Автор: Карагишиева Абидат Гаджимагомедовна
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Звуковой анализ слова «мама». Знакомство с ударным слогом»
Программное содержание:
1) закреплять умение детей делить слова на слоги;
2) учить вычленять в слове ударный слог;
3) закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки; указка; кукла Маша.
Раздаточный материал: : полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки.
Ход НОД
1.Орг. момент.
Воспитатель: (Звонит в колокольчик)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг-
Слева — друг, и справа — друг
Вместе за руки возьмёмся ,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Вот какие мы дружные и весёлые .Ребята, к нам в гости пришли воспитатели из других групп, им хотелось посмотреть, чему мы научились за этот год.
Воспитатель: Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места.
2. Вход в деятельность.
Воспитатель: Что ж за занятие у нас сегодня?
Дети: Начала грамоты.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: На столах лежат фишки и полоски — схемы для звукового анализа слов.
Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Маша. Она рассказала мне такую интересную историю: однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. (Воспитатель показывает фишки)
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Красного, синего, зелёного.
Воспитатель: Но Машенька постеснялась спросить у волшебницы, что они обозначают и для чего необходимы.
Может мы поможем девочке и объясним для чего нужны эти домики?
Дети: Да!(Рассказывают: красный — гласный звук, синий — твёрдый согласный звук, зелёный — мягкий согласный звук )
Воспитатель: Мы даже покажем игру «Назови звук»! (Воспитатель показывает красную фишку — дети называют гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; синюю фишку — дети называют твёрдые согласные звуки: р, м, л, и др.; зелёную фишку — дети называют мягкие согласные звуки: сь, дь, вь и др.
3. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а Машенька — то пришла не с пустыми руками, а с конвертом. Посмотрим, что там внутри? Загадка!(Читает)
Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — …
(мама)
Воспитатель: Ребята, скажите красивые слова о своей маме, какая она?
Дети: Красивая, добрая, нежная…
Воспитатель: Я предлагаю сделать звуковой анализ слова — мама. (У доски работает один хорошо подготовленный ребёнок, остальные работают на местах)
Воспитатель: Сколько звуков в слове — мама?
Дети: Четыре звука.
Воспитатель: Сколько гласных в этом слове?
Дети: Два гласных звука.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: Гласные звуки — а, а.
Воспитатель: Сколько слогов в слове —мама?
Дети: Два слога.
Воспитатель: Как вы узнали, что в слове мама — 2 слога?
Дети: Два гласных звука.
Воспитатель: Назовите первый слог.
Дети: Ма.
Воспитатель: Какой второй слог?
Дети: Ма.
Воспитатель: Слоги в слове мама одинаковые или разные?
Дети: Одинаковые.
Воспитатель: Послушайте, одинаково ли они произносятся — маама ?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какой слог произносится чуть протяжнее?
Дети: Первый слог «ма».
Воспитатель: Произнесите это слово так же. (Дети произносят)
Воспитатель: Послушайте, я сейчас произнесу второй слог более протяжно —мамаа.
Воспитатель: Правильно я сказала слово —мама ?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно, так не говорят. Правильно — маама.
Воспитатель: Слог, который произносится чуть протяжнее , который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком.
Есть даже стихотворение об ударении:
Ударный слог,
Ударный слог —
Он назван так недаром…
Эй, невидимка — молоток.
Отметь его ударом!
И молоток — стучит, стучит,
И — чётко речь моя звучит!
4. Динамическая пауза.
Воспитатель: А сейчас немножко отдохнём, вышли из-за столов.
В группе нашей каждый день
Делаем зарядку.
Все присели,
Дружно встали,
Повертели головой,
Потянулись, повернулись
И друг другу улыбнулись.
Воспитатель: Ребята, садимся на свои места.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть в прятки?
Дети: Да.
Воспитатель: В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Поищи слово».
Например, давайте найдём слово, которое спряталось в слове»песок».(Дети делят слово на слоги: пе — сок.)
Воспитатель: Какое же слово спряталось?
Дети: Сок.
Слова для игры: Рыбак, фасоль, Борис, кулак, пирог, король.
5. Открытый выход из деятельности.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня занятие?
Чем мы сегодня занимались?
Кто к нам приходил в гости?
Дети: Кукла Маша.
Воспитатель: А в слове Маша сколько слогов?
Дети: Два слога.
Воспитатель: Позовите Машу.
Дети: Мааша.
Воспитатель: Как же называется слог, который произносим более протяжно?
Дети: Ударный.
Воспитатель: Какой же ударный слог в слове Маша?
Дети: Ма.
Воспитатель: Давайте Маше скажем до свидания! Всем спасибо.