Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: «Звуковой анализ слова «мама». Знакомство с ударным слогом»

Автор: Карагишиева Абидат Гаджимагомедовна

Конспект НОД по обучению грамоте  в старшей группе

Тема: «Звуковой анализ слова «мама». Знакомство с ударным слогом»

 

Программное содержание:

1) закреплять умение детей делить слова на слоги;

2) учить вычленять в слове ударный слог;

3) закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки; указка; кукла Маша.

Раздаточный материал: : полоски  с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки.

 

 

Ход НОД

 

1.Орг. момент.

Воспитатель: (Звонит в колокольчик)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг-

Слева — друг, и справа — друг

Вместе за руки возьмёмся ,

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Вот какие мы дружные и весёлые .Ребята, к нам в гости пришли воспитатели из других групп, им хотелось посмотреть, чему мы научились за этот год.

Воспитатель: Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:  Присаживайтесь на свои места.

2. Вход в деятельность.

Воспитатель: Что ж за занятие у нас сегодня?

Дети: Начала грамоты.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: На столах лежат фишки и полоски — схемы для звукового анализа слов.

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Маша. Она рассказала мне такую интересную историю: однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. (Воспитатель показывает фишки)

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети:  Красного, синего, зелёного.

Воспитатель: Но Машенька постеснялась спросить у волшебницы, что они обозначают и для чего необходимы.

Может мы поможем девочке и объясним для чего нужны эти домики?

Дети: Да!(Рассказывают: красный — гласный звук, синий — твёрдый согласный звук, зелёный — мягкий согласный звук )

Воспитатель: Мы даже покажем игру «Назови звук»! (Воспитатель показывает красную фишку — дети называют гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; синюю фишку — дети называют твёрдые согласные звуки: р, м, л, и др.; зелёную  фишку — дети называют мягкие согласные звуки: сь, дь, вь и др.

3. Основная часть.

Воспитатель:  Ребята, а Машенька — то пришла не с пустыми руками, а с конвертом. Посмотрим, что там внутри? Загадка!(Читает)

Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — …
                                                                                 (мама)

Воспитатель: Ребята, скажите красивые слова о своей маме, какая она?

Дети: Красивая, добрая, нежная…

Воспитатель:  Я предлагаю сделать звуковой анализ слова — мама. (У доски работает один хорошо подготовленный ребёнок, остальные работают на местах)

Воспитатель: Сколько звуков в слове — мама?

Дети: Четыре звука.

Воспитатель:  Сколько гласных в этом слове?

Дети: Два гласных звука.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: Гласные звуки — а, а.

Воспитатель: Сколько слогов в слове —мама?

Дети: Два слога.

Воспитатель: Как вы узнали, что в слове мама 2 слога?

Дети: Два гласных звука.

Воспитатель: Назовите первый слог.

Дети: Ма.

Воспитатель: Какой второй слог?

Дети: Ма.

Воспитатель: Слоги в слове мама одинаковые или разные?

Дети: Одинаковые.

Воспитатель: Послушайте, одинаково ли они произносятся — маама ?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какой слог произносится чуть протяжнее?

Дети: Первый слог «ма».

Воспитатель: Произнесите это слово так же. (Дети произносят)

Воспитатель: Послушайте, я сейчас произнесу второй слог более протяжно —мамаа.

Воспитатель: Правильно я сказала слово —мама ?

Дети: Нет.

Воспитатель: Верно, так не говорят. Правильно — маама.

Воспитатель: Слог, который произносится чуть протяжнее , который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком.

Есть даже стихотворение об ударении:

Ударный слог,

Ударный слог —

Он назван так недаром…

Эй, невидимка — молоток.

Отметь его ударом!

И молоток — стучит, стучит,

И —  чётко речь моя звучит!

4. Динамическая пауза.

Воспитатель:  А сейчас немножко отдохнём, вышли из-за столов.

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку.

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,
Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

Воспитатель: Ребята, садимся на свои места.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть в прятки?

Дети: Да.

Воспитатель: В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Поищи слово».

Например, давайте найдём слово, которое спряталось в слове»песок».(Дети делят слово на слоги: пе — сок.)

Воспитатель: Какое же слово спряталось?

Дети: Сок.

Слова для игры: Рыбак, фасоль, Борис, кулак, пирог, король.

5. Открытый выход из деятельности.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня занятие?

Чем мы сегодня занимались?

Кто к нам приходил в гости?

Дети: Кукла Маша.

Воспитатель:  А в слове Маша сколько слогов?

Дети: Два слога.

Воспитатель: Позовите Машу.

Дети: Мааша.

Воспитатель: Как же называется слог, который произносим более протяжно?

Дети: Ударный.

Воспитатель: Какой же ударный слог в слове Маша?

Дети: Ма.

Воспитатель: Давайте Маше скажем до свидания! Всем спасибо.

 

×
×