Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Посуда»

Автор: Котовская Ольга Николаевна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Посуда»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Посуда».

Коррекционно-образовательные:

        уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Посуда».

        уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана;

        продолжать учить образовывать относительные прилагательные;

        закреплять употребление предлогов: в, на, за, из, под.

Коррекционно-развивающие:

        развивать диалогическую речь;

        развивать у детей умение составлять предложения;

        развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;

        развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

        воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;

        воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;

        воспитывать интонационную выразительность речи;

        создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

1.                Вводная часть.

Организационный момент. К. Нефедова «Для чего нужна посуда».

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами.

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд –

Варят, жарят и пекут!

        Ребята, как вы думаете, зачем человеку нужна посуда? (Чтобы готовить в ней еду, чтобы из нее есть и пить).

        Какие предметы посуды вы знаете? (Дети отвечают на вопрос логопеда).                                                                                                                

        Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (ложка, вилка, нож).

        В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода и т. д.).

        Как называется эта посуда? (Кухонная).

        Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница).

        Как называется эта посуда? (Чайная).

        А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая).

        Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка).

II. Основная часть:

1. Массаж биологически активных точек

Чтобы не зевать от скуки,

Хорошо потерли руки,

А потом ладошкой в лоб –

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щечки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка, дружно, не зевать:

Раз-два-три-четыре-пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

Мы пожмем ее на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут, и там,

И немного по бокам.

 2. Артикуляционная гимнастика

На лесной опушке в маленькой избушке живет Енот-полоскун. Енот – хороший хозяин и чистюля. Он всегда убирает за собой посуду и моет ее сам. Первым делом Енот моет большую кастрюлю, в которой он варит себе обед.

«Окошко»

После Енот начищает до блеска чайник с длинным носиком.

«Трубочка»

Затем он моет зубастые вилки и большие ложки.

«Заборчик», «Лопатка»

У Енота есть много любимых чашек, и он с большим удовольствием купает их в мягкой мыльной пене.

«Чашечка»

Острые ножики Енот моет осторожно и тщательно.

«Иголочка»

Мокрую посуду Енот вытирает вафельным полотенцем,

Протаскивать язык через зубы

а затем расставляет по полочкам: чашки вверх, а тарелки вниз.

«Качели»

Ложки Енот убирает в правый ящик буфета, а вилки – в левый.

«Часики»

Вот так чистюля Енот ухаживает за своей посудой.

Большой палец вверх

3. Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать)

Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца, (рисуем руками круг)

Только стукни — разобьются. (потрясти руками)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке (потянуться, руки сомкнуть над головой).

Вот пластмассовый поднос — (округлить руки перед собой)

Он посуду нам принес. (похлопать в ладоши)

 4. «Назови посуду»

Посуда для сахара … сахарница                

для конфет … конфетница                

для хлеба … хлебница.

Посуда для супа … супница                

для салата … салатница                

для салфеток … салфетница.

Посуда для перца … перечница                 

для соли … солонка                       

 для масла …маслёнка.

Посуда для кофе … кофейник                

для чая … чайник.                        

 5. Игра «Наоборот»

Новая кастрюля — старая кастрюля

Полная сахарница — пустая сахарница

Чистая ложка — грязная ложка

Горячая сковорода — холодная сковорода

Мокрая чашка — сухая чашка

Прочная салатница — хрупкая салатница

Мелкая тарелка — глубокая тарелка

Светлый чайник — темный чайник

 6. Игра «Объясни слово»

мясорубка … мясо рубит                                

кофемолка … кофе мелет

самовар … сам варит                                

овощерезка … овощи режет

соковыжималка … сок выжимает                       

 хлебопечка … хлеб печёт

пароварка … паром варит                                

чеснокодавка … чеснок давит

 7. Игра «Из чего?»

стакан из стекла … стеклянный                       

блюдо из хрусталя … хрустальное

кружка из фарфора … фарфоровая               

 сито из алюминия … алюминиевое

миска из глины … глиняная                       

 сковорода из чугуна … чугунная

кувшин из керамики … керамический                 

ложка из дерева … деревянная

нож из металла … металлический                        

вилка из серебра … серебряная

поднос из пластмассы … пластмассовый               

 тёрка из железа … железная                        

 III. Итог занятия. Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какую посуду мы вспомнили? Ребята, какую посуду мы называем кухонной? А какую посуду мы называем столовой? Что мы отнесем к чайной посуде? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

 

×
×