Особенности обучения чтению английском языке детей с ОВЗ.

Автор: Матвеева Мария Андреевна

М.А.Матвеева,

учитель английского языка,

МАОУ «Школа русской культуры» г.Череповец

Обучение чтению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка.

         В настоящее время в Российской Федерации инклюзивное образование является одной из основных форм реализации права на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзи́вное образование – форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Перед педагогами в школах стоит актуальная задача найти и эффективно применить такие методы и приемы, которые бы помогли ребенку с ОВЗ сформировать важное умение учиться, обеспечили его общекультурное, личностное и познавательное развитие. У детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить следующие особенности: нарушение речи, снижение работоспособности, повышенная возбудимость, расстройства эмоционально-волевой сферы, чрезмерная двигательная активность. Выделяют следующие категории детей с ОВЗ: дети с нарушениями зрения, дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями интеллекта, дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). Для каждого ребенка с ОВЗ составляется адаптированная программа в зависимости от нарушений.

     В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежит обучение чтению. На начальном этапе устный вводный курс сокращается и параллельно предлагается вводить изучение букв для наличия зрительной опоры. В дальнейшем курс обучения чтению идет более интенсивно.

    Письмо же на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи.

             Обучающиеся с ОВЗ медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, искажают звуковой состав слов. Развитие беглости чтения у таких детей тормозится тем, что поле зрения у них ограниченное. Они обычно видят только ту букву, на которую в данный момент направлен их взгляд. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой.

       Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ следует придерживаться следующих методических принципов:

1. Обеспечение подвижной деятельности детей.

2. Частая смена деятельности.

3. Погружение в языковую среду.

4. Многократное аудирование вводимых структур.

5. Преемственность и постоянное повторение материала.

6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.

      Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ. Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания, так называемое «глобальное чтение». Суть этого метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком выводится технология чтения любых слов и текстов.

       После анализа учебника можно условно подразделить процесс обучения чтению на три основных этапа:

1. чтение «звукового» алфавита;

2. накопление зрительного образа слов;

3. практическое применение полученных навыков чтения.

       На первом этапе ставится задача обучения чтению алфавита. Особое внимание уделяется чтению согласных букв и их буквосочетаний, так как именно они в большей степени отвечают за формирование зрительного образа слов и успешное запоминание их чтения. Младшему школьнику гораздо легче прочитать или узнать слово, если он уже умеет хорошо читать согласные буквы. Основной принцип этого этапа – многократное повторение изучаемого материала и предоставление возможности каждому учащемуся продемонстрировать полученные знания и навыки.

     На следующем этапе, опираясь на тематику модулей, дети накапливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов. Этот этап присутствует для успешного овладения учениками навыками чтения с использованием методики глобального чтения необходимо пользоваться тематическими плакатами к учебнику, набором слов, которые напечатаны крупным шрифтом по каждой теме учебника, карточками со звуками и транскрипционными знаками, флэш-картами с изображением изучаемого лексического материала, видеоматериалами, мимикой, жестами и движениями – всем тем, что вызывает эмоциональный отклик у ребенка.

        Дома рекомендуется слушать диск, повторять за диктором материал урока и показывать на произносимые слова и предложения, которые обязательно сопровождаются красочными иллюстрациями практически на всех уроках во 2-м классе в том или ином виде в начале урока, а в 3 и 4 классах при введении активной лексики модуля. Затем учащиеся закрепляют чтение слов в коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях.

      Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а также различными наглядностями.

      Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий: 

       повторить за диктором слова в звукозаписи,

       расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word), 

       нахождение новых слов в змейке (word snake), 

       вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word), игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).

    Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять — пятнадцать процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, мы переходим на работу с текстом.

            Чтобы добиться желаемого результата, упражнения по формированию навыка чтения рекомендуется давать на каждом уроке. Работа с обучающимися с ОВЗ сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Поэтому уроки нужно делать более интересными и эмоциональными.

 

 

 

Список литературы:

1. Левитская А.А. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами: письмо

№АФ-150/06 от 18.04.2008 / А.А.Левитская // Справочник руководителя

ОУ. — 2013.

2. Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире:

материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.).

3.Терновая Алла Евгеньевна. Принципы, методы и технологии работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка.- [Электронный ресурс]

4. Торсунова О.В. Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. (15.03.2021)

5. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе.-2005,№8.

 

 

×
×