Внеклассная работа по математике в начальных классах

Автор: Керимова Диана Алимурадовна

Аннотация: в статье представлены особенности и формы внеклассной работы по математике в начальных классах.

Ключевые слова: внеклассная работа, математика, формы работы.

 

Внеклассная работа в начальных классах составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике. При проведении внеклассных занятий по математике, как и при классно-урочной работе, необходимо соблюдать основные дидактические принципы: научности, сознательности, активности учащихся, наглядности. При подборе содержания работы следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся [4].

У детей младшего школьного возраста еще недостаточно сформировался устойчивый интерес к тому или иному учебному предмету, поэтому на занятия целесообразно приглашать всех учащихся, не дожидаясь пробуждения у них собственной инициативы, т.е. внеклассная работа в начальных классах должна носить массовый характер.

При работе необходимо учитывать и то, что младшие школьники с удовольствием выполняют посильные индивидуальные поручения, их увлекает соревновательный дух, ученики любят сказки и различные интересные веселые истории.

Внеклассная работа по математике в начальной школе играет важную роль в развитии математических способностей и интереса к предмету у детей.  Она представляет собой разнообразные формы деятельности, выходящие за рамки стандартных уроков и призванные углубить и расширить знания, полученные на них. 

К наиболее распространенным формам относится проведение групповых занятий после уроков. Эти занятия, часто именуемые внеклассными, могут быть как кратковременными (15-20 минут), так и более продолжительными (до часа).  Они во многом схожи со стандартным уроком, используя материал школьной программы, но отличаются большей свободой и гибкостью в подаче информации.

Ключевое отличие внеклассных занятий от уроков – это акцент на практическом применении знаний и развитии творческого подхода к решению математических задач. Материал, предлагаемый на таких занятиях, последовательно усложняется, учитывая уровень подготовки учеников и их умение решать нестандартные задачи.  Основная цель –  закрепление пройденного материала, его углубленное изучение и расширение кругозора. 

Для поддержания интереса и повышения эффективности обучения, внеклассные занятия часто проводятся в игровой форме: в виде увлекательных путешествий, соревнований, викторин, математических квестов. Дети не просто решают задачи, а участвуют в захватывающих приключениях, где математические знания становятся ключом к успеху [2]. 

Например, путешествие по карте, где координаты указываются в виде математических выражений, или решение загадок, требующих применения математических законов.

Однако, внеклассные занятия не ограничиваются повторением школьной программы. Они могут выходить за её рамки, предлагая детям знакомство с увлекательными фактами из истории математики, связью математики с другими науками и искусством. 

Например, можно рассказать о древних системах счисления, о жизни и открытиях великих математиков, о применении математики в архитектуре или музыке.  Занятия, посвященные истории мер длины, веса и объема, позволяют детям не только узнать о старинных единицах измерения (аршин, сажень, вершок), но и провести практические измерения, сравнивая старые и новые единицы.  При этом важно не перегружать детей запоминанием большого количества исторических фактов, а сфокусироваться на понимании связи математики с реальным миром, демонстрируя, что математические понятия – это не абстрактные символы, а инструменты для описания и объяснения окружающего мира. Дети должны осознать практическую значимость математики, ее применение в повседневной жизни.

Эпизодический характер групповых занятий позволяет учителю гибко реагировать на потребности учащихся и использовать их для достижения конкретных целей.

Например, внеклассные занятия могут быть использованы для повышения интереса к математическому кружку или к участию в школьных олимпиадах.  Они могут служить предварительной подготовкой к участию в более сложных математических конкурсах или проектах. 

Проведение тематической недели, посвященной математике, также является эффективной формой внеклассной работы.  В рамках такой недели можно организовать выставки творческих работ, математические игры и викторины, встречи с интересными людьми – математиками, программистами, инженерами. 

Математические вечера

Тематика и методика проведения математических вечеров весьма разнообразны. Содержание вечеров может группироваться вокруг исторической темы, примеров приложения математики в различных областях науки и промышленности.

Примером такого вечера может служить викторина, посвященная жизни какого-нибудь великого математика [1].

Математические вечера нецелесообразно проводить часто. Их подготовка занимает немало времени, в нее вовлечены многие учащиеся, поэтому таких вечеров должно быть один-два в год. Целесообразно включать их в общешкольный план работы.

Можно устраивать вечера для всех классов параллели. В этом случае вечер можно провести в виде соревнования команд от каждого класса. Ученики, не занявшие место в команде, организуют группу поддержки, придумывают кричалки.

Весь порядок проведения вечера должен быть подробно спланирован и расписан: материал и задания учащимся должны быть заранее даны. Необходим четкий контроль за выполнением заданий. Здесь в помощь следует привлекать учащихся старших классов, учителей смежных классов. В поручениях необходимо учесть: оформление зала, приглашение гостей, проведение отдельных фрагментов вечера, выставки работ учащихся.

Одним из разделов вечера может быть оглашение результатов работы кружковцев, результатов проводимого математического конкурса, а в конце года — объявление результатов проведенного зачета.

Математические олимпиады

Олимпиады в начальных классах способствуют:

·                     знакомству учащихся с новой увлекательной формой внеклассного обучения;

·                     расширению математических знаний учащихся;

·                     знакомству с интересными задачами и неожиданными методами их решения.

Возможна следующая организация олимпиады: на первый тур приглашаются все желающие, среди них отбирают наиболее сильных учеников, второй тур проводится уже среди этих учеников. Победители школьной олимпиады участвуют в районном туре. На участие младших школьников в районном или городском туре олимпиады должно быть получено письменное разрешение родителей ребенка [3].

Участникам состязания предлагают определенное количество задач, на решение которых отведено ограниченное время. Подбор задач осуществляют таким образом: первая задача -общедоступна по своему решению и оригинальна по формулировке, основанной на жизненных наблюдениях учащихся; последующие должны сочетать математические факты и термины из различных разделов курса; кроме того, представлены и логические задачи. Задания олимпиады должны быть сложными, рассчитанными на нестандартный прием мышления. Учитель продумывает подготовку учеников к выполнению задач олимпиады, предусмотрев систему развивающих внеклассных занятий. Часы и минуты занимательной математики

Эта форма внеклассной работы может проводиться даже во время самого урока, в этом случае речь идет о занимательных минутах; к занимательным же часам можно отнести различные внеклассные занятия, викторины, конкурсы. Такие занятия требуют соблюдения определенных требований.

Во время проведения занятия необходимо осуществлять дифференцированный подход. Задания для внеклассной работы должны быть конкретными, индуктивными и доступными, способствовать возбуждению интереса к предмету, делать процесс решения интересным, иметь занимательную форму [4].

В жанре внеучебной математической литературы допустима форма задач-рассказов, беллетристические произведения с единой художественно выполненной фабулой, включающей в себя познавательный материал.

Всё это способствует формированию у младших школьников устойчивого интереса к математике, развитию критического мышления и способности к решению проблемных ситуаций. 

Важно, чтобы внеклассная работа по математике была интересной, доступной и полезной для каждого ученика, позволяя им раскрыть свой потенциал и полюбить математику.

 

Список литературы

1.                 Рыжова Л.В. Методика преподавания математики в начальной школе: учеб. пособие. – СПб: Детство-Пресс. – 2019. – 208 с.

2.                 Савинова И.А. Развитие познавательной активности младших школьников посредством внеурочной деятельности // Педагогика. – 2022. – №12. – С. 112–118.

3.                  Салалыкина М.В. Внеклассная работа как средство познавательного развития дошкольников // Молодой ученый. – 2017. – № 47. – С. 132 – 135.

4.                 Коньшина Н.Р. Организация внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста // Совушка. – 2018. – №1(11). – С.21-25.

 

 

 

 

 

×
×