Автор: Кумбеева Инна Викторовна
Пояснительная записка к обследованию речи детей 1 – 4 классов
Цель реализации данной методики заключается в выявлении особенностей устной и письменной речи ребенка, определении характера речевых нарушений, а также предоставлении рекомендаций и прогнозов относительно его развития.
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам:
§ состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения
§ состояние словарного запаса
§ состояние грамматического строя речи
§ состояние связной речи
§ сформированность фонематических процессов
§ сформированность письменной речи.
При анализе письма необходимо принимать во внимание показатели нарушений, учитывая возраст детей, стадию обучения грамоте, степень выраженности нарушений и их специфические проявления, чтобы получить полное представление о нарушениях письменной речи.
1.Трудности в овладении письмом.
Показатели: нечёткое знание букв алфавита;
сложности при переводе звука в букву и наоборот, при переводе печатной графемы в письменную;
трудности звуко-буквенного анализа и синтеза; чтение отдельных слогов с чётко усвоенными печатными знаками;
письмо под диктовку отдельных букв (для первого полугодия первого года обучения).
2. Нарушения формирования процесса письма.
Показатели: смешения письменных и печатных букв по различным признакам;
Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда; затруднения при слиянии букв в слоги и слиянии слогов в слово;
списывание письменными буквами с печатного текста уже осуществляется, но самостоятельное письмо находится в стадии формирования.
Типичные ошибки в письме: написание слов без гласных, слияние нескольких слов или же их расщепление. Диагностируется во втором полугодии первого и начале второго года обучения.
3.Дисграфия.
Показатели: стойкие ошибки одного или разных видов. Диагностируется во втором полугодии второго года обучения.
4.Дизорфография.
Показатели: неумение применять в письме орфографические правила по школьной по школьной программе за соответствующий период обучения;
большое количество орфографических ошибок в письменных работах .Диагностируется на третьем году обучения.
Обследование проводится индивидуально, в традиционной форме, с учетом программных требований.
Длительность диагностики составляет 20 – 30 минут. Данные обследования заносятся в бланк заключение, к которому прилагаются образцы письменных работ.
По результатам обследования выдается логопедическое заключение, в котором проанализировано состояние устной и письменной речи ребенка на данном этапе развития, даны рекомендации по коррекции и развитию речи ребенка.
Методика логопедического обследование устной и письменной речи
младших школьников (1 – 4 классы)
1.Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Отметить наличие и характер аномалий в строении.
— губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
— зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов).
— прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний)
— твердое небо (высокое узкое, плоское, расщелина, укороченное)
— язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)
Отклонения в строении артикуляционного аппарата выявляются визуально, т.е. логопед осматривает части артикуляторного аппарата снаружи и внутри.
II. Речевая моторика.
Состояние мимической мускулатуры.
Задания:
· Поднять брови вверх («удивиться»)
· Надуть щеки («толстячок»)
· Втянуть щеки («худышка»)
Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию)
губы – «улыбка», «трубочка».
язык – широкий, узкий, вверх – вниз, «маятник»
Отметить следующие параметры движений:
— наличие или отсутствие движений;
-тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).
— объем движения (полный, неполный)
— способность к переключению от одного движения к другому.
— замены движений
— добавочные и лишние движения (синкенезии)
— наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
III. Состояние дыхательной и голосовой функции.
Плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха.
Характеристика голоса
— громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)
— наличие или отсутствие носового оттенка
— модуляция глосса (наличие или отсутствие монотонности)
IV. Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).
Темп (нормальный, быстрый, медленный)
Правильность употребления пауз.
Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)
V. Состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова.
1. Определить характер нарушения произношения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дедукцию, артикуляцию.
Методика обследования: ребенку предлагается повторить отраженно за логопедом слова и словосочетания.
Примерный перечень слов, словосочетаний и предложений:
К – Х: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне.
Л’ – Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки.
С – Ш: У Сашеньки шесть стекляшек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки.
Солнышко на окошке. Саша сушит сушки.
З – Ж: закружу, заслужил, задрожал. У Зои желтый зонт. Железная лопата. Полезное животное.
С — С’ – Ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь.
Закачалась мачта. У Сонечки семечки.
Т’ – Ч: учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать.
Ч – Ц: ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, лечебница, кончается.
Ч – Щ: чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки.
С – Ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница.
Щ – С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий.
Л – Р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, мармелад, зеркало, раскладушка.
Р — Р’: Рома красит раму краской. Рита варит рис.
2. Обследование слоговой структуры слова.
Методика обследования: ребенку предлагается повторить отраженно за логопедом слова:
медведь абрикосы аквариум
дверь проспект демонстрация
трамвай скатерть перекресток
верблюд ласточка телевизор
сахарница хворост регулировщик
VI. Исследование словарного запаса.
Активный словарь
Цель: выявление объема активного словаря.
1. Предметный словарь.
а) Называние предметов по картинкам: «Что это?»;
Предлагаемый материал:
Капуста, тетрадь, овощи, ручка, редиска, книга, поварежка, блюдце, бокал, чайник, тарелка, карандаш, линейка, грядка, кабачок, растение.
Сервиз, подоконник, рама, форточка, локоть, стекло, ресницы, колено, брови.
б) Назови одним словом:
Самолет, автобус, трамвай…
Малина, черника, клюква…
Осень, зима, весна, лето…
Художник, врач, летчик…
в) Подбери подходящее по смыслу существительное к данным прилагательным и глаголам:
сухой… светит…
узкий… пишет…
мокрый… шлют…
радостный… ползает…
прямой… прыгают…
ловкий… кланяется…
2. Глагольный словарь:
а) «Кто что делает?»
дверь… почтальон…
молния… парикмахер…
ветер… швея…
листья… летчик…
дождь… повар…
ручей… художник…
б) «Кто как кричит?»
кошка… курица…
корова… гусь…
собака… ворона…
конь… комар…
3. «Скажи наоборот»
Задание: Закончи предложения:
1 – 2 класс 3 – 4 класс
Пластилин мягкий, а камень… Пластилин мягкий, а камень…
Уголь черный, а снег… Подушка мягкая, а доска…
Таня рисует хорошо, а Зина… Кашу варят густую или…
Диван мягкий, а скамейка… Лес бывает густой или…
Володя вежливый, а Саша… Ягоды земляники мелкие, а клуб
VII. Состояние грамматического строя речи.
Цель: исследование возможности различения смысла на основе грамматических значений слов.
1. Словоизменение.
а) употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного чисел:
«Один – стол, а если много, то скажем, что это столы».
Предлагаемый материал:
стол — …столы стул — …стулья
ухо — …уши дерево — …деревья
рукав — …рукава окно — …окна
рот — …рты лоб — …лбы
глаз — …глаза лев — …львы
лист — …листья пень — …пни
б) Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных.
«Много чего?»
дом — …домов котенок — …котят
кукла — …кукол сосна — …сосен
жук — …жуков пень — …пней
дерево — …деревьев конверт — …конвертов
ключ — …ключей ведро — …ведер
2. Словообразование.
а) Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
«Скажи ласково»
ложка — …ложечка яблоня — …яблонька
ковер — …коврик лист — …листочек
кровать — …кроватка, кроваточка воробей — …воробушек
ведро — …ведерко, ведерочко одеяло — …одеяльце
б) ● Образование относительных прилагательных от существительных.
«Из чего сделано?»
подушка из пуха – пуховая подушка
ком из снега — …
сок из слив — …
сок из моркови — …
платье из шелка — …
варежки из шерсти — …
● Образование притяжательных прилагательных от существительных. «Чей? Чья? Чье?»
сумка мамы – мамина сумка
кофта бабушки — …бабушкина кофта
голова коровы — …коровья голова
нора лисы — …лисья нора
хвост зайца — …заячий хвост
шерсть собаки — …собачья шерсть
усы кошки — …кошачьи усы
клюв птицы — …птичий клюв
3. Понимание логико-грамматических конструкций.
Ответь на вопросы:
· Маша старше Юли, кто из девочек младше?
· Оля светлее Кати, кто из девочек темнее?
· Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?
· Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?
· На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера?
· Ребята пошли в лес, едва закончился дождь. Они были в лесу до дождя или после?
VIII. Состояние связной речи.
Предлагается составить рассказ по серии картинок, объединенных единым сюжетом.
Цель: выявление возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установление связи событий, отраженных на этих картинках.
Методика обследования: перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки, предлагают рассмотреть их, разложить по порядку и составить рассказ.
Оборудование: серия картинок с последовательным развертыванием сюжета.
1 класс – «Дети играли с мячом»
2 класс – «Спасатель»;
3 — 4классы – «Охота»
IX. Состояние фонематических процессов (фонематический слух, анализ, синтез).
1. Фонематический слух.
Цель: проверка слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие слоговые ряды:
па – па – ба
па – ба – па – па
са – ша – за – жа
са –за –ца — за
2. Языковой анализ, синтез;
Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.
а) фонематический анализ и синтез.
Назови слово по первым звукам картинок
корабль, окно, заяц, апельсин: [к] + [ а] + [ з] + [ а]
снеговик, автобус, ножницы, кит, иголка: [ с ] +[ а ] + [ н ] + [ к ] + [ и ].
· Назови последний звук в словах:
мак, карандаш, палец
· Назови 2 звук в словах:
аист, дом, рука.
б) слоговой анализ, синтез.
· Определи количество слогов в словах:
слон, стена, молоток.
в) анализ состава предложения
· Определить количество, последовательность и место слов в предложении.
Наступила осень.
Осенью часто льют дожди.
Из леса вышел старик с большой корзиной.
Фиксируется умение ребенка производить языковой анализ, синтез.
X. Исследование процесса письма.
Анализируются письменные работы в рабочих и контрольных тетрадях.
При необходимости для уточнения нарушений дается письмо под диктовку (слуховой диктант).
2 класс «Прогулка».
Вот большой лес. За лесом речка. Около речки много цветов. На цветок села бабочка. Зоя ловит ее сачком. Женя ищет грибы. Саша и Яша нашли ежа. Гриша поймал щуку.
3 класс «Осень».
Пришла осень. Стал дуть холодный ветер. Чаще идут дожди. У крыльца большие лужи. Цветы на клумбе завяли. С деревьев падают листья. Вода в реке потемнела. Зоя и Саша идут в лес. Там они ищут грибы.
4 класс «Осень».
Серая и холодная осень. Чаще льет дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землей плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.
Особое внимание обращаем на специфические ошибки:
1. специфические фонетические замены (недостаточность различия звуков, принадлежащих к одной или к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками).
2. нарушение слоговой структуры слова (пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание слов).
3. грамматические ошибки (пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов, ошибки в управлении).
4. графические (оптические). Это замены букв по графическому сходству.
Описанные категории специфических ошибок позволяют установить у ребенка дисграфию, поэтому они считаются диагностическими.
По результатам обследования выдается логопедическое заключение, в котором проанализировано состояние устной и письменной речи ребенка на данном этапе развития, даны рекомендации по коррекции и развитию речи ребенка.