СДВГ у ребенка!

Автор: Шумская Дарья Валентиновна, Орлова Екатерина Александровна

Как справиться с ребенком с СДВГ: практические советы для родителям и педагогам.

«Развитие невозможно без гармонического влияния

па психическую духовную жизнь человека» 

А.В. Сухомлинский

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство, которое проявляется в трудностях с концентрацией внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Родителям таких детей часто бывает сложно, но правильный подход и терпение могут значительно улучшить ситуацию.  Изучение ребенка с СДВГ требует комплексного подхода, основанного на современных научных данных. В возрасте 5 лет ключевыми задачами являются ранняя диагностика, выявление индивидуальных особенностей и разработка коррекционной программы. 

 Диагностика СДВГ у детей 5 лет помогает как можно раньше выявить проблемы и обозначить пути коррекции и необходимый инструментарий.

Критерии по DSM-5 и МКБ-11 

Диагноз СДВГ ставится на основе международных классификаций: 

— DSM-5** (Американская психиатрическая ассоциация) выделяет три типа: 

  — С преобладанием невнимательности

  — С преобладанием гиперактивности-импульсивности 

  — Смешанный тип

— МКБ-11 (ВОЗ) рассматривает СДВГ в рамках гиперкинетических расстройств. 

Методы диагностики*

1. Клиническое интервью с родителями и педагогами 

   — Сбор анамнеза (течение беременности, роды, раннее развитие). 

   — Оценка поведения в разных средах (дом, детский сад). 

2. Наблюдение за ребенком

   — Фиксация эпизодов невнимательности, гиперактивности, импульсивности. 

   — Использование стандартизированных шкал (например, Conners 3, ADHD-RS). 

3. Нейропсихологическое тестирование (по возрасту) 

   — Тесты на устойчивость внимания (корректурные пробы, компьютерные тесты). 

   — Оценка рабочей памяти и ингибиторного контроля (например, «День-Ночь» Струпа для детей). 

4. Инструментальные и лабораторные методы (при необходимости) 

   — ЭЭГ (выявление паттернов, характерных для СДВГ). 

   — Генетические исследования (роль полиморфизмов генов DRD4, DAT1). 

 Особенности развития ребенка 5 лет с СДВГ проявляются следующим образом

Когнитивные функции

— Дефицит внимания трудности удержания фокуса, частая отвлекаемость. 

— Импульсивность: отвечает, не дослушав вопрос, не может дождаться своей очереди. 

— Нарушения исполнительных функций: слабое планирование, проблемы с переключением между задачами. 

Эмоционально-волевая сфера 

— Эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения). 

— Низкая стрессоустойчивость, частые истерики. 

Социальная адаптация 

— Трудности в общении со сверстниками (из-за импульсивности или агрессии). 

— Конфликты с воспитателями из-за несоблюдения правил. 

 Можно предложить некоторые научно обоснованные методы коррекции, которые дали положительную динамику при работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении  

Немедикаментозные подходы

1. Поведенческая терапия (Behavioral Parent TrainingBPT

   — Обучение родителей стратегиям позитивного подкрепления и структурирования среды. 

   — Использование жетонных систем для поощрения желаемого поведения. 

2. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) для детей 

   — Развитие навыков самоконтроля через игровые методики. 

3. Нейропсихологическая коррекция

   — Упражнения на развитие внимания (методика Семенович, «Школа внимания»). 

   — Двигательные программы (например, метод замещающего онтогенеза). 

4. Биологическая обратная связь (БОС-терапия) 

   — Тренировка концентрации внимания через ЭЭГ-биоуправление. 

5.Медикаментозная терапия (по назначению врача)

Рекомендации для родителей и педагогов

— Структурированная среда (четкий режим дня, визуальные подсказки). 

— Дозированные нагрузки (короткие занятия с перерывами). 

— Физическая активность (спорт снижает гиперактивность). 

— Совместная работа со специалистами (невролог, психолог, дефектолог). 

Заключение

Научный подход к изучению ребенка 5 лет с СДВГ включает **комплексную диагностику, индивидуальную коррекцию и семейную поддержку. Раннее вмешательство значительно улучшает прогноз, помогая ребенку адаптироваться в социуме и успешно развиваться. 

Воспитание ребенка с СДВГ — это марафон, а не спринт. Будьте терпеливы, последовательны и не забывайте отмечать даже маленькие победы. Со временем ребенок научится лучше управлять своими особенностями, особенно с вашей поддержкой. 

 

 Педагоги :

Д.В. Шумская

Е.А. Орлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.Гипперуктивный ребенок. А.В. Цветков

Детская практическая психология. Содружество Педагогов Раннего Развития

2.СДВГ у детей: интервью с психиатром

Интервью Регины Якубжановой «Неформально о важном» с практикующим врачом-психиатром Степаном Краснощевовм на тему: «СДВГ у детей».

3.Астапов В. М. Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. – М., 1995.

4. Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1995. !!!

5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.

6. Добсон Дж. Непослушный ребенок. – М.: издательство Т-оно, 1992.

7. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 1997.

×
×