Автор: Панова Екатерина Сергеевна
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития ребенка. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. [1 c. 2]
По наблюдениям психологов сейчас в детских садах все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, им неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности воспитателя и детей. [ 5 с. 4 ] Поэтому, важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста является не расширение образовательных задач, а поиск нестандартных форм взаимодействия с детьми, новых методов и средств обучения, связанных со спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие его личности. На смену традиционному образованию сейчас приходит продуктивное обучение, построенное на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игре.
Сегодня государством поставлена задача, направленная на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. На это нацеливает и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.[10]
Дидактическое пособие – игра ковробук «Мир профессий» позволяет сформировать представление о профессиях взрослых доступным, занимательным и интересным для детей способом. А комплекс дидактических игр, содержащихся в дидактическом пособии – игре «Мир профессий» позволяет формировать у детей готовность самостоятельно планировать, анализировать и реализовать свое профессиональное развитие. С помощью дидактического пособия – игры ковробук «Мир профессий» можно изучать наиболее известные и нужные профессии, закрепить и систематизировать уже изученный материал.
Играть в дидактическое пособие ковробук «Мир профессий» дети могут самостоятельно или парами, или с группой сверстников. Работа в парах или подгруппами учит детей взаимовыручке и сопереживанию, взаимодействовать, сотрудничать и общаться. Что в свою очередь помогает детям распределять обязанности, договариваться, обмениваться мнениями, действовать сообща, понимать других детей, оценивать свои и чужие поступки. Ковробук «Мир профессий» можно использовать на занятиях, развлечениях, в игровой и самостоятельной деятельности детей.
Цель дидактического пособия – игры ковробук «Мир профессий»: расширение и закрепление представлений о разнообразных профессиях, их особенностях и важности для общества, используемых рабочих инструментах, производимой продукции.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
Обучающие
ü обогащать представления детей о многообразии мира профессий ;
ü расширять представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (мотив, цель, инструменты, материалы, трудовые действия и результат труда);
ü обогащать словарь детей за счет специальных терминов, свойственных для определенной профессии.
Развивающие
ü развивать творческие и познавательные способности детей;
ü развивать умение соотносить результаты труда и трудовые действия с названиями профессий;
ü помочь понять детям важность и необходимость каждой профессии;
ü пробуждать любознательность и интерес к труду взрослых;
ü развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, творческое воображение, и умение понимать и оценивать поступки людей;
ü развивать у детей коммуникативные навыки.
Воспитательные
ü воспитать любознательность, интерес к профессиям разного рода деятельности;
ü воспитывать умение сотрудничать, самостоятельность;
ü воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, ковробук «Мир профессий» дает возможность педагогу построить деятельность, основываясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, создать условия, при которых ребенок самостоятельно определится с выбором содержания своего образования. Использование ковробука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Дидактическое пособие – игра ковробук «Мир профессий» отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми [11]:
ü включенность воспитателя наравне с детьми;
ü добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
ü свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
ü открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Ожидаемый результат: у детей развивается понимание речи и активизируется словарь – существительными, глаголами, прилагательными. С помощью ковробука «Мир профессий» у детей развивается познавательный интерес, логическое мышление, воображение, накапливаются знания о различных профессиях, и непосредственно о профессиях своих родителей (место их работы, значимость труда, испытание гордости и уважения к труду своих близких), об окружающем мире, а так же развивается мелкая моторика.[12]
Дидактическое пособие – игра ковробук «Мир профессий адресован педагогам, учителям – логопедам дошкольных образовательных организаций и родителям (законным представителям) для домашних игр с детьми.
Дети старшего дошкольного возраста могут принимать активное участие в сборе материала, в оформлении игр и изготовлении атрибутов.
2. Содержание дидактического пособия ковробук «Профессии»
Ковробук – самодельное очень удобное дидактическое пособие – игра для проведения разнообразных занятий с детьми дошкольного возраста, а так же дидактических игр, которые подбираются по возрасту ребенка [15].
Ковробук «Мир профессий» это полотно из ковролина и набор, состоящий из сшитой кулы – представителя разных профессий и деталей на липучках, которые характерны этим профессиям. Ковровое поле является основой, на которой выкладываются предметы в зависимости от цели и задач дидактической игры. Ковровое игровое поле можно разложить на столе, на полу, а можно и повесить на стену. Благодаря липкой ленте игровой материал во время игры не падает с игровой основы. Ковробук удобен и легок в использовании. Пособие многофункциональное, трансформируемое, удобное как для детей, так и для педагога. Все детали дидактического пособия – игры «Мир профессий» мягкие и приятные на ощупь. Ковровое поле немаркое, поэтому не доставит хлопот по хранению и уходу за ним. Карманы – папки для хранения набора предметов и куклы по профессиям, выполнены из яркой непромокаемой ткани, которые крепятся к обратной стороне коврового поля с помощью липучки.
В данном пособии – игре имеется описание правил и руководства играми. В дидактическом пособии – игре ковробук «Мир профессий» представлены готовые к использованию в работе с детьми дошкольного возраста игры. Дидактические игры, которые представлены в ковробуке «Мир профессий», позволяют использовать разнообразные методы и приемы работы при проведении игровых занятий.
Материал представлен в виде сшитых кукол в одежде представителей разных профессий. Характерные для этих профессий атрибуты изготовлены из фетра и ткани.
В ковробуке «мир профессий» представлены дидактические игры:
ü «Кто где работает»
ü «Кто это знает и умеет»
ü «Кто это делает»
ü «Кому что нужно для работы»
ü «Исправь ошибку»
ü «Кто что делает»
ü «Для человека какой профессии это нужно»
ü «Хлопните в ладоши если это надо для»
ü «Кем работает кукла»
ü «Я начну, а ты продолжи»
ü «Правда или нет»
ü «Угадай профессию»
Дидактические игры, представленные в ковробуке «Мир профессий» готовы к использованию в работе. Материал подобран с учетом программного материала, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
III Заключение
Детство – сказочная, удивительная и волшебная страна. В детском саду ребенок учиться думать, мыслить и анализировать. Во время игр дети учаться фантазировать, мечтать и в игре воплощать свои фантазии и мечты, и пусть это происходит пока только в игре. Большее количество времени дети дошкольного возраста проводят за игрой. Один из аспектов образовательной области «Социально коммуникативное развитие» направлен на достижение формирования положительного отношения к труду. [10] В дошкольном возрасте происходит непосредственное самоопределение ребенка, которое не связано с выбором и освоением профессии, а только лишь готовит и подводит ребенка к этому.
Чтобы представление о многообразии профессий было увлекательным, доступным и интересным педагогам необходимо применять дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. [1] В игре, дети могут представлять себя и строителем, и водителем автобуса или большегрузного КАМАЗа, и врачом, и воспитателем, и банкиром – потому что детская фантазия не имеет границ. Но чтобы детские фантазии закрепились в их сознании, воспитатель должен научить детей определенным первичным знаниям, умениям и навыкам и, в этом поможет дидактическое пособие – игра «Мир профессий».
Таким образом дидактическое пособие – игра ковробук «Мир профессий» отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде [10]:
ü полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
ü пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
ü обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с миром профессий;
ü вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
ü его структура и содержание материала доступно детям дошкольного возраста;
ü обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Дидактическое пособие – игра ковробук «Мир профессий» отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
ü включенность воспитателя наравне с детьми;
ü добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
ü свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
ü открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).[7 c. 12]
Кто может изготовить дидактическое пособие игру ковробук «Мир профессий»:
ü Педагоги;
ü Педагоги и дети;
ü Педагоги, дети и родители;
ü Родители.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что дидактическое пособие – игра ковробук «Мир профессий» это не только увлекательная игра, но и средство познания и исследования нового, развития творческого потенциала каждого ребенка. Кроме того совместное изготовление такого дидактического пособия позволяет привлекать в работу родителей, помогает раскрыть их творческий потенциал и привлечь к совместному с ребенком поиску решений по его созданию.