Автор: Шумская Дарья Валентиновна, Орлова Екатерина Александровна
Как справиться с ребенком с СДВГ: практические советы для родителям и педагогам.
«Развитие невозможно без гармонического влияния
па психическую духовную жизнь человека»
А.В. Сухомлинский
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство, которое проявляется в трудностях с концентрацией внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Родителям таких детей часто бывает сложно, но правильный подход и терпение могут значительно улучшить ситуацию. Изучение ребенка с СДВГ требует комплексного подхода, основанного на современных научных данных. В возрасте 5 лет ключевыми задачами являются ранняя диагностика, выявление индивидуальных особенностей и разработка коррекционной программы.
Диагностика СДВГ у детей 5 лет помогает как можно раньше выявить проблемы и обозначить пути коррекции и необходимый инструментарий.
Критерии по DSM-5 и МКБ-11
Диагноз СДВГ ставится на основе международных классификаций:
— DSM-5** (Американская психиатрическая ассоциация) выделяет три типа:
— С преобладанием невнимательности
— С преобладанием гиперактивности-импульсивности
— Смешанный тип
— МКБ-11 (ВОЗ) рассматривает СДВГ в рамках гиперкинетических расстройств.
Методы диагностики*
1. Клиническое интервью с родителями и педагогами
— Сбор анамнеза (течение беременности, роды, раннее развитие).
— Оценка поведения в разных средах (дом, детский сад).
2. Наблюдение за ребенком
— Фиксация эпизодов невнимательности, гиперактивности, импульсивности.
— Использование стандартизированных шкал (например, Conners 3, ADHD-RS).
3. Нейропсихологическое тестирование (по возрасту)
— Тесты на устойчивость внимания (корректурные пробы, компьютерные тесты).
— Оценка рабочей памяти и ингибиторного контроля (например, «День-Ночь» Струпа для детей).
4. Инструментальные и лабораторные методы (при необходимости)
— ЭЭГ (выявление паттернов, характерных для СДВГ).
— Генетические исследования (роль полиморфизмов генов DRD4, DAT1).
Особенности развития ребенка 5 лет с СДВГ проявляются следующим образом
Когнитивные функции
— Дефицит внимания трудности удержания фокуса, частая отвлекаемость.
— Импульсивность: отвечает, не дослушав вопрос, не может дождаться своей очереди.
— Нарушения исполнительных функций: слабое планирование, проблемы с переключением между задачами.
Эмоционально-волевая сфера
— Эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения).
— Низкая стрессоустойчивость, частые истерики.
Социальная адаптация
— Трудности в общении со сверстниками (из-за импульсивности или агрессии).
— Конфликты с воспитателями из-за несоблюдения правил.
Можно предложить некоторые научно обоснованные методы коррекции, которые дали положительную динамику при работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении
Немедикаментозные подходы
1. Поведенческая терапия (Behavioral Parent Training – BPT)
— Обучение родителей стратегиям позитивного подкрепления и структурирования среды.
— Использование жетонных систем для поощрения желаемого поведения.
2. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) для детей
— Развитие навыков самоконтроля через игровые методики.
3. Нейропсихологическая коррекция
— Упражнения на развитие внимания (методика Семенович, «Школа внимания»).
— Двигательные программы (например, метод замещающего онтогенеза).
4. Биологическая обратная связь (БОС-терапия)
— Тренировка концентрации внимания через ЭЭГ-биоуправление.
5.Медикаментозная терапия (по назначению врача)
Рекомендации для родителей и педагогов
— Структурированная среда (четкий режим дня, визуальные подсказки).
— Дозированные нагрузки (короткие занятия с перерывами).
— Физическая активность (спорт снижает гиперактивность).
— Совместная работа со специалистами (невролог, психолог, дефектолог).
Заключение
Научный подход к изучению ребенка 5 лет с СДВГ включает **комплексную диагностику, индивидуальную коррекцию и семейную поддержку. Раннее вмешательство значительно улучшает прогноз, помогая ребенку адаптироваться в социуме и успешно развиваться.
Воспитание ребенка с СДВГ — это марафон, а не спринт. Будьте терпеливы, последовательны и не забывайте отмечать даже маленькие победы. Со временем ребенок научится лучше управлять своими особенностями, особенно с вашей поддержкой.
Педагоги :
Д.В. Шумская
Е.А. Орлова
Список использованной литературы.
1.Гипперуктивный ребенок. А.В. Цветков
Детская практическая психология. Содружество Педагогов Раннего Развития
2.СДВГ у детей: интервью с психиатром
Интервью Регины Якубжановой «Неформально о важном» с практикующим врачом-психиатром Степаном Краснощевовм на тему: «СДВГ у детей».
3.Астапов В. М. Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. – М., 1995.
4. Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1995. !!!
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
6. Добсон Дж. Непослушный ребенок. – М.: издательство Т-оно, 1992.
7. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 1997.