ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ 6-7 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА «ИГРЫ С ПЕСКОМ»

Автор: Ю.А. Коновалова А.Е. Чистикова А.И. Керимова К. Ю. Лопакова Ю.А.

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

I Целевой раздел

1.1.                                                                                                     Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа занятий с кинетическим песком «Игры с песком», предназначена для детей с ОВЗ: НОДА, ТНР, ЗПР 6-7 лет.

Обеспечение реализации права детей с ОВЗ на дополнительное образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение детьми данной категории дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.

 «Дополнительная общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа занятий с детьми с ОВЗ (6-7 лет) с использованием кинетического песка «Игры с песком», предназначена для всестороннего развития детей с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Реализация программы обеспечивает развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ, творческого потенциала детей, социальную адаптацию, с помощью игр с кинетическим песком. Программа разработана с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования, в условиях развития инклюзивного образования, и обеспечивает равные возможности для развития и образования детей с ОВЗ.

Программа разработана на основе программы Т.А. Андреенко «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками» и материалах КПК «Развитие детей с ОВЗ средствами песочной графики».

Известно, что в основе устойчивого развития ребенка лежит деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам добывает новые знания, тем самым, повышая свою деятельностную и информационную компетентность. Однако в отношении детей с ОВЗ решение данной задачи предполагает значительные трудности. Это определяется прежде всего тем, что для детей данной категории характерны недоразвитие познавательной деятельности, нарушение памяти, незрелость высших психических функций и плохо развитая мелкая и общая моторика. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности. Несформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей, несформированностью зрительно-моторной координации, т. е. несогласованной работой руки и глаза – все это отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, аппликации, письме. При условии систематической коррекционной и развивающей поддержки дети с ограниченными возможностями здоровья преодолевают свой недостаток.

Особенность данной программы, что все занятия построены на развивающих играх с использованием кинетического песка. Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается. Такие игры способствуют развитию ребенка во всех аспектах, поэтому деятельность с кинетическим песком проста в освоении и интересна детям с ОВЗ.

Такие игры – полифункциональны, и могут решать, как коррекционные и развивающие задачи, так и использоваться для нормализации актуального эмоционального состояния детей с ОВЗ.  Игры с кинетическим песком способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать познавательные процессы, влияют на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по основным видам деятельности: психопрофилактика; психодиагностика; психокоррекция; психологическое консультирование: коррекция и развитие   детей с ОВЗ от 6 до 7 лет.

Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Содержание выстроено с учётом индивидуальных особенностей детей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога МДОУ – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по развитию и коррекции эмоционально-личностной и познавательной сферы детей, таким образом, программа направлена на: развитие познавательных способностей детей с ОВЗ 6-7 лет; развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного отношения к окружающим; развитие мелкой моторики пальцев рук и «тактильной» чувствительности; совершенствование творческих навыков и умение экспериментировать; учит усидчивости и аккуратности; стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка с ОВЗ.

Таким образом, программа коррекционно-развивающих занятий с использованием кинетического песка для детей с ОВЗ «ИГРЫ С ПЕСКОМ» является модифицированной и имеет социально-психолого-педагогическую направленность.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель программы–развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы детей, творческого потенциала детей с ОВЗ с помощью игр с кинетическим песком.

Задачи:

Образовательные: способствовать развитию произвольной сферы ребёнка с ОВЗ; формирование умения планировать свою деятельность; овладение техникой построения различных плоскостных работ и объёмных построек из песка.

Развивающие: развитие познавательных процессов; развитие умения действовать по инструкции; развитие творческих способностей детей с ОВЗ; развитие самооценки и самосознания, самоорганизации ребёнка; развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие «тактильной»; чувствительности; регуляция психоэмоционального состояния ребёнка с ОВЗ; развитие коммуникативных навыков и речи; развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.

Воспитательные: воспитание толерантности по отношению к своим товарищам; воспитание дружеских взаимоотношений; воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать по образцу, стремление начатое дело доводить до конца.

Кроме того, ребенок с ОВЗ получит удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Принципы программы

ü   От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

ü   Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

ü   Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

ü   Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

ü   Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

ü   Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

ü   Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект в совместной с педагогом деятельности.

ü   Принцип доступности материала.

В соответствии с ФГОС программа опирается на научные принципы ее построения:

ü   принцип развивающего образования, который реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

сочетание принципа научной обоснованности 

×
×