Автор: Саламатова Ольга Владимировна
От классического формата к обучению через вызов
Одной из задач государственной программы «Развитие образования на период до 2030 года» является развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей.
Современный человек, чтобы идти в ногу со временем, должен обладать множеством умений и способностей, чтобы справиться с вызовами современного мира, в том числе он уметь управлять своими внутренними ресурсами, мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с другими, ставить цели и быть ответственным за свою жизнь. Эти навыки и умения закладываются еще в школе. Именно школа создает условия для успешной социализации каждого ребенка, его гармоничного развития с учетом имеющихся способностей и ресурсов, обеспечивает ему психологическую поддержку. «Обучение через вызов как образовательный формат» предлагает определенные шаги построения индивидуального образовательного маршрута для достижения цели отдельного ученика, с учетом его навыков, умений и особенностей в сопровождении опытного наставника и при активной поддержке родителей.
Шаг 1. Смена образовательной парадигмы (смещение ориентиров на развитие личностного потенциала учащихся) в подструктуру которого входят когнитивные навыки и мягкие навыки. Личностный потенциал учащихся – это способность распределять свой уникальный набор ресурсов (способностей, компетентностей, навыков и знаний) для управления одновременно и собой, и результатом для достижения осознанно поставленной цели.
Шаг 2. Смена роли учителя (учитель наставник тьютор коуч) Учитель определяет и принимает на себя различные роли в процессе обучения детей: наставник, тьютор или даже коуч. Особое внимание уделяется определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа.
Шаг 3. Изменение образовательной среды. Урок претерпел изменения. Раньше он начинался классически: сначала разбор домашнего задания, потом опрос, потом разбор нового материала, и все это заканчивается контрольной или самостоятельной. Сегодня на уроке … главное – поиск: мы собрались вместе, чтобы сделать некое открытие, и нам важно открыть, доработать и сформулировать проблему на следующий урок. Сейчас важна совместная работа, совместный поиск путей достижения и сотрудничество с ориентацией на личность учащихся. Урок становится современной мастерской вызова, преодоления и достижения поставленных целей.
Шаг 4. Смена роли ученика в образовательном процессе Учащийся активно участвует в построении собственной образовательной траектории и является «хозяином» своего процесса обучения и несет за него ответственность. Учащиеся сами определяют, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Начиная с определения мотивации и осознанного принятия вызова учащийся проводит оценку своих возможностей и поиск инструментов, путей достижения вызова, предпринимая соответствующие действия – достигает цели.
Шаг 5. Активная поддержка со стороны родителей. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Семья мотивирует, оказывает моральную поддержку, подбадривает и помогает преодолеть трудности. Взаимодействие школы, ребенка и семьи –это направленная на достижение успеха ребенка взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются все три стороны. Только сотрудничество трех сторон способно привести к достижению поставленных целей. Также следует отметить, что в новой концепции образования подчёркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Именно от воспитания в семье во многом зависит, каким станет человек. Ни педагоги, ни общество не могут дать ребёнку то, что может дать семья. И какие бы цели не были поставлены, без помощи родителей, процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов.