Концертное выступление как средство формирования исполнительских навыков учащихся ДШИ.

Автор: Сутягина Алсу Илгизовна

Концертное исполнительство является основной целью в работе
ученика как баяниста и аккордеониста, так любой другой специальности,
любого возраста и любой степени одаренности. Ведь контролем за
выполнением учебных программных требований всегда является сольное
выступление.
Концертная деятельность – важная составляющая обучения юных
музыкантов в детской школе искусств. Навыки публичных выступлений
должны приобретаться ребёнком как можно раньше. Учащиеся делают
первые шаги в исполнительской деятельности, выступая на академических
концертах, концертах для родителей, а перспективные ученики
принимают участие в конкурсах.
Очень важно для дальнейшего развития учащегося, чтобы самые
первые его выступления были удачными. Конечно, большое значение имеет
выбор программы и технические способности. Но даже менее удачное
выступление не должно вызывать отрицательную реакцию у педагога. И со
временем у учащегося должна сформироваться вера в свои силы и желание
общения с публикой. Именно это является важным в дальнейших успехах и
формировании музыканта-исполнителя.
Особенностью профессионального исполнения музыкального произведения
любой сложности является его художественная завершенность. Это значит,
прежде всего, выявление характера музыки или музыкального образа с
помощью различных средств выразительности.
Ведь цель исполнения музыки – воздействовать на слушателя,
заинтересовать его и увлечь.
Практика показывает, что простое исполнение нотного текста без
эмоционального содержания менее интересно для ученика, да и приемы игры
на инструменте в «игровой» манере учащийся усваивает намного быстрее.
Концертное выступление у детей младших классов всегда вызывает живой
интерес, создание образа напоминает им детскую игру, увлекает их яркостью
и необычностью, служит для них хорошим стимулом для дальнейшей
работы.
В музыкальной психологии существует аксиома: дети,
почувствовавшие «вкус сцены», даже если они не очень щедро одарены
талантами, развиваются намного быстрее тех, чье исполнение не выходит за
рамки класса.
Сценой проверяется, решительно все: и комплекс природных музыкально-
исполнительских данных, и «технический» потенциал, и устойчивость
психики, и многое другое.
Непременный фактор успешного выступления музыканта (его
профессионально важное качество) –это надёжность. Нередко за хорошим
исполнением на репетиции следует неудачное концертное выступление, и
наоборот. Запутанность проблемы надежности в концертных выступлениях
связана с тем, что она традиционно подменяется проблемой эмоциональных
состояний юного музыканта, именуемой «эстрадным волнением». Эстрадное
волнение имеет не только отрицательные черты (волнение-паника, волнение
вне образа, волнение за себя), но и положительные проявления (волнение-
подъем, волнение в образе, волнение за композитора). Гофман указывает,
что «плохое волнение» имеет разные причины: состояние здоровья,
повышенное самолюбие, нечистая совесть, связанная с технической
недоработкой.
Но даже когда программа выступления кажется, идеально выученной и
можно её играть на сцене, хочется на всякий случай застраховаться от
неточностей. Как бы ни было хорошо выучено произведение, в нём всегда
может быть не выявленная ошибка, которая как правило и выявляется во
время публичного ответственного концерта.
Для обнаружения такого рода мест в исполняемом произведении можно
предложить несколько приемов, суть которых состоит в следующем:
1. Завязать на глаза повязку. И попробовать сыграть отработанное
произведение в среднем или даже в концертном темпе с установкой на
безошибочную игру. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных
зажимов и дыхание оставалось ровным.
2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации
внимания). Включить радио или телевизор на среднюю громкость и
попытаться сыграть программу. Подобные упражнения требует
большого нервного напряжения. Вполне вероятно, что многие
учащиеся могут почувствовать после их выполнения большую
усталость. Если при включённом отвлекающем факторе, учащийся
может без труда играть свою программу, то его сосредоточенности
можно позавидовать и на сцене с ним вряд ли смогут приключиться
неприятные неожиданности.
3. Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления лёгкого
головокружения. Затем, собрав внимание, начать играть в полную силу
с максимальным подъёмом.
4. Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний до большего учащения
пульса и начать играть программу. Несколько похожее состояние
бывает в момент выхода на сцену. Преодолеть его поможет данное
упражнение.
Выявленные ошибки или неточности должны устраняться тщательным
многократном проигрыванием в медленном темпе.
Эти приёмы хороши тем, что их можно использовать и на уроке и
также задать ученику на дом.
Как показывает опыт работы, также практическую помощь в условиях
подготовки к концертному выступлению оказывает обыгрывание
произведений, это способствует воспитанию сценической стабильности и
надежности, повышаюшает уровень исполнительских навыков и
результативность в обучении:
— Обыгрывание – важнейший этап в работе любого исполнителя. Задача
ученика заключается в том, чтобы научиться сохранять качества
саморегуляции, помехоустойчивости и прочности в условиях сцены.
Обыгрывание следует делать как можно чаще, чтобы достичь того, чтобы
«трудное стало привычным, привычное — легким, легкое – приятным».
Желательно, чтобы вначале концерты были не очень ответственные: (для
смелости, большей уверенности) выступление в классных вечерах, перед
сверстниками, перед родителями.
Затем, по мере накопления опыта, можно усложнять задачу тем, чтобы
последнее обыгрывание проходило в условиях, приближенных к концерту.
На определенном этапе у учащихся появляется потребность играть все
больше и больше. Выясняется, что произведение, которое шло репетиции не
очень гладко, на концерте получается совсем неплохо, потому что оказывает
воздействие «окружение». Под влиянием контакта с публикой,
психологическое состояние ученика-исполнителя «не стоит на месте», оно
укрепляется обновляется, более четко работает все параметры слуха.
Состояние эмоциональной приподнятости, уверенности благоприятно
действует на выступление.
Также важную роль в формировании исполнительских навыков
учащихся и стабилизации выступлений играет регулярность выступлений.
Перерывы в игре приводят к тому, что ранее сформированный высокий
эстрадный тонус постепенно утрачивается и исполнителю приходится заново
испытывать все стадии эстрадного стресса.
Педагогу желательно иметь четкий график выступлений учащихся.
Рекомендуемой нормой считается: 2 — 3 выступления в месяц. Нужно
стараться увеличить число выступлений особенно, если ученик исполняет
сложную программу как технически, так и художественно, или долго не
выступал.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работу по
воспитанию сценической стабильности нужно проводить с начальных
классов обучения. Начиная с младшего возраста, происходит процесс
формирования исполнительских навыков учащегося, которые станут в
дальнейшем основой личности возможно профессионального музыканта.
Система работы педагога, направленная на формирование и развитие
исполнительской деятельности учащихся принесёт высокие результаты
только в том случае, если преподаватель будет проводить ее постоянно. А
также, если учащиеся будут вооружены приемами и методами выполнения
этой работы как на уроке, репетиции, концертах, так и дома.
Важным педагогическим условием в современное время является –
создание атмосферы заинтересованности на уроке, с учетом особенностей
развития каждого ученика, а также использование разнообразных форм,
методов и средств по формированию исполнительских навыков учащихся

×
×