Автор: Братко Татьяна Сергеевна
Открытое занятие в старшей логопедической группе
Тема:
«Путешествие в лес за словами»
Цель:
Закрепление правильного произношения звуков (например, [р], [л]); развитие связной речи, грамматического строя, фонематического слуха и моторных навыков.
Задачи:
-
Развивать слуховое внимание, фонематический слух
-
Формировать умение согласовывать существительные с прилагательными
-
Развивать активный словарь
-
Упражнять в четком произношении звуков
-
Развивать мелкую моторику и координацию движений
Ход занятия
1. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие в игровой форме:
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес! А чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные слова… (логопед проводит речевую разминку).
2. Артикуляционная гимнастика (3 минуты)
Комплекс упражнений (например):
— «Качели»
— «Лошадка»
— «Грибочек»
— «Маляр»
(дети повторяют за логопедом, используются картинки-подсказки)
3. Основная часть (15 минут)
а) Фонематическое восприятие (4 минуты)
Игра «Угадай звук»: логопед называет слова, дети определяют, есть ли в них нужный звук (например, [р])
Пример: рыба, каша, ракета, ложка…
б) Лексико-грамматические упражнения (5 минут)
Игра «Собери корзину»
На экране или карточках — лесные предметы (гриб, ягода, лист, шишка).
Дети описывают предмет, подбирают прилагательное:
— Это красная ягода, это большой гриб, жёлтый лист и т. д.
в) Развитие связной речи (6 минут)
Игра «Сказка наоборот»
Логопед начинает короткую сказку о лесных жителях, дети продолжают или исправляют перепутанные предложения.
Пример: «Зимой в лесу расцвели цветы…» — дети поправляют: «Зимой в лесу снег, а цветы — летом!»
4. Пальчиковая гимнастика (2 минуты)
Сопровождается речевым ритмом:
Мы в лесочке были, шишки там нашли,
Пальчики свои мы быстро разошли…
5. Итог занятия (2–3 минуты)
-
Обсуждение: что понравилось, что запомнилось
-
Похвала каждому ребёнку
-
Вручение символического жетона «Юный логопед»