Автор: Ганова Марина Александровна
Актуальность проекта
Меняются поколения людей, вместе с ними уходит история улиц, деревень, городов, чтобы сохранить историю мы должны ее знать. История страны складывается из истории отдельных городов и поселков, поэтому важно знать историю своего края, чтобы помнить и историю своей страны.
«Что в имени тебе моём?» — спрашивал А.С. Пушкин в своём стихотворении. Сколько имен нам встречается ежедневно! Друзья, близкие, соседи, знакомые и даже прохожие на улице! Все они имеют имена. Часто ли мы задумываемся о смысле названия тех улиц, на которых живём и по которым спешим в садик, на работу, домой… Интересуемся ли, почему они так названы?
Каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания. В Вязниках немало улиц, носящих имена героев Великой Отечественной войны. Среди них — наши земляки.
Описание проекта
Тема: «Улицы героев»
Цель проекта: поддержка детской инициативы, как основы формирования у детей личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества, ответственного за будущее своей страны, формирования базовых национальных ценностей.
Сроки проведения: долгосрочный (30.10.23- 09.05.2024)
Участники: дети, родители, воспитатель.
Итоговое мероприятие: презентация «Книги памяти»
Предпосылки к определению цели детьми: узнать почему улицы названы именами Героев, какой вклад в Великую Победу внесли жители нашего города.
Задачи проекта
Линии развития
Воспитывающая
Развивающая
Обучающая
Физическое
развитие
Воспитывать нравственно-волевые черты личности (смелость, решительность, уверенность в своих силах) через стимуляцию детской активности, игр и игровых упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.
Познакомить детей с подвижными играми военного времени , побуждать самостоятельно организовывать их в свободной деятельности
Социально-коммуникативное
развитие
Воспитывать патриотизм, любовь к родной земле, уважение к защитникам Отечества. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город, за героев прославивших его.
Развивать навыки общения детей со взрослыми и сверстниками, умение планировать свою деятельность, поэтапно реализовывать планы.
Расширять и обобщать знания об истории и настоящем родного края, города, улицы на которой находится детский сад, где живут воспитанники.
Познавательное развитие
Воспитывать патриотические и интернациональные чувства.
Развитие инициативы и самостоятельности в создании идеи и реализации проекта. Развивать интерес и познавательную активность детей, умение анализировать, задавать вопросы.
Продолжать знакомить детей с подвигами вязниковцев во время Великой Отечественной войны:
— формировать патриотические чувства.
— показать детям, что спустя много лет люди помнят о Великой Отечественной войне и чтят память погибших.
-формировать умение обобщать, систематизировать, подбирать фотографии и иллюстрации.
Речевое
развитие
Воспитывать умение внимательно слушать собеседника.
Развивать внимание, память, мышление.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Способствовать развитию связной речи, активному использованию
монологов
(составление рассказов, построение высказываний, применение описания, повествования, рассуждения).
Повышать грамотность детских высказываний.
Художественно-эстетическое развитие
Воспитывать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.
Развивать творческую инициативу.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), восприятие музыки, художественной литературы.
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Изменения предметно-развивающей среды
Центр развития
Педагоги
Дети, семья
Литературный центр
Рассказы о войне.
Стихи о войне.
Книга «Георгиевская лента – символ дня Победы»;
«Книга Памяти»;
сборник стихов А. И. Фатьянова.
Фотографии прадедов участников ВОВ; фронтовые документы;
рассказы о родственниках участниках ВОВ.
Познавательный центр
Карты России, города Вязники, микрорайона «Ненашево»,
альбом «Вязниковцы – Герои Советского Союза»;
фото – альбом «Вязники»;
альбом «Города –герои»;
Фронтовые письма
«Ордена России» — подборка иллюстраций
Фотографии города.
Фронтовое письмо
Центр игры
Строительный материал.
Схемы построек.
Военная техника.
Военная форма для с/р игр ( летчики, моряки, пехотинцы и др.)
Военные головные уборы.
Изготовление погонов.
Центр ХПД
Шаблоны и схемы изображения военной техники
Материал для изготовления книг.
Книга своими руками.
Формы взаимодействия с родителями
• информирование о проекте –
онлайн (в родительском чате), стендовая информация в приемной;
• консультации на темы :
«Герои –вязниковцы», «Как рассказать ребенку о Дне победы?», «Как рассказать детям о войне».
• консультации по вопросам реализации проекта :
«Как изготовить книжку-малышку», «Достопримечательности нашего города», «Памяти героев-вязниковцев»
• совместная практическая деятельность с детьми:
поиск информации по теме проекта, встречи с родственниками участников войны, экскурсии к местным
памятникам героям войны (на Покровский мемориал, аллею Славы)
Реализация проекта:
Самостоятельная деятельность в режимные моменты
Совместная деятельность с педагогом
Непосредственно-образовательная деятельность
Индивидуальная работа
Выявление проблемы при рассматривании фотоальбома «Вязники», карты города с названиями улиц. Почему так назвали улицы?
Поиск решения проблемы:
Что хотим узнать? Как это сделать?
Д\И «Назови свой адрес»
Рассматривание иллюстраций о войне
Рисование на тему «Моя улица»
Организация выставка детской художественной литературы о Великой Отечественной войне
Выставка рисунков «Наша армия»
Занятие на тему: «Достопримечательности города Вязники»
Рисование на тему: «Наша Армия»
Заучивание стихов с родителями
Просмотр иллюстраций «Города — герои»
Выставка военной техники.
Беседа о Российской армии (о погонах, военных профессиях, родах войск)
Беседа и просмотр видеоролика: «Мой город Вязники»
Рисование на тему: «Военная техника»
Дидактическая игра «Военная техника раньше и теперь»
Дидактическая игра «Узнай и назови»
Рассматривание альбома «Государственные военные награды»
Сюжетно ролевая игра «Мы военные»
Познавательная беседа «Улицы города Вязники, названные в честь героев Великой Отечественной войны»
Целевая прогулка к дому участников ВОВ Н.Д. Хорохонова и М.И. Мочалова
Рисование на тему: «Мой город»
«Гость группы» (родитель)
Рассказ о родственниках -участниках войны
Дидактическая игра «Назови пословицу о друзьях»
День героев ОТЕЧЕСТВА
Экскурсия к памятнику герою ВОВ Н.Д. Хорохонова
Поиск информации с родителями о наших земляках- участниках войны
Итоговое мероприятие «Презентация книги памяти»
Результативность проекта
У детей сформированы начальные представления о Великой Отечественной войне и участии земляков в защите Родины от фашистских захватчиков.
У детей сформировано представление о улицах названных в честь героев-земляков, месторасположение, историю переименования улицы, раньше была улица Механическая- сейчас Хорохонова; ул. Прядильная- ныне ул. Мочалова, значении для истории; могут рассказать о воевавших в годы Великой Отечественной войны;
Дети проявляют высокий уровень заинтересованности музыкальными произведениями и художественной литературой о Великой Отечественной войне.
У детей формируются знания о своей Родине, о родном городе в соответствии с возрастом.
Воспитанники проявляют уважение к защитникам Отечества-героям Великой Отечественной войны.
Список литературы и интернет-ресурсов
«История Вязниковского Края от древнейших времен до конца ХХ го века». Автор книги: Лебедев Алексей Викторович (учитель истории в школе №9 г. Вязники). Вязники — 2003.
«По окраинным Землям Владимирским (Вязники, Мстера, Гороховец)». Автор: Алексей Алексеевич Тиц. изд. «Искуство», Москва 1969.
«Улицы города Вязники» изд. 1986г.
А.Д.Тельчаров «Вязники. Историко-краеведческий очерк»
«Вязники- город героев», Г. Зудилов, Л. Ковалёва
«Незабвенный город Вязники» Записки путешественников 19- начала 20 века, Морохин, Павлов, НН, 2009
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley
https://ru.wikipedia.org/wiki