Автор: Борзунова Ирина Ильинична
Конспект занятия по окружающему миру, проведенного в средней группе.
Воспитатель: Борзунова И.И.
Тема: «сравнение стекла и пластмассы».
Цель: расширение представлений о свойствах и качества пластмассы и стекла в ходе беседы, игры.
Задачи:
1. Образовательный:
· Расширить представления о свойствах и качествах пластмассы и стекла ( прозрачность, водонепроницаемость, вес, текстура, хрупкость звук);
· Формировать умение детей называть предметы обобщающим словом по признаку материала ( стеклянные, пластмассовые)
· Формировать навык самостоятельного нахождения свойств и качеств предметов в процессе беседы.
2. Развивающие:
· Развивать осязание в процессе беседы;
· Развивать умение узнавать материал, из которого сделан предмет, называть материал (стекло, пластмасса)
· Развивать внимание, мышление в процессе игры «Найди потеряшку»
3. Воспитательные:
· Воспитывать умение работать в коллективе в процессе игры «Найти потеряшку»
· Воспитать интерес к познанию.
Методы: наглядные, словесные, практические, рассматривание, практическая деятельность детей.
Оборудование: пластмассовый и стеклянный стаканчики, карточки с предметами из разного материала.
Ход НОД:
Воспитатель:
— Ребята, нас окружают различные предметы. Все они служат человеку, делают его жизнь удобнее, красивее.
— Посмотрите внимательно на эти предметы, что вы можете о них рассказать?
(ответы детей)
— Предлагаю отправиться в научную лабораторию, где будем определять свойства предметов, выполненных из стекла и пластмассы.
Воспитатель показывает детям два стаканчика – пластмассовый и стеклянный.
Воспитатель:
— Возьмём стакан. Из какого материала он сделан?
Дети:
-Из стекла
Воспитатель:
-Как называются вещи, сделанные из стекла?
Дети:
— Стеклянные
Воспитатель:
— Молодцы, а какие ещё стеклянные предметы вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель:
— Что я опустила в стакан? Как вы об этом узнали?
Дети:
— Игрушку. Увидели.
Воспитатель:
— Правильно, вы увидели, потому что стекло прозрачное и сквозь него хорошо видно предметы.
— Ребята, а что будет, если уронить стекло?
Дети:
— Разобьётся, лопнет, отколется
Воспитатель:
— Правильно! Стекло хрупкое и может разбиться. Поэтому к стеклянным предметам нужно относиться бережно и аккуратно.
— У вас на столах есть стеклянные предметы. Возьмите и потрогайте их. Какие они на ощупь?
Дети:
— Гладкие, холодные
Воспитатель:
— Молодцы! Ребята, есть у стекла еще два свойства – оно может петь, т.е. издавать звучащий звук. Попробуйте постучать карандашом по стаканчику.
— Пропускает он воду или нет?
Дети:
— Нет
Воспитатель:
— Стекло не пропускает воду, потому что оно водонепроницаемое. Повторите это слово.
Дети:
— Водонепроницаемое
Физминутка:
Воспитатель:
— От такого количества свойств быстро устаёшь, давайте отвлечёмся и подвигаемся немножко:
« Мы устали, засиделись
Мы устали, засиделись,
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
Нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.»
Дети садятся
Воспитатель:
— Что ж, рассмотрим другой стакан, скажите, из какого материала он сделан?
Дети:
— Из пластмассы
Воспитатель:
— Правильно! А как называются вещи, сделанные из пластмассы?
Дети:
— Пластмассовые
Воспитатель:
— Какие ещё предметы из пластмассы вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
— Пластмасса бывает разного цвета. А предметы из нее разной формы и величины. Ребята, потрогайте предметы из пластмассы. Какие они на ощупь?
Дети:
— Гладкие
Воспитатель:
— А что я опустила в стакан? А почему вы не можете понять, какой предмет в стакане?
Дети:
— Стакан непрозрачный
Воспитатель:
— Да, пластмасса непрозрачная, через неё нельзя увидеть предметы. А если налить воду в этот стакан, она будет выливаться? А почему?
Дети:
— Стакан водонепроницаем.
Воспитатель:
— А сейчас мы проверим, умеет ли пластмасса петь. Постучите по стаканчику карандашом. Какой звук появляется?
( Стучит карандашом по пластмассовому стакану)
Дети:
— Глухой
Воспитатель:
(Игра «Найди потеряшку»)
— А сейчас давайте сыграем в игру «Найди потеряшку». По группе разложено много разных карточек с разными предметами. Сейчас я вас разделю на 2 команды. Первая команда ищет карточки с пластмассовыми предметами, а вторая команда – со стеклянными. За 1 верную карточку команда – со стеклянными. За верную карточку команда получает один балл. Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.
Итог НОД:
Воспитатель:
— Вы сегодня такие внимательные и сообразительные. Вам понравилось играть?
Дети:
-Да
Воспитатель:
Какие материалы мы сегодня изучали?
Дети:
— Пластмассу и стекло
Воспитатель:
— А теперь давайте вспомним, как называются предметы, сделанные из стекла — стеклянные, а из пластмассы — пластмассовые.
Стекло бывает прозрачным — а пластмасса нет. Стекло умеет петь, а пластмасса нет. Стекло издаёт звонкий звук, а пластмасса глухой. Стекло и пластмасса водонепроницаемые.
Стекло может разбиться — поэтому к нему нужно относиться бережно.