Автор: Лыхо Юлия Владимировна
Особенности предупреждения незаконной игорной деятельности в РФ
Стремительное развитие незаконной игорной деятельности, повлекшее рост числа преступлений в данной сфере, создает реальную опасность экономической стабильности государства. К тому же, незаконная деятельность по организации и проведению азартных игр способствует вовлечению различных социально-демографических категорий граждан, в частности, ее особой возрастной группы ¾ несовершеннолетних, в игорную деятельность.
Развитие патологической зависимости от участия в азартных играх представляет серьезную угрозу для общественной нравственности граждан Российской Федерации.
Функционирование игорных заведений на территории Российской Федерации запрещено Федеральным законом № 244-ФЗ, кроме игорных зон, определенных в нем. Но это не является существенным препятствием для расширения количества лиц, увлеченных азартными играми.
Незаконная организация и проведение азартных игр запрещены в соответствии со ст. 171.2 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр» [4], и ст. 14.1.1 КоАП РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр» [3].
По данным официальной статистики ГИАЦ МВД России за пятилетний период незаконная организация и проведение азартных игр, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, имеет тенденцию к снижению, а именно: 2019 г. ¾ 842 (724 раскрыто); 2020 г. ¾ 747 (677 раскрыто); 2021 г. ¾ 614 (538 раскрыто); 2022 г. ¾ 583 (530 раскрыто). За 6 месяцев 2023 г. выявлено 194 преступления, из них раскрыто 109, что составило 56,18% [10].
Уголовных дел данной категории сегодня возбуждается на 20-30 % больше, чем направляется в суд. Чаще всего расследование приостанавливается или вовсе прекращается в связи с отсутствием доказательственной базы. Данный факт обусловлен тем, что имеющийся механизм регулирования игорного бизнеса обладает рядом недостатков и пробелов. В то же время, количество лиц, осужденных за совершение данной категории преступлений, составило в 2021 г. ¾ 946 чел., в 2022 г. ¾ 1164 чел. [11].
В настоящее время широкое распространение получили онлайн-казино. С 2015 г. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) получила право блокировать работу онлайн-казино без разрешения суда. Эта деятельность осуществляется совместно с Федеральной налоговой службой, которая занимается поиском подобных сайтов, а Роскомнадзор в последующем вносит их в чёрный список. Подпольные казино и игровые залы обнаруживают практически во всех регионах [6].
Как показывает практика, приведенные меры не привели к желаемому результату, поскольку онлайн-казино меняют хостинг-провайдеров, создают «зеркала сайтов» и специальные плагины.
Актуальным направлением оперативно-служебной деятельности уже много лет остаются мероприятия по выявлению и прекращению работы незаконных объектов игорного бизнеса на территории Российской Федерации.
Исследуемый состав преступления — незаконная организация и проведение азартных игр относительно новый, т.к. уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр была установлена Федеральным законом от 20 июля 2011 года № 250-ФЗ [2]. С целью снижения негативных тенденций в сфере игорного бизнеса и была введена в действие статья 171.2 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр».
Указанная норма является основой в деятельности по предупреждению преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр. Министерство внутренних дел Российской Федерации и подведомственные ему министерства внутренних дел субъектов Российской Федерации совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами осуществляют свою работу, чтобы закон исполнялся.
В криминологической литературе существует несколько классификаций предупредительных мер:
¾ по цели — общие и специальные;
¾ по объему затрачиваемых мер — общегосударственные, объектные, индивидуальные;
¾ по сфере направленности — политические, экономические, социальные, культурные, законодательные и др.
В науке уголовного права уже высказывались мнения о специально криминологических мерах предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ, к которым относятся:
— планомерное развитие законодательства путем принятия дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих законную игорную деятельность;
— направление государственной политики по пути предупреждения преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр;
— развитие экономико-социальной сферы государства с целью повышения уровня жизни населения;
— развитие культурной сферы общества;
— формирование морально-нравственных устоев в обществе;
— распространение через средства массовой информации образовательной информации правового характера, и, как следствие, — формирование правомерного поведения;
— создание отлаженной системы взаимодействия органов государственной власти, таких как Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, органов внутренних дел и общественных организаций [7].
Указанная позиция является достаточно распространенной ¾ многие исследователи указывают именно эти меры в качестве основных для противодействия незаконной игорной деятельности. Представляется, что в качестве основной меры все же выступает повышение уровня жизни населения.
Азартные игры ¾ это способ легкого заработка, основанного на риске, что делает такой способ получения денежных средств достаточно привлекательным для большого количества людей. Поэтому пока существует спрос на подобный вид легкого заработка, будет и соответствующее предложение.
Не стоит обходить стороной и психологический аспект. По большей части лица, которые участвуют в азартных играх (онлайн или офлайн казино, ставки и др.) являются лудоманами, то есть зависимыми от азартных игр, что выражается в постоянном или периодическом участии лица в азартных играх. Такие лица зависимы как раз-таки от рискового характера таких игр, составляющей азарта. Поэтому обоснованными признаются и меры, направленные на воздействие на таких субъектов. К примеру, неоднократно в доктрине высказывались идеи о формировании отдельного реестра лиц, доступного для организаторов азартных игр, которые страдают лудоманией, и участие которых в азартных играх должно быть запрещено. Особое место в данном случае будут занимать ситуации лудомании среди несовершеннолетних. И.Н. Мосечкин, комментируя подобную позицию, указывает, что несовершеннолетние относятся к повышенной группе риска, так как психологически больше склоны к желанию получить «выигрыш без прикладывания каких-либо усилий» [5].
Совокупный подход социологии и криминологии к вопросу предупреждения преступности делает разрабатываемые меры практичными и приспособленными с максимально возможной объективностью к обстановке в обществе. Естественно, что основной путь, как для предупреждения преступности в целом, так и в рамках ст. 171.2 УК РФ, — это повышение уровня жизни населения посредством решения социальных проблем и улучшения системы здравоохранения, качественный рост системы образования, снижение безработицы и организация сферы отдыха и досуга через повышение культуры, а также предоставление возможностей населению для реализации потребностей жилищно-бытовой сферы. Перечисленные меры относятся к категории общих мер предупреждения преступности.
Государство для решения вопроса противодействия нелегальным азартным играм задействует множество мер для своевременного выявления, сдерживания и ликвидации преступлений, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ.
Современные политические и социально-экономические реалии спровоцировали множество как традиционных, так и новых формирующихся криминальных факторов, влияющих на рост незаконной организации и проведения азартных игр. Выходящая за рамки закона деятельность по организации и проведению азартных игр пагубно сказывается на благополучии населения, например, порождает патологическую зависимость
от азартных игр [9].
В систему предупреждения преступности входят самые разнообразные виды предупредительной деятельности. Одним из таких видов является профилактика правонарушений (преступлений).
Положениями Федерального закона от 23.06.2016 года «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» № 182-ФЗ установлено, что профилактика правонарушений ¾ это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения [1].
Система профилактики правонарушений ¾ это совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений. К субъектам профилактики правонарушений относятся федеральные органы исполнительной власти, в том числе структурные подразделения органов внутренних дел.
Эффективность предупредительных мер в общей системе противодействия рассматриваемому виду преступлений обеспечивается их комплексным многоуровневым характером, согласованной работой тех субъектов, которым определена соответствующая компетенция по их реализации. При этом реализация такого направления государственного надзора, как предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, в первую очередь, относится к компетенции оперативных подразделений Экономической безопасности и противодействия коррупции (далее ¾ ЭБиПК) МВД России.
Учитывая специфические черты незаконного игорного бизнеса, можно выделить следующие направления в деятельности оперативных подразделений ЭБиПК ОВД по предупреждению преступлений в сфере организации и проведения азартных игр:
¾ поиск информации о лицах, которые могут принять участие в подготовке и совершении рассматриваемых преступлений в связи с их криминальным прошлым (ранее судимы за аналогичные преступления), антиобщественным поведением, профессиональными навыками (проходили по проверочным оперативным, иным материалам как сотрудники игровых заведений), наличием связей с преступными элементами (организаторами незаконных азартных игр), оказывающими на них негативное влияние;
¾ постановка выявленных лиц на профилактический учет и осуществление профилактического наблюдения (в отдельных случаях с заведением дел оперативного учета) в целях контроля за их образом жизни, поведением, наиболее криминально активными связями, представляющими оперативный интерес в связи с высокой степенью вероятности совершения преступления (участие в организации и функционировании нелегального игрового заведения);
¾ сбор с помощью негласных сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности информации о поведении контролируемых лиц, необходимой для своевременного выявления ситуаций, требующих применения мер профилактического корректирующего воздействия.
Вместе с тем, действующая законодательная и ведомственная нормативная база, а также правоприменительная практика в сфере предупреждения преступлений, связанных с организацией и проведением азартных игр, постоянно обновляются, и в настоящее время они предусматривают применение в предупредительной работе не только мер коррекционного воздействия, но и мер уголовно-правового пресечения, что предусмотрено статьей 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» ¾ индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений. Положениями статьи 16 установлено, что основанием для применения специальных мер профилактики правонарушений является решение суда или решение одного из субъектов профилактики правонарушений, указанных в части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона [1].
Планируя меры оперативно-разыскного предупреждения, необходимо учитывать характерные черты современного игорного бизнеса: это соблюдение преступниками строгой конспирации при подготовке и проведении незаконных азартных игр в нелегальных игровых заведениях, наличие общего корыстного умысла у всех участников преступления, которые формируют корпоративную сплоченность в достижении общей корыстной цели. Указанные характерные черты существенно затрудняют выявление таких организованных групп на ранних этапах развития преступления, особенно на стадиях формирования преступного умысла и первичных действий по его воплощению.
С учетом особенностей данных преступлений предупредительная составляющая чаще всего может быть реализована на более поздних стадиях развития преступного замысла в двух типовых ситуациях:
¾ первая типовая ситуация предусматривает пресечение действий по подготовке преступления, когда сами действия не содержат признаков состава преступления;
¾ вторая типовая ситуация характеризуется такими действиями контролируемых лиц, которые содержат состав отдельного вида преступлений, и требует применения мер уголовно-правового пресечения уже начавшегося длящегося преступления.
Оценивая превентивное значение оперативно-разыскного предупреждения преступлений, следует принимать во внимание тесную связь, последовательность возникновения вышеуказанных ситуаций в развитии преступного поведения. В связи с этим оперативный контроль должен быть непрерывным, что и позволяет своевременно выявить вышеуказанные ситуации. Пресечение действий по незаконной организации азартных игр в первой типовой ситуации, когда действия контролируемых лиц явно направлены на достижение преступного замысла, ¾ это деятельность по выявлению лиц и формирующихся преступных групп, готовящихся к совершению преступлений, и принятие конкретных мер в целях прекращения их преступных действий [8].
Однако следует учитывать, что действия контролируемых лиц в первой типовой ситуации не содержат признаков преступления ¾ это могут быть действия по подбору сотрудников для игрового заведения, приобретению игрового оборудования, аренда и оборудование помещения и т.п. Подобные действия охватываются сферой гражданско-правовых отношений, которые, как ранее было отмечено, не содержат признаков преступления и не могут являться основаниями для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Отсутствие оснований, предусмотренных положениями статьи 7 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», делает оперативно-разыскное вторжение в данную сферу недопустимым. В данной ситуации может решаться ограниченная задача пресечения преступления с использованием мер только административного характера.
В рамках данного исследования логичным и обоснованным является вывод о том, что на сегодняшний день необходимо совершенствовать меры противодействия незаконной игорной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Российская газета от 28 июня 2016 г. — № 139.
2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ // Российская газета от 26 июля 2011 г. — № 161.
3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 21 апреля 2025 г. № 80-ФЗ) // Российская газета от 31 декабря 2001 г. — № 256.
4 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями от 21 апреля 2025 г. № 102-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17.06.1996 г. — № 25. — ст. 2954.
5 Мосечкин И.Н. Борьба с незаконной игорной деятельностью: уголовно-правовые и криминологические аспекты: монография. — Киров: Вятский государственный университет, 2018. — 163 с.
6 Курин А.А., Евстифеева Е.П., Карданов Р.Р. Особенности выявления и расследования незаконных организаций и проведения азартных игр // Право и управление. — 2023. — № 5. — С. 303-308.
7 Лимарь А.С. Криминологическая характеристика лиц, участвующих в незаконных организации и проведении азартных игр. // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 2.
8 Лимарь А.С. Незаконные организация и проведение азартных игр: основные тенденции и предупреждение. // Вестник экономической безопасности. — № 4. — 2021. — С. 142 -146.
9 Поздняков К.В. Особенности предупреждения незаконной игорной деятельности в Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2021. — № 4(99). — С. 81—91.
10 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-март 2023 года // Официальный сайт МВД России. — https://мвд.рф/reports/item/37377025/.
11 Судебная статистика РФ // Агентство правовой информации. — https:// stat. апипресс.рф/stats/ug/t/14/s/17.