Автор: Сулеменова Татьяна Сергеевна
Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями является оказание помощи семье в воспитании ребенка.
Родители стали не просто сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками всех образовательных и творческих проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием успешной работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.
При постоянно меняющемся потоке информации, расширении человеческих контактов, роста темпа жизни большую тревогу вызывает проблема нарушения сферы общения взрослых и детей.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр, чаще всего иностранных мультфильмов, или компьютерные игры.
Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Не имея достаточного запаса слов, дети затрудняются выразить свою мысль, скованно их творческое воображение. А ведь первый опыт общения, отношения с другими людьми является тем фундаментом, на котором строится развитие личности ребенка, а значит и его дальнейшая судьба.
Проблема развития детского творчества — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и методик дошкольного образования. Это связано с тем, что дошкольный возраст — период активного освоения мира ребенком и творческой переработки получаемой им информации. Можно сказать, что старший дошкольный возраст наиболее связан с творческим освоением окружающей действительности и является сенситивным для творческих процессов.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей. И мы должны создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности , обеспечить условия взаимосвязи специалистов в различных видах деятельности в целостном педагогическом процессе.
Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Педагогическая целесообразность использования данной деятельности в образовательном процессе объясняется тем, что позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет совместного включения ребенка и родителей в творческую деятельность.
Театрализованная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества, сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие его эмоционально-волевой сферы.
Театр, по словам советского российского актёра и режиссёра кукольного театра Сергея Владимировича Образцова, — «средство воспитания человеческих душ».
Цель нашей работы — повышение уровня речевого развития детей с помощью театрализованной деятельности путем организации взаимодействия детского сада и семьи.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
1. Организовать основные формы работы в рамках творческой модели взаимодействия специалистов ДОУ, педагога, родителей и детей в театрализованной деятельности
2. Обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе для развития творческого потенциала ребенка
3. Способствовать формированию активности при вступлении ребенка в общении с педагогом, достигать открытости ребенка во взаимоотношениях с взрослым
4. Развивать интерес к игре-драматизации, способность к самовыражению себя в коллективной деятельности
5. Создать условия для овладения различных форм речи (эмоциональной, диалогической)
Для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в образовательный процесс:
· Словесные: дидактические игры, беседы, рассказы, чтение художественной литературы
· Наглядные: демонстрация афиш, картин, иллюстраций, мнемотаблиц
· Практические: игровые тренинги, этюды на заданную тему, анализ и решение проблемных ситуаций
А так же:
· Консультации
· Просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов
· Совместные итоговые занятия и театрализованные постановки
Каждый учащийся приходит в коллектив со своим своеобразным характером,различными навыками, способностями, умениями и особым укладом в семье, не говоря уже о творческих талантах. Все они такие разные, но раз здесь собрались, то есть что-то общее.
Педагогам необходимо убедить ребенка, что вокруг друзья, люди, всегда готовые помочь ему. Дать понять ребенку, что из любых сложных ситуаций всегда есть выход и даже
несколько. Надо искать варианты, быть более гибким в поисках ответов на свои вопросы.
Важно объяснить ребенку, что он индивидуален, прекрасен, удивителен, его
мнение, взгляд уникальны. Ребенок должен научиться высказывать свое мнение, отстаивать, принимать самостоятельно решение и также уметь прислушиваться к мнению других.
Любое дело начинается с единомышленников. В нашем коллективе – это воспитанники и их родители. Костюмы, декорации, реквизит помогают создавать заинтересованные родители. Проводим с родителями мастер-классы, где обучаем родителей правильно закреплять навыки полученные детьми в процессе театрализованной деятельности.
Полную информацию размещаем на блоге ДОУ. Мы с радостью приглашаем родителей на показ театрализованных постановок. После показа представлений родители с удовольствием устраивают фотовыставки под чутким контролем педагогов.
Особенности театрализованных игр является: наличие зрителей. Занимая данную позицию, у ребенка наблюдаются развитые рефлексивные способности, он легко «участвует в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
Эстетичность и необычность в интерьере зала можно считать одним из моментов эмоционального развития, все это вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес к дальнейшей театрализованной деятельности.
Участвуя в театрализованных постановках, под чутким содействием специалистов ДОУ, дети контролируют свою речь, сопоставляют себя с другими участниками постановки, вживаются в роль и чувствуют себя более раскованно, эмоционально отражают героев сказок, у детей появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к школе.
Жизнь не останавливается и сделать пребывание в детском саду разнообразнее, интереснее остается актуальной. Мы надеемся, что наш опыт работы поможет многим специалистам добиться определенных результатов. Спасибо за внимание. Творческих успехов!