Автор: Тишевская Светлана Николаевна
Использование метапредметного подхода как эффективное условие формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаем вашему вниманию интегрированную проверочную работу по русскому языку и математике для учащихся 5 классов, потому что даже проверочная работа способна формировать универсальные учебные действия.
Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением. Обучение в современной школе должно быть направлено на получение метапредметных результатов, т. е. на формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Поэтому очевидно, что задача учителя — не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельностимогут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни. Достичь этого сложно, но возможно.
Мы хотим вам показать, каким образом мы используем метапредметные связи на примере работы с текстом на уроках обобщения и уроках вводного контроля, при изучении нового материала.
Почему за основу берем текст? Надо сказать, что результаты школьного обучения сосредоточены в пяти зонах:
Первая – работа с текстом содержит умение видеть чужой текст: читать, пересказывать, анализировать. Умение создавать собственный текст: писать сочинения, изложения, эссе, реферат, доклад.
Вторая – готовность к коммуникациям в современном мире, с учетом его информатизации, т.е. сами коммуникативные навыки: аргументация, оппонирование, умение договариваться, умение задавать вопросы и отвечать на них.
Третья – интеллектуальная и креативная деятельность: умение думать, анализировать, творить, создавать новое.
Четвертая – самоорганизация школьника: умение работать в команде и группе, организация собственного времени действий, умение представлять себя и результаты своей работы, самостоятельно и ответственно действовать.
Пятая – широкая эрудиция.
Данные зоны показывают, насколько ученик владеет универсальными учебными действиями, а метапредметные связи создаются за счет формирования УУД и программ всех учебных предметов.
Задания данной работы позволяют оценить сформированность базовых предметных умений по русскому языку, математике и общеучебные умения.
Используя различные тексты, мы проводим занятия, объединяя предметы: литературу и биологию, математику и физику, информатику и историю и т.д.
Структура работы отличается от структуры традиционных контрольных работ тем, что содержит научно-популярный текст, адаптированный для возраста пятиклассников, контрольные задания по русскому языку и математике, выполнение которых требует обращение к тексту и использование ранее приобретенных знаний.
Предложенный диагностический материал позволяет получить объективную информацию об учебных достижениях выпускников начальной школы на начальной стадии обучения в 5 классе.Под учебными достижениями понимаем сформированность базовых предметных и общеучебных умений школьников.
Содержательные разделы:
I. Русский язык 1. Работа с текстом 2. Фонетика 3. Морфемика 4. Морфология 5. Синтаксис и пунктуация 6. Орфография |
II. Математика 1. Числа и вычисления 2. Метрическая система мер 3. Текстовые задачи и процесс их решения
|
Виды деятельности
• Применение знаний и умений в знакомой ситуации
• Применение знаний и умений в измененной ситуации
Распределение заданий по уровню сложности
Задания первой части работы (3, 4, 6) и второй (7, 8) проверяют базовый уровень учебного материала, освоенного учащимися в начальной школе.
Задания первой части работы (1а, 1б, 2, 5) и второй (9, 12) относятся к повышенному уровню сложности.
Первая и вторая части работы включают задания (1в, 10, 11) высокого уровня сложности.
На выполнение диагностической работы отводится 2 урока.
Работа оценивается по пятибалльной системе.
Выполни задания:
1. Используя информацию из текста, ответь на вопросы:
a. Государственный заповедник «Столбы» называют по-разному: удивительное место, уникальный уголок сибирской тайги и т.д. как ещё автор текста называет «Столбы» (укажи три авторских названия)?
б. Почему скалы в заповеднике имеют форму причудливых фигур?
в. Как сберечь уникальный уголок сибирской тайги для подрастающего поколения (дай три совета)?
2. Запиши, какие звуки обозначают подчёркнутые буквы в предложении: В долинах рек и ручьёв растёт ель.
3. Разбери слова по составу: а) речушках б) байкальской
4. Выпиши из первого абзаца подчёркнутое слово, определи часть речи, укажи его морфологические признаки (склонение, падеж, число):
5. В четвёртом абзаце найди и выпиши предложение с однородными членами и обобщающим словом, объясни графически знаки препинания (построй его схему):
6. Распредели слова по строчкам, обозначь в них орфограммы:
лодки, растительность, озёр, в районе
Орфограмма |
Слово |
Чередующаяся гласная в корне слова |
|
Падежные окончания имени существительного |
|
Безударные гласные в корне слова |
|
Правописание согласных в корне слова |
|
7. Туристы в заповеднике поднялись на высоту s метров, которая выражается формулой s = 700 – 17n. Определи высоту s, если n = 16 м.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Найди значение выражения:
(36 + 17) × 20 – 1012 + 1122 : 11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
На рисунке · · · изображён путь туристов, путешествующих по заповеднику «Столбы», где СЕ = 1880 м, DE =1410 м.
Найди длину отрезка CD ________________ Во сколько раз длина отрезка DE больше длины отрезка CD? ________________________
10. По числовому выражению 12 × 7 + 23 × 5 придумай свою задачу и запиши её.
|
|
|
11. В прошлом году в заповеднике «Столбы» выпало 520 мм осадков, а в этом году на 32 мм меньше. Поставь два вопроса к сюжету и ответь на них.
Вопрос 1. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 2. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
12. Сравни результаты измерений, сделанные туристами в заповеднике «Столбы»:
а. (500 × 12) г ______ (70 : 23) кг;
б. 4 часа ______ 204 сек;
в. (15 + 6) м _______ (70 × 3) дм.