Автор: Трошкина Светлана Вячеславовна
«Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:
• Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
• Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
• Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.
Педагогический проект — разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.
Каждый проект — это «шесть П»:
1. Проблема.
2. Проектирование (планирование).
3. Поиск информации.
4. Продукт.
5. Презентация.
6. Портфолио.
Способы разработки проектов:
1. Системная паутинка по проекту
Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.
2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
ЧТО ЗНАЮ? — ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? — ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.
КАК УЗНАТЬ? — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.
3. Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
• Мы озабочены… (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
• Мы понимаем… (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
• Мы ожидаем… (дается описание предполагаемых целей — результатов).
• Мы предполагаем… (представляются идеи, гипотезы).
• Мы намереваемся… (контекст действий, планируемых поэтапно).
• Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
• Мы обращаемся за поддержкой… (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Классификации проектов в ДОУ:
1. По доминирующей в проекте деятельности (по Л.В. Киселевой):
— исследовательско – творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели)
— ролево – игровой. Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.
— творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
— информационный (практико-ориентированный). Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)
2. По предметно- содержательной области:
— Монопроекты (одна образовательная область)
— Интегративные (две и более образовательные области)
3. По характеру координации:
— Непосредственный (жесткий, гибкий)
— Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)
4. По характеру контактов:
— С воспитанниками одной группы
— С воспитанниками нескольких групп
— С воспитанниками всего ДОУ
5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):
— Краткосрочные (1 – 3 недели)
— Средней продолжительности (до месяца)
— Долгосрочные (от месяца до года)
6. По составу участников: (индивидуальные, групповые и фронтальные).
Виды проектов
А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.
Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.
Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа- проекты, педагогические блоги.
Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы
Как оформить педагогический проект?
Для правильного написания и оформления проекта необходимо следовать нижеприведённым рекомендациям:
1. Титульный лист
2. Содержание. В содержании обязательно указываются все пункты проекта и страницы.
3. Пояснительная записка, в которой указываются следующие характеристики:
-название проекта
— направленность проекта (экологический, познавательный и т.п.)
— сроки реализации проекта (с указанием месяца)
— тип проекта (краткосроч., среднесроч., долгосроч.)
— вид проекта (Творческий Исследовательский Игровой Информационный).
— участники проекта.
4. Актуальность проекта (Обоснование необходимости проекта — анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
5. Цели и задачи реализации проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
6. Этапы реализации проекта (название этапа, краткое содержание каждого этапа, можно оформить в виде таблицы, схемы, текста)
7. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
8. Содержание работы (подробное поэтапное описание деятельности воспитателя, детей и других задействованных лиц; описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т.д.)
9. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т.д.). И/или результаты-эффекты, т.е. социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач — количественная и качественная оценка результатов).
11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. Д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.
12. Литература.
13. Приложение (конспекты занятий, бесед, опытов, творческой деятельности, игры и т.д., т.е. вкладывается всё, что проводится с детьми на протяжении всего проекта)
14. Фотоотчёт о проделанной работе (вкладываются фото с указанием на деятельность, т.е. фото должны быть подписаны)
Презентация проекта.
Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент – это и есть презентация. Презентация проекта будет исходить из его направленности.
Рефлексия.
Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта) дают воспитателю понять, чему научились дети.
Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Результаты каждого проекта обсуждаются вместе с группой:
— Узнали ли вы что-нибудь новое?
— Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?
— Какое из занятий понравилось вам больше всего?
Рефлексия по теме проекта организуется не только с детьми, но и с воспитателями, который пишет отчёт о проделанной работе. Воспитатель должен отвечать на вопросы:
• Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
• Что нужно изменить в следующий раз?
• Чему научились дети?
• Что не удалось? Почему?
• Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач? (Описываются ответы на поставленные вопросы).
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155.