Автор: Шалашова Елена Николаевна
Открытое логопедическое занятие: « Литературный вечер»
с детьми средней группы « Почемучки»
Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре
«День победы»
Коррекционно-образовательные цели:
расширение и активизация словаря по теме «День Победы», «Военные профессии», «Военный транспорт» (Родина, пехотинец, танкист, пограничник, артиллерист, связист, лётчик, моряк, подводник, ракетчик).
развитие связной речи (умение грамматически правильно строить высказывания).
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
1.Воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны и защитникам Отечества.
Оборудование: проектор, изображение сюжетных картинок на военную тематику, разрезные картинки военной техники, деревянные палочки для выстукивания ритма.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце взошло и добро дарим нам.
Доброе утро людям и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
— Ребята, и правда, посмотрите, какой прекрасный солнечный день сегодня: светит солнце, поют птицы, у всех весеннее настроение. Именно в эти прекрасные весенние дни вся наша страна готовится к очень важному празднику. Скажите, пожалуйста, какой великий праздник отметит наша страна и все мы 9 Мая?
Дети: День Победы.
Логопед: Правильно.
— Прежде, чем наступил День Победы, была страшная, жестокая, война, в которой погибло очень много людей. Среди них и наши с вами деды, прадеды. Мы всегда будем помнить о них, о их смелости, их подвигах. Четыре года длилась эта война. А люди всё это время верили в победу. Великой Победе посвящено много песен и стихов.
Стихотворения детей:
1. « День Победы»
2. «Хотим под мирным небом жить»
Муз.рук: Я предлагаю вам исполнить одну из них.
Песня: « Бравые солдатики ».
Стихотворение: « Я большой и мне пять лет »
Логопед: Одержать победу над врагом смогли не только простые солдаты, но и люди различных военных профессий. Эти военные профессии есть в нашей армии и сейчас. Я предлагаю посмотреть картинки и вспомнить военные профессии. ( на проекторе картинки)
Игра «Назови, не ошибись».
(Расширение и активизация словаря по теме «Военные профессии»)
Логопед: как назывались те, кто служил в пехоте?
Дети: пехотинцы.
Логопед: кто охранял границы нашей Родины?
Дети: пограничники.
Логопед: кто служил в танковых войсках?
Дети: танкисты.
Логопед: кто служил на море, на корабле?
Дети: моряки.
Логопед: а на подводной лодке?
Дети: подводники.
Логопед: кто служил в ракетных войсках?
Дети: ракетчики.
Логопед: кто служил в артиллерии?
Дети: артиллеристы.
Логопед: кто служил в разведке?
Дети: разведчики.
Логопед: кто обеспечивал связь?
Дети: связисты.
Инструктор по физ культ: ребята, благодаря связисту донесения из штаба доходили до наших бойцов на фронте. А связисты не пользуются обычными буквами. У них своя азбука – азбука морзе, очень сложная. Они передают то длинные сигналы, то короткие. Примерно так (отстукивает деревянными палочками ритм). Кто может повторить?
Игра «Отстучи ритм».
(развитие речевого слуха и фонематического восприятия)
Инструктор по физ культ: а кто хочет попробовать свой сигнал передать?
( Инструктор приглашает к себе ребят для отстукивания сигнала)
Инструктор по физ культ : Отлично получилось. Молодцы!
Логопед: очень помогала нашим воинам на фронте различная военная техника. А какая, мы попробуем догадаться. Ребята, вам нужно собрать картинку и сказать, что на ней изображено? Пройдите ко мне.
Игра «Собери картинку»
(Логопед приглашает детей к столам с разрезными картинками военной техники: самолёт, танк, военный корабль, пушка. Дети собирают.)
Логопед: давайте посчитаем военную технику.
Игра «Сосчитай»
(Дети выполняют задание:1-5 самолётов, 1-5 ракет. 1-5 кораблей, 1-5 пушек)
Физминутка «На параде»
(координация речи с движением)
Инструктор по физ культ: А сейчас давайте представим себя участниками парада, я буду ведущим генералом.
Наши воины идут: 1-2, 1-2.
В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та
В море наши корабли (покачиваются с ноги на ногу)
Долго плавают вдали (прикладывают руку ко лбу)
Пограничник на посту: Стой, кто идёт! (изобразить солдата с ружьём)
Едут танки на мосту: тр-р-р-р вперёд! (изобразить переключение рычагов)
Над землёю самолёт: у — у — у.
Разрешён ракетам взлёт (на носочках руки над головой)
Наши пушки точно бьют: бух-бах (кулачок над кулачком)
Нашей армии салют! Ура, ура, ура! (руки вверх)
Логопед: у меня для вас следующее боевое задание.
Игра «Кто, на чем ездит, плавает, летает?»
Логопед: слушайте внимательно и исправьте ошибки.
Логопед: на самолёте летает танкист
Дети: на самолёте летает лётчик
Логопед: на ракете летают моряки
Дети: на ракете летают космонавты
Логопед: на корабле плавают танкисты
Дети: на корабле плавают моряки
Логопед: на танке ездят космонавты
Дети: на танке ездят танкисты.
Логопед: Молодцы, вы дружно и быстро исправили все ошибки.
Мы всегда должны помнить о солдатах, которые сражались за нашу Родину. Со дня окончания войны и Дня Победы прошло 80 лет.
Стихотворение: « Девятое мая»
Логопед: Совсем мало осталось людей, которые сражались за нашу Родину. Это уважаемые всеми Ветераны. В праздник Победы их всегда поздравляют, пускают салют. Давайте и мы ребята сегодня сделаем свой салют!
( Дети подходят к столу, где лежат ветрячки, на проекторе идут кадры с ветеранами)