Модель эстетического воспитания младших школьников в образовательной деятельности начальной школы

Автор: Осадчук Лилия Викторовна

Проблема эстетического развития младших школьников тесно связана с содержательно целевыми аспектами совершенствования образования и общества в целом. В Концепции художественного образования РФ до 2012 г. подчёркивается необходимость «духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности». Переосмысление теоретического и практического опыта духовного становления личности предполагает новые подходы к пониманию сущности и значения взаимодействия видов искусства с позиций полихудожественного подхода, продуктивность которого связана с возможностью посмотреть на объект художественного освоения с различных точек зрения, по-новому осознать его культурное значение. Каждый из видов искусства – литература, живопись, музыка, театр, кино – обладает своим художественно-образным языком, спецификой воссоздания действительности, которая, в свою очередь, диктуется особенностями тех или иных жизненных явлений и обстоятельств и решает определенные задачи. Однако для того, чтобы проследить эволюцию художественного освоения мира и преемственность творческих позиций и направлений в искусстве, необходимо рассмотрение различных видов искусства во взаимосвязи, что требует поисков новых форм художественной выразительности, позволяющих воссоздать в представлении ребенка общую картину конкретной эпохи, конкретного народа. Поскольку ценностное ориентирование начинает складываться в младшем школьном возрасте, необходимо именно в этот период заложить основы хорошего вкуса и понимания художественно-выразительных возможностей литературного, художественного и музыкального языка. Задача учителя заключается в том, чтобы научить младшего школьника творчески перерабатывать информацию искусства и находить общие смысловые точки соприкосновения в художественном образе, стиле, выразительных средствах различных видов искусства. С другой стороны, нравственно-эстетическая деградация, засилье низкопробной массовой культуры ставят учёных перед необходимостью решения широкого круга задач воспитания и развития в общеобразовательной школе, связанных с поиском эффективной системы развития внутреннего духовного мира, эмоционально-образного и творческого мышления, природных задатков и способностей учащихся, начиная с младшего школьного возраста. В этой связи проблема эстетического развития младших школьников на основе взаимодействия видов искусства является актуальной и важной.

Степень разработанности проблемы. Эстетическое развитие младших школьников является объектом внимательного изучения в области философии, психологии, педагогики. Философско-эстетические аспекты этой проблемы раскрываются в работах Г. Гегеля; И. Канта; М.М. Бахтина, Н.И. Бердяева.

×
×