут; демонстрация          умения поддержать диалог на заданную тему, используя скороговорки и другие тексты, не употребляя собственной произвольной речи).

3.                Практический материал по реализации проекта (картотека) (см. Приложение 1-14).

 

Заключение

    

Реализация логопедического проекта «Живое слово» оказало положительное влияние на все компоненты речевого развития детей.

Анализ  показателей  мониторинга речевого развития у детей в начале реализации проекта (сентябрь 2021г.)  показал, что высокий уровень речевого развития отсутствует. Основные показатели состоят из среднего и  низкого уровней. Все компоненты речевого развития страдают и требуют коррекции. 

Анализ  показателей мониторинга речевого развития детей на этапе завершения показал, что процесс обучения навыкам сценической речи  прошел успешно и продуктивно. Все компоненты речевого развития улучшились почти на 70%.

Проект способствует развитию речевого дыхания и фонематического слуха учащихся; формированию умений и навыков правильного воспроизведения звуков; развитию артикуляционного аппарата; совершенствованию культуры речи обучающихся через освоение элементов исполнительского искусства, постановке сильного, гибкого, послушного голоса, расширение его диапазона, исправление всевозможных речевых и дыхательных недостатков, овладение мастерством художественного слова и в целом коррекции нарушений устной речи. Можно сказать, что использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, ведёт к более успешной и быстрой коррекции речевых нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Т.Б.Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
  2. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.
  3. С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
  4. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
  5. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.
  6. Т.Е Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. Основы логопедии — Москва Просвещение 1989 год.
  7. Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.
  8. Е.А.Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле.т Москва. 2005 год.
  9. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. — М.: И.Ц. Сфера, 2007.
  10. П.Деннисон, Г.Деннисон. Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А.В. Малушиной. М.: Изд-во Рос.откр. ун-та, 1992.
  11. Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. — М., 2004.
  12. Е.Л.Ковалева, Ю.И. Остапенко. Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательной кинезиологии — Волгоград «Перемена», 1996г.
  13. В.В. Нищева.  Система коррекционной работы. — СПб.: Детство Пресс, 2001.
  14. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. — М., 1999.
  15. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 — №1.

Интернет-ресурсы

(ссылки на материалы картотеки — Приложение 1-14):

 

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kartoteka_psixogimnastiki_dlya_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta/

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/01/16/fizminutki-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh

https://urok.1sept.ru/articles/518944

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/03/04/igry-na-vydelenie-slovesnogo-udareniya

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/03/04/igry-na-vydelenie-slovesnogo-udareniya

https://www.maam.ru/detskijsad/zritelnaja-gimnastika-v-korekcionoi-rabote-logopeda.html

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-po-uprazhnenii-po-foneticheskoi-ritmike.html

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/12/relaksatsionnye-uprazhneniya-s-detmi-doshkolnogo

https://www.maam.ru/detskijsad/igrovoi-masazh-i-samomasazh-v-rabote-logopeda-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-onr.html

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kartoteka_uprazhnenij_s_su_dzhok_sharami_i_kolczami/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение

 

1. Мониторинг речевого развития детей дошкольного возраста

в начале реализации проекта (сентябрь 2021г.)

5-6 лет

Лист оценки состояния общего и речевого развития детей старшего дошкольного возраста  учителем-логопедом:

№ п/п

Имя, фамилия

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

Уровень общего и

речевого

развития

1

Лера В.

с

н

с

с

н

н

с

с

2

Костя Б.

н

с

н

н

н

н

с

н

3

Леша Ч.

с

н

н

с

с

н

н

н

4

Аня М.

н

с

с

н

н

с

н

н

5

Лена М.

с

с

с

с

с

с

с

с

6

Юра С.

с

н

н

с

н

н

н

с

7

Мила Е.

с

с

н

н

н

с

н

н

8

Паша П.

н

н

с

с

с

с

н

с

9

Аня Т.

н

с

с

н

н

с

с

с

10

Яна Б.

с

с

с

н

н

н

н

н

11

Аня В.

н

н

с

с

с

н

с

с

12

Лера Н.

с

с

с

н

н

с

н

с

13

Дима Г.

н

н

н

н

с

н

н

н

14

Паша Л.

с

с

с

с

с

с

с

с

15

Юля И.

с

с

с

с

с

н

с

с

16

Милена М.

с

н

н

н

н

н

с

н

17

Миша П.

с

н

с

с

с

н

н

с

18

Никита А.

н

н

н

с

н

н

с

н

19

Оля Т.

с

с

с

н

н

н

с

с

20

Лена О.

н

н

н

с

с

с

с

с

Примечание:

1 – уровень развития эмоциональной сферы, неречевых психических функций;

2 – уровень развития моторной сферы;

3 – уровень развития импрессивной речи, состояние фонематического восприятия;

4 – уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря;

5 – уровень развития экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи;

6 – уровень развития экспрессивной речи, состояние связной речи;

7 – уровень развития экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи.

 Высокий уровень

1.Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций. Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен. Ребенок без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.

Ребенок различает и соотносит 10 основных и оттеночных цветов, различает предложенные геометрические формы. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо. Ребенок без труда складывает картинку из 4-6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения.

2.Развитие моторной сферы. Общая и ручная моторика и ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе. Координация движений не нарушена. Ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки. В мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют. Артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно;  переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.

3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия. Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок может показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные логопедом действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами. Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками. Ребенок понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь. Ребенок без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

4.Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря. Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке. Ребенок не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов.

5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и  множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными. Ребенок образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных.

6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи. Ребенок не нарушает звуконаполняемость и    слоговую структуру     слов. Состояние     звукопроизношения соответствует возрастной         норме.        Объем        дыхания         достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи,  паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации. Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов.

Средний уровень

1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций. Ребенок не сразу и избирательно вступает в контакт, но его эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен. Ребенок дифференцирует звучание нескольких игрушек, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы, но при этом иногда допускает ошибки. Ребенок различает и соотносит 10 основных и оттеночных цветов, различает предложенные геометрические формы, но при этом иногда допускает ошибки. При ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела ребенок допускает единичные ошибки. Ребенок складывает картинку из 4-6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения при небольшой помощи взрослого.

2. Развитие моторной сферы. Общая и ручная моторика ребенка развиты несколько ниже возрастной нормы, все движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе. Координация движений несколько нарушена. Ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, но делает это не достаточно легко и ловко. В мимической мускулатуре движения выполняются не всегда в полном объеме и не всегда точно, присутствуют синкинезии. Артикуляционная моторика несколько нарушена, движения выполняются не в полном объеме и не всегда точно; переключаемость снижена; присутствуют синкинезии и тремор; саливация повышенная.

3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия. Пассивный словарь ребенка несколько ниже возрастной норме. Ребенок может показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию, но при этом может допустить единичные ошибки. Ребенок может показать на предложенных картинках названные логопедом действия, но при этом допускает единичные ошибки. Ребенок может показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами, но при этом допускает отдельные ошибки. Ребенок понимает различные формы словоизменения, но допускает единичные ошибки при выполнении тестовых заданий. Ребенок понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно — ласкательные суффиксы существительных, но при выполнении заданий допускает единичные ошибки. Ребенок дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками, но при выполнении заданий допускает единичные ошибки. Ребенок понимает смысл отдельных предложений, понимает связную речь, но может допускать единичные ошибки. Ребенок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, но при этом допускает единичные ошибки.

4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря. Уровень развития экспрессивного словаря несколько ниже нормы. Ребенок называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов, но при этом допускает единичные ошибки. Ребенок обобщает предметы и объекты, изображенные на картинках, но допускает при этом единичные ошибки. Ребенок допускает единичные ошибки при назывании действий, изображенных на картинках. При назывании основных и оттеночных цветов ребенок допускает отдельные ошибки. При названии формы указанных предметов ребенок допускает единичные ошибки.

5.      Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи. Уровень развития грамматического строя речи ребенка несколько ниже возрастной норме. При употреблении имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, имен существительных в косвенных падежах, имен существительных множественного числа в родительном падеже ребенок допускает единичные ошибки. При согласовании прилагательных с существительными единственного числа ребенок допускает единичные ошибки. При употреблении предложно-падежных конструкций; согласовании числительных 2 и 5 с существительными ребенок допускает отдельные ошибки. При образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных ребенок допускает отдельные ошибки.

6.      Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи. Уровень развития связной речи несколько ниже возрастной нормы. Ребенок без помощи взрослого не может пересказать небольшой текст с опорой на картинки.

7.      Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи. Ребенок не грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Нарушено произношение 4-6 звуков. Объем дыхания не достаточный, продолжительность выдоха не достаточная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации. Ребенок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, допуская отдельные ошибки.

Низкий уровень

1.      Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций. Ребенок не сразу вступает в контакт или отказывается вступать в контакт. Эмоциональные реакции не адекватны и не устойчивы. Ребенок эмоционально лабилен. Ребенок не дифференцирует звучание нескольких игрушек, не определяет направление звука, не воспроизводит предложенные педагогом ритмы, либо совершает множественные ошибки при выполнении указанных заданий. Ребенок не различает и не соотносит 10 основных и оттеночных цветов, не различает предложенные геометрические формы, либо допускает множественные ошибки при выполнении указанных заданий. Ребенок плохо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, не может показать по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); не может показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо, либо допускает множественные ошибки при выполнении указанных заданий. Ребенок с трудом складывает картинку из 4-6 частей со всеми видами разреза; с трудом складывает из палочек предложенные изображения, либо вообще не может выполнить предложенных заданий даже с помощью взрослого.

2.      Развитие моторной сферы. Общая и ручная моторика и ребенка развиты ниже возрастной нормы, все движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе. Координация движений грубо нарушена. Ребенок моторно неловкий. Ребенок не умеет правильно держать карандаш, не может без помощи рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки. В мимической мускулатуре движения выполняются не в полном объеме и не достаточно точно, присутствуют синкинезии. Артикуляционная моторика нарушена. Движения выполняются не в полном объеме и не достаточно точно; переключаемость снижена; присутствуют синкинезии и тремор; саливация значительно повышена.

3.      Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия. Пассивный словарь ребенка не соответствует возрастной норме. Ребенок не может показать по просьбе логопеда по несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; не может показать на предложенных картинках названные логопедом действия; не может показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами, или делает это с множественными ошибками. Ребенок не понимает различные формы словоизменения и допускает множественные ошибки при выполнении тестовых заданий; не понимает предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, уменьшительно — ласкательные суффиксы существительных, не дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками. Ребенок не понимает смысл отдельных предложений, плохо понимает связную речь. Ребенок не дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении или допускает при дифференциации множественные ошибки.

4.      Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Уровень развития экспрессивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов или допускает множественные ошибки при выполнении этого задания. Ребенок не обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке, или допускает множественные ошибки при выполнении задания. Ребенок допускает множественные ошибки при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок не называет основные и оттеночные цвета, не называет форму указанных предметов или допускает множественные ошибки при выполнении задания.

5.      Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме. Ребенок допускает множественные ошибки при употреблении имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Ребенок допускает множественные ошибки при употреблении имен существительных в косвенных падежах; имен существительные множественного числа в родительном падеже. Ребенок допускает множественные ошибки при согласовании прилагательных с существительными единственного числа. Ребенок допускает множественные ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций; согласовании числительных 2 и 5 с существительными. Ребенок допускает множественные ошибки при образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названий детенышей животных.

6.      Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи. Уровень развития связной речи ребенка не соответствует возрастной норме и гораздо ниже ее. Ребенок не может пересказать небольшой текст с опорой на картинки и с помощью взрослого.

7.      Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи. Ребенок грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Состояние звукопроизношения не соответствует возрастной норме, нарушено произношение 10 и более звуков. Объем дыхания не достаточный, выдох короткий, голоса слабый, сиплый, хриплый, модуляция нарушена. Темп и ритм речи нарушены, паузация нарушена. Ребенок не употребляет основные виды интонации. Речь не интонирована. Ребенок не может без ошибок повторять слоги с оппозиционными звуками, не выделяет начальный ударный гласный из слов.

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Уровень речевого развития детей  (сентябрь 2021г.)

\s

Анализ  показателей  речевого развития у детей в начале реализации проекта показал, что высокий уровень речевого развития отсутствует. Основные показатели состоят из среднего и  низкого уровней. Все компоненты речевого развития страдают и требуют коррекции. 

 

2. Мониторинг речевого развития детей дошкольного возраста

на этапе завершения  проекта (май 2023г.)

6-7 лет

Лист оценки состояния общего и речевого развития детей седьмого года жизни учителем- логопедом

№ п/п

Имя, фамилия

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

Уровень

общего и речевого

развития

1

Лера В.

в

с

с

в

с

с

в

с

2

Костя Б.

н

с

с

с

с

с

с

с

3

Леша Ч.

с

с

с

в

в

с

с

с

4

Аня М.

с

в

в

в

в

в

в

в

5

Лена М.

в

в

с

в

с

в

в

в

6

Юра С.

в

с

с

в

с

с

с

с

7

Мила Е.

в

в

с

с

с

в

с

с

8

Паша П.

с

в

в

в

в

в

с

в

9

Аня Т.

с

в

в

с

с

в

в

в

10

Яна Б.

с

в

в

с

с

в

с

в

11

Аня В.

с

с

в

в

с

с

с

с

12

Лера Н.

в

с

с

в

с

с

с

с

13

Дима Г.

с

с

с

с

в

с

с

с

14

Паша Л.

с

с

н

с

с

с

с

с

15

Юля И.

с

с

с

с

с

с

н

с

16

Милена М.

в

с

с

с

с

с

с

с

17

Миша П.

в

в

в

в

с

с

с

в

18

Никита А.

с

с

с

с

с

с

с

с

19

Оля Т.

в

в

в

с

с

с

в

в

20

Лена О.

с

с

с

в

в

в

с

с

Примечание:

1 – уровень развития эмоциональной сферы, неречевых психических функций;

2 – уровень развития моторной сферы;

3 – уровень развития импрессивной речи, состояние фонематического восприятия;

4 – уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря;

5 – уровень развития экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи;

6 – уровень развития экспрессивной речи, состояние связной речи;

7 – уровень развития экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи.

Высокий уровень

1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок  эмоционально стабилен.

Ребенок безошибочно дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы.

Ребенок безошибочно дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов. Ребенок воспринимает и дифференцирует плоские и объемные геометрические формы (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр).

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, безошибочно показывает предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, сева внизу, справа внизу, слева вверху, справа внизу.

Ребенок безошибочно ориентируется в схеме собственного тела, может показать левый глаз правой рукой, правое ухо — левой рукой.

Ребенок с легкостью складывает картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов. Ребенок с легкостью складывает фигуры из шести-семи палочек по памяти.

2. Развитие моторной сферы

Ребенок моторно ловкий, хорошо координированный, все движения выполняет в полном объеме и нормальном темпе.

Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.

Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое. У ребенка не отмечаются леворукость и амбидекстрия.

Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.

Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.

Мышечный тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе, синкинезий нет.

Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе; переключаемость хорошая; синкинезий, тремора, обильной саливации нет.

3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Объем пассивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно показывает по просьбе учителя — логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов.

Ребенок безошибочно показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт.

Ребенок безошибочно показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.

Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками. Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов. Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

4. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря Объем активного словаря ребенка соответствует возрастной норме.

Ребенок может назвать по 4—5 существительных по всем предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи антонимы.

Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам. Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам.

5 Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи Уровень развития грамматического строя речи  соответствует возрастной норме.

Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.

Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции.

Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-, -ят-; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.

6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи. Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого может составить рассказ по серии картинок.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи Ребенок не нарушает звукослоговую структуру сложных слов. Звукопроизношение соответствует возрастной норме. Нарушено произношение сонорных звуков (звуки [р],[л],[р’],[л’]). отсутствуют либо заменяются на звук [j], либо звуки [р], [л] заменяются на звуки [р’], [л’]).

Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.

Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь богато интонирована.

Ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове.

Средний уровень

1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок вступает в контакт практически сразу. Эмоциональные реакции достаточно адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.

Ребенок дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы, допуская единичные ошибки. Ребенок дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов, допуская      единичные ошибки.

Ребенок воспринимает и дифференцирует плоские и объемные геометрические формы, допуская единичные ошибки.

Ребенок ориентируется в пространстве, допуская единичные ошибки.

Ребенок ориентируется в схеме собственного тела, допуская единичные ошибки.

Ребенок складывает картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов с небольшой помощью взрослого.

Ребенок складывает фигуры из шести-семи палочек по памяти с небольшой помощью взрослого.

2. Развитие моторной сферы

Ребенок недостаточно моторно ловок и координирован, но все движения выполняет практически в полном объеме и нормальном темпе.

Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее, но при этом проявляется его некоторая раскоординированность и моторная неловкость, присущая детям с    ОНР.

Ручная моторика развита достаточно хорошо, практически все движения выполняются в полном объеме; но ребенок испытывает небольшие затруднения при переключении с одного движения на другое. У ребенка может отмечаться леворукость или амбидекстрия.

Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека, но делает это не вполне уверенно.

Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата, но делает это недостаточно ловко и уверенно.

Мышечный тонус мимической мускулатуры несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в несколько замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии.

Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме и замедленном или ускоренном темпе; переключаемость несколько затруднена; отмечаются синкинезии, тремор, повышенная саливация.

3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Объем пассивного словаря практически соответствует возрасту. Ребенок показывает по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов, допуская единичные ошибки.

Ребенок показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт, допуская единичные ошибки.

Ребенок показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками, допуская отдельные ошибки.

Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками, но допускает единичные ошибки.

Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов, допуская единичные ошибки.

Ребенок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, допуская единичные ошибки.

4. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря. Объем активного словаря ребенка практически соответствует возрастной норме.

Ребенок может назвать по 3—4 существительных по всем предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи некоторые антонимы.

Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.

Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.

5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи Уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме. Ребенок образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже, допуская единичные ошибки.

Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции, иногда допуская отдельные ошибки.

Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-, -ят-; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида, но иногда допускает отдельные ошибки.

6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме.

Ребенок может составить рассказ по серии картинок с небольшой помощью взрослого.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок незначительно и только на фоне предложения нарушает звуко – слоговую структуру сложных слов.

Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение двух  групп звуков.

Объем        дыхания нормальный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание       диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.

Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь интонирована недостаточно. Ребенок повторяет цепочки слогов с опозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове, но иногда допускает отдельные ошибки.

Низкий уровень

1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт избирательно. Эмоциональные реакции не адекватны и не устойчивы. Ребенок эмоционально не стабилен.

Ребенок плохо дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, плохо определяет направление звука, при воспроизведении заданных педагогом ритмов делает множественные ошибки.

Ребенок плохо дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов. Ребенок плохо дифференцирует плоские и объемные геометрические формы.

Ребенок плохо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела. Ребенок не может сложить картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов. Ребенок не может сложить фигуры из шести-семи палочек по памяти.

2. Развитие моторной сферы

Ребенок моторно неловок, плохо координирован, все движения выполняет не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе.

Ребенок не может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; не может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; не может бросить мяч от груди, из-за головы; не может подбросить и поймать мяч; не может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее или делает это крайне неуверенно и только с помощью взрослого.

Ручная моторика развита плохо, все движения выполняются в не полном объеме; ребенок плохо переключается с одного движения на другое. У ребенка отмечаются леворукость или амбидекстрия.

Ребенок не умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека. Ребенок не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.

Мышечный тонус мимической мускулатуры значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии.

Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе; переключаемость плохая; отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация.

3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия.

Объем пассивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не всегда может показать по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов. Ребенок не всегда может показать по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт. Ребенок не всегда может показать по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.

Ребенок не всегда понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; не всегда понимает существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, плохо дифференцирует глаголы с различными приставками.

Ребенок не всегда понимает смысл отдельных предложений и связных текстов.

Ребенок плохо дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

4. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря. Объем активного словаря ребенка не соответствует возрастной норме и гораздо ниже его.

Ребенок не может назвать даже по 2—3 существительных по всем предложенным логопедом темам; не может назвать части тела и части указанных предметов; не может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; не использует в речи антонимы.

Объем глагольного словаря не достаточный. Ребенок не может назвать действия по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками.

Объем словаря прилагательных не достаточный. Ребенок не может назвать признаки предметов по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками.

5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме.

Ребенок допускает множественные ошибки при образовании формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительных множественного числа в родительном падеже.

Ребенок допускает множественные ошибки при согласовании прилагательных с существительными единственного числа; при употреблении предложно-падежных конструкций.

Ребенок не умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-; не умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; не умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида или делает это с множественными ошибками.

6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи Уровень развития связной речи не соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого не может составить рассказ по серии картинок.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи Ребенок значительно нарушает звукослоговую структуру сложных слов. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение трех-четырех групп звуков.

Объем дыхания не достаточный. Продолжительность выдоха не достаточная. Дыхание верхнеключичное. Сила и модуляция голоса не достаточные.

Темп и ритм речи не нарушены. Паузация нарушена. Речь не интонирована.

 

Рисунок 2. Уровень речевого развития детей (май 2023г.)

\s

        

Анализ  мониторинга речевого развития детей на начальном этапе проекта и на этапе завершения показал, что процесс обучения навыкам сценической речи  прошел успешно и продуктивно. Все компоненты речевого развития улучшились почти на 70%.

 

×
×