СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Автор: Костенко Анна Викторовна

Педагогическая технология совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Актуальность и перспективность данной темы обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования и современными требованиями к обучению.

Цель современного образования имеет внешнюю и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования, как государственного института, состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике.

Система современного образования Российской Федерации  является социальной и духовной опорой жизнедеятельности человека, средством обеспечения демократических свобод, системообразующим фактором национальной безопасности государства, стабильности и развития общества.

Задачи современного российского образования включают:

          реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;

          приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;

          подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;

          социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;

          обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования.

Существует ряд принципов, на которых и основывается система образования РФ:

        демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;

        гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;

        мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;

        непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;

        преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;

        адресность и доступность образовательных услуг.

Таким образом, образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий. 

Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес обучающихся к учебной деятельности, добиться высоких результатов качества обученности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Современное занятие ценно не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов.

Педагогические требования к современному занятию:

          воспитательные;

          дидактические;

          психологические;

          гигиенические.

            1. Воспитательные требования:

          формирование научного мировоззрения, любви к Родине, высших моральных качеств, трудолюбия;

          формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;

          формирование активного отношения к жизни;

          формирование высокой гражданственности.

            2. Дидактические требования:

        четкая организация проведения занятия, рациональное использование каждой минуты;

        правильная постановка перед обучающимися цели и конкретных задач занятия;

        эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического планирования;

        каждый элемент структуры занятия — это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи;

        ее структурой занятия должна связываться методикой его, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат занятия;

        обеспечение познавательной активности обучающихся на занятии, рациональное сочетание словесно-наглядных, практических методов с проблемными;

        связь данного занятия с предыдущим;

        вооружение обучающихся новыми способами выполнения действий;

        формирования на их основе навыков и умений;

            3. Психологические требования:

          преподаватель  должен всесторонне изучать и учитывать на занятии психологические особенности каждого;

          психологическое состояние преподавателя и обучающихся влияет на результаты урока, поэтому преподаватель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на занятии;

          на результаты занятия влияет отношение обучающихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому преподаватель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;

          все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для обучающихся, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;

          преподаватель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение обучающимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к студентам.

            4. Гигиенические требования:

        соблюдение температурного режима, норм освещения;

        преподаватель должен следить, чтобы обучающиеся не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.

Современные педагогические технологии:

1. Информационные технологии на занятиях истории и обществознания.

          мультимедийные презентации;

          флеш-фильмы;

          анимационные карты;

          тесты и тренажеры;

          викторины.

Использование компьютерных технологий на уроках имеет ряд преимуществ: знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;  использование показа репродукций  картин художников;  демонстрация графического материала  (таблицы, схемы) и т.д.  Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности обучающихся на занятиях, снижает утомляемость. Занятие становится более ярким.

2. Проблемно — поисковые технологии на уроках истории и обществознания.

Главная задача каждого преподавателя — обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, развитие способностей обучающихся, приобщение их к творческой деятельности.

Проблемные вопросы, поставленные перед обучающимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

Использование данной технологии имеет свои результаты:

          совершенствуется умение обучающихся обосновывать свою позицию;

          воспитывается уважение к чужой точке зрения;

          активизируется познавательная деятельность обучающихся;

          увеличивается количество творческих работ;

          преподаватель не даёт знания в готовом виде – обучающиеся открывают их сами.

3. Тестовые технологии в обучении истории и обществознанию.

Преимущество тестов в том, что:

          их возможно использовать на всех этапах обучения от первичного закрепления до итогового контроля и оценки знаний;

          их возможно использовать в различных формах работы: фронтальной, групповой, индивидуальной;

          разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом;

          обеспечивают объективность контроля;

          скорость проверки результатов.

4. Технология проектного обучения.

Проектный метод в процессе обучения позволяет:

          развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем и т.д.);

          коммуникативный потенциал обучающихся;

          решать информационные задачи;

          организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;

          создавать комфортные условия обучения;

          активизировать мыслительную деятельность;

          снимать нервную нагрузку (релаксация).

Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

5. Здоровьесберегающие технологии.

Состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия общества и государства. От преподавателя зависит, какое влияние на здоровье обучаю­щихся оказывает их пребывание в образовательном учреждении, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии.

На занятиях и во внеурочной работе преподаватель решает 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья обучающихся: диагности­ческие, коррекционные и формирующие.

К воздействию на физическое здоровье во время урока истории относится, прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует соблюдение ряда правил:

1. Соблюдение санитарных условий в кабинете: качественное освещение класса и доски. Соблюдение температурного режима, чистоты и свежести воздуха, отсутствие звуковых раздражителей.

2. Оптимизация деятельности обучающихся. Средняя частота и продолжительность сменяемости разных видов учебной деятельности (приблизительно норма 8-10 мин.)

3. Количество видов учебной деятельности: практические занятия, слушание, различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке (5-8 видов за урок).

4. Количество видов преподавания: наглядный, словесный, самостоятельная работа (не менее 4-х за занятие).

5. Чередование видов преподавания (через 10-12 минут).

6. Благоприятный психологический климат.

7. Физкульминутки.

8. Длительность применения технических средств обучения (10-12 минут);

9. Использование видеоматериалов для обсуждения, дискуссии, привития интереса к предмету.

10. Использование методов, которые способствуют активизации творческого самовыражения у школьников: ролевая игра, семинар, дискуссия и т.д.

6. Технология АМО (активных методов обучения).

Обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется  не страхом наказания, не желанием угодить преподавателю или родителям, не целью получить пятерку, а собственным интересом к учебной деятельности в такой форме.

В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося.   И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.

 

Инициация

«Поздоровайся глазами», «Галерея портретов».

Цель: эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой.

Вхождение или погружение в тему

«Ассоциация».

Обеспечение мотивации обучения  и осмысленности процесса обучения.

Формирование ожиданий учеников

«Зима-лето».

Определить ожидания и опасения учащихся и отследить их на протяжении занятия.

Интерактивная лекция

«Инфо-угадайка».

Цель: сформировать первичное представление об основных понятиях темы.

Эмоциональная разрядка (разминка)

«Музыкальная пауза».

Цель: Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии.

Проработка содержания темы

«Точный ответ».

Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Обеспечить развитие коммуникативных навыков.

Подведение итогов

«Комплименты».

Цель: Осмысление  хода  и результатов всего занятия. Получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

 

Таким образом, любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.

×
×