Рекомендации для родителей: «Подготовка руки дошкольника к письму. Развитие мелкой моторики.»

Автор: Васильева Наиля Ильдусовна

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до поступления в школу. Это происходит уже тогда, когда маленький ребенок берёт игрушку рукой. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой.

  При обучении письму и рисованию важны навыки мелкой моторики. От степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание.

Важно сразу научить ребенка правильно держать предмет, которым он пишет или рисует. А это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Иногда родители говорят: «Пусть пишет, как ему или ей удобно». Но правила пользования ручкой/карандашом разрабатывались недаром: в них обязательны правильная посадка ребенка, правильное положение тетради или раскраски.

  Некоторые родители говорят: «Вот пойдет в школу – учительница научит», забывая о том, что ребенок дома чаще всего бывает с вами наедине, запомните: переучить гораздо сложнее, чем научить сразу.

  Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

  Огромную пользу в развитии мелкой моторики руки оказывают: занятия лепкой, аппликацией, различными видами рукоделия; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать – наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.); рисование карандашом (фломастером, кистью).

  Игры для развития мелкой моторики: 

Сортировка мелких предметов.

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

Игры с прищепками.

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картон: по цвету, с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках (задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

Болты и гайки.

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

  • Трубочки для коктейля.

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Бусы.

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

Сортировка семян.

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

Переливание жидкостей и не только.

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с «переливания» семян, например, гороха. После этого можно учиться «переливать» песок, и только потом воду.

  Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика; массаж и самомассаж пальцев и кистей рук; игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, счетные палочки и т. п.); развитие элементарных навыков самообслуживания; застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; одевание и раздевание игрушек.

  Помните: ребенку важна ваша поддержка. Если у него что-то не получается, не нужно ругать его за это, лучше помогите. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке и приносить ребенку радость, только так они дадут плоды. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. 

×
×