Методические рекомендации по развитию мелкой моторики руки и воображения ребенка с ОВЗ посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой

Автор: Лескова Галина Иннокентьевна

                                                        Аннотация

 

     Данные методические рекомендации посвящены методике организации процесса трудового обучения детей с нарушениями интеллекта в рамках предметно-практической деятельности «Ручной труд». Методические рекомендации окажут помощь учителям начальных классов  етей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста с сохранной зрительной механической памятью. При этом потребуется активная помощь и поддержка со стороны родителей и упор учителя на индивидуальный подход к каждому учащемуся на уроках ручного труда   и на занятиях внеурочной деятельности.

     В основу рекомендаций положен практический опыт работы по организации процесса обучения в рамках дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей   программы  художественной направленности  «Вдохновение» (приложение № 6)

 

 

1. Пояснительная записка.

Связь интеллектуального развития и моторики ребенка

Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов у детей необходимо начинать с развития движения пальцев кисти руки. Доказано, что развитию кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать мелкую моторику руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Я на собственном опыте убедилась в том, что многие современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту. Это вызвано тем, что стремясь экономить своё время, взрослые забыли о том, что именно застёгивание пуговиц и завязывание шнурков, а не липучки и кнопки способствуют развитию мелкой моторики руки. Кроме того, из бесед с родителями я выяснила, что дома большинству детей не дают карандаши, пластилин, ножницы, опасаясь беспорядка, есть и такие семьи, в которых родители считают, что краски и пластилин вообще не нужны в доме. В итоге, дети не владеют элементарными навыками самообслуживания, не умеют пользоваться ножницами и держать карандаш. А ведь уровень развития личности ребенка напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики руки. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что от степени сформированности тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи детей.

Мелкая моторика рук — это все, даже самые незначительные движения, которые человек совершает с помощью пальцев и ладоней. Развитию мелкой моторики не случайно уделяется так много внимания. Влияние действий, совершаемых руками, на развитие головного мозга было замечено еще в Древнем Китае во II веке до нашей эры. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. С восточными мудрецами не только согласились, но и обосновали их гипотезы отечественные физиологи. Так, исследования В.М. Бехтерева доказали, что простыми движениями рук можно не только снять умственную усталость, но и добиться улучшения произношения многих звуков, помочь ребенку в освоении речи. Секрет прост — все дело в строении нашего головного мозга, где центры, отвечающие за речь и за движения пальцев рук, являются ближайшими «соседями», поэтому, стимулируя мелкую моторику и заставляя тем самым работать соответствующие отделы мозга, мы «беспокоим» и «соседей», отвечающих за речь. Известный исследователь детской речи М.И. Кольцова пишет, что сначала развиваются движение пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Поэтому, для детей тренировка движений пальцев и кистей рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Актуальность.

Я работаю в коррекционной школе с детьми с нарушением интеллекта, РАС и ТМНР.  Движения наших детей отличаются неловкостью, плохой координацией, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это затрудняет владение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Были дети, пришедшие в школу  из дома, которые не умели пользоваться ложкой и вилкой, не могли сами одеваться и раздеваться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляло для них застегивание и расстегивание пуговиц. Неловкость движений детей такой группы обнаруживалось в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Слабое развитие моторики сказывалось и на других видах деятельности детей: так, рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Слабое развитие моторики сказывалось на неготовности руки ребенка-младшего школьника к письму. Эта проблема вот уже на протяжении десятилетий занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях.

Учителя отмечают, что первоклассники с неразвитой мелкой моторикой руки часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточность развития мелкой моторики может вызвать у ребенка негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. В младшем школьном возрасте важна работа именно по подготовке руки к письму, а не само письмо.

Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что недостаточное развитие мелкой моторики руки у детей в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе в школе, речевой проблеме, тревожному состоянию, слабой эмоционально-волевой сфере. Поэтому я решила заняться этой актуальной проблемой – развивать мелкую моторику детской руки.

Новизна.

Новизна моего опыта работы заключается в использовании инновационных технологий, в том числе инновационной технологии работы с гофрированной бумагой. Такие формы работы позволяют мне добиться устойчивого внимания, поддержания интереса у детей, а значит, хорошей результативности.

Прогнозируемые результаты.

Я планирую, что в результате системной и последовательной работы по развитию мелкой моторики у детей появятся:

умения использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования, лепки, аппликации для подготовки руки к письму;

развитие мелкой моторики, творческое воображение, зрительно-двигательная координация;

развитая связная речь;

сформированность практических навыков работы с бумагой и другим разнообразным продуктивным материалом.

На занятиях  предполагается создать условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Работа с бумагой и другие виды детского творчества не только разовьют ребенка эстетически, но и помогут ему научиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также разработают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Результатом работы в этом направлении станут выставки,  участие в различных конкурсах, подарки родителям, друзьям.

II.Теоретическая часть.

Цель и задачи.

Я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику у детей  посредством работы с гофрированной бумагой.

Задачи:

1.Активизировать движения пальцев рук.

2.Формировать зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.

3.Развивать память, внимание, творческое воображение, речь, познавательные процессы, фантазию.

4.Обучать ловкости в обращении с различными материалами, тренировать мышцы рук у детей.

5.Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, умение работать в коллективе.

Требования к работе, основные принципы.

Для того чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следовала ряду требований.

Требования к работе по развитию ручной моторики у детей.

Работа должна быть системной и постоянной.

 Работа должна соответствовать возрастным требованиям

Работа должна  соответствовать уровню   общемоторного психического развития ребенка Работа должна приносить ребенку радость

В зависимости от поставленных задач использовала в работе с детьми различные методы (словесные, наглядные, практические, игровые, проектный метод), моя работа основывается на интеграции этих методов.

Изучение научной литературы, осмысление научных разработок, идей.

Прежде чем приступить к работе по данной теме, я изучила соответствующую литературу. Анализ психолого–педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. Эти приёмы я использовала в своей работе при составлении планирования по развитию мелкой моторики. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. В различной литературе описаны приемы работы по развитию мелкой моторики руки у детей с задержкой речевого развития (Н.С.Жукова, Т.Б. Фомичева, Е.М. Мастюкова и др.); с моторной алалией (Н.И.Кузьмина, В.И. Рождественская); с заиканием (Л.И.Белякова, Н.А.Рычкова) и др. Так же я пользовалась интернет-ресурсами. Авторы подтверждают, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Подбор технологий.

Я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе  — сочетании развития речи с окружающим и предметным миром, использовании нетрадиционных методов изобразительной деятельности, физкультминуток, пальчиковых и игровых графических упражнений, простейшего массажа и т. д.

Нетрадиционные техники Инновационные методы рисования работы с бумагой ( пальчиками, ладошками, ( бумагокручение, торцевание,

ватными палочками, методом бумагопластика, гофротрубочки)

«тычка» — жесткой полусухой кистью и т.д.)

В работе с детьми при формировании первоначальных представлений о развитии мелкой моторики и координации движений кистей рук я показывала детям способы действий и приемы работы. По мере накопления детьми опыта объем наглядного материала сокращала, так как у них развивалось умение понимать материал, изложенный в словесной форме. Весь процесс работы представляет единую систему, которая постепенно усложняется, при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности, мир природы, окружающей среды и т. д. В своей работе с детьми я использую разные приемы: выкладывание из счетных палочек букв, фигурок, сюжетов — это эффективный вид работы по подготовке к письму. При выполнении таких заданий у детей развивается мелкая моторика, глазомер, воображение, память. Любят мои дети выкладывать нити по контуру, « рисовать» забавные картинки с помощью пуговиц. Такие картинки помогают ребенку вспомнить стихотворение, сказку и рассказать ее; делать массаж ладонями и пальчиками с помощью горошин, грецкого ореха (катать горошины, грецкие орехи между ладонями, вращать горошину, орех пальцами); угадывать на ощупь что лежит в мешочках; рисовать, лепить, создавать аппликацию и многое другое.

Проводя опыты с бумагой, я отметила интерес детей к гофрированной бумаге. Изучив методику работы с гофрированной бумагой, поняла, что эта техника связана с содружеством обеих рук и очень эффективна для развития мелкой моторики. Почему гофрированная бумага?

Я полагаю, что одним из наиболее интересных видов художественной деятельности является нетрадиционный вид – работа с гофрированной бумагой.

Работа с гофрированной бумагой положительно сказывается на творческом развитии ребенка, развивает его вкус, пространственное мышление и чувство цвета. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Можно говорить о том, что работа с гофрированной бумагой стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Следовательно, в процессе работы развиваются:

— мелкая моторика пальцев рук;

— сенсорное восприятие, глазомер;

— логическое воображение;

— волевые качества;

— трудолюбие;

— художественные способности и эстетический вкус;

— сформируется самостоятельность, уверенность в себе, самооценка.

Занятия с использованием бумаги имеют терапевтический характер (дети бумагу мнут, рвут, режут, разглаживают), это положительно влияет на нервную систему, успокаивает моих воспитанников.

Систему работы с бумагой я построила по принципу от простого к сложному, более сильным детям интересна сложная конструкция, менее подготовленным предлагаю работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это дает возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Бумага является хорошим пластичным материалом, а поделки из разноцветной бумаги получаются яркими, интересными, выразительными.

Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышает возможностей детей младшего школьного возраста. Детям понравилось мастерить из бумаги, используя нетрадиционные техники, которые похожи на игру. В нашей работе нет четких правил, но есть свобода в выборе темы, материала, способа изображения. Использование нетрадиционных приемов способствует тому, что дети находятся в режиме постоянного поиска и им это очень нравится. Дети восприимчивы ко всему новому, необычному, современному. Поэтому наша совместная с ними работа – это постоянный поиск новых открытий, который стимулирует интерес детей к познанию.

Использую в работе с детьми следующие методики работы с гофрированной бумагой:

1) Бумагопластика (позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счёт объема выглядят как настоящие произведения искусства. В дальнейшем такие композиции мы использовали с детьми при составлении сказок, декораций к кукольным театрам, при изготовлении макетов).

2) Бумагокручение (бумагу можно перекручивать, закручивать, растягивать в поперечном направлении).

3)Торцеваниена бумаге (позволяет создать объемную махровую картинку:

контурное (выкладывание торцовок по контуру изображения);

плоскостное (выкладывание торцовок плотно друг к другу по всей поверхности);

объемное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона);

многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

4)Торцевание на пластилине (выполненная из пластилина поделка заторцовывается по цвету и дополняется деталями).

5) Гофротрубочки (скручивание гофрированной бумаги в одинарные или двойные трубочки).

Используя, эти техники мы с детьми оформляли выставку «Я талантлив!», изготавливали подарки к различным праздникам.

Первые шаги в работе с гофрированной бумагой настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Дети с удовольствием открывают для себя возможности бумаги: рвут, мнут, сгибают, режут, скручивают спирали, образуют пластичные формы. А моя задача – направить интерес и действия ребенка для получения красивой работы, которая приносит чувство удовлетворения и гордости за свой труд.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Для создания условий на занятиях  по развитию мелкой моторики рук была проведена большая работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Оборудовала центр развития мелкой моторики «Умелые пальчики» и оснастила необходимым оборудованием и материалами: трафареты, обводки, штриховки, раскраски, ватные палочки, счётные палочки, мелкий конструктор Лего, мозаика, пазлы, художественные принадлежности, разноцветные прищепки, бусины, шнуровки, цветная разнообразная бумага и многое другое

. Предметно-пространственную среду организую с учётом федеральных государственных требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннему развитию каждого ребёнка, созданию благополучного эмоционально-психологического климата.

Заключительная часть.

Осмысление результатов, вывод .

Работая над развитием мелкой и общей моторики у детей я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи, но и подготовила их к письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов.

Работа с гофрированной бумагой положительно сказалась и на творческом развитии ребенка, развила его вкус, пространственное мышление и чувство цвета. А также, всё это способствовало гармоничному развитию личности. Творчество способствует развитию эмоциональной сферы, учит ребёнка выражать свои чувства. Творя своими руками, ребёнок не только реализует потребности в познании мира и самоутверждения, но ещё и растёт как личность.

Дети научились: различать бумагу по ее свойствам и качеству, владеть техникой обработки бумаги: сминанием, разрыванием, складыванием, скручиванием, сворачиванием, выполнять плоскую и объемную аппликацию, оформлять работы в рамки.

 

                                                 

                                                  Список литературы:

1. Агапова И. Давыдова М. Игры с пальчиками для развития речи. М. «Лада» 2011г.

2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика изд. Аст, 2007г.

3. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль 2005г.

4. Крупенчик О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Издательский дом «Литера», 2005г.

5. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие / Е.А. Лифиц, И.В. Лифиц. – М.: Айрис – пресс, 2010 . -160с.-(Дошкольное воспитание и развитие)

6. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», № 6, 2003., № 1, 2004г.

7. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2005 г.

8. Поварченкова З.М., Малышева А.Н., «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2010г.

9. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2005 г.

10. Тимофеева Е.Ю. , Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги» С-Пб, «Корона», 2007г.

11. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.[Электронный ресурс]- режим доступа: http ://www.baby2000.ru /um /motorika.html

12. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года.[Электронный ресурс] -режим доступа: http ://www.kengyru.ru/melkay-motorika-razvitie-melkoy-motoriki-v-godik.htm

13. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста .[Электронный ресурс] -режим доступа: http ://festival.1september.ru/. articles/581288

14. Развитие мелкой моторики у детей.[Электронный ресурс] -режим доступа http ://proigrushki. .ru/ razvitie-melkoy-motoriki-u-detej

15. Бумага гофрированная/Страна Мастеров [Электронный ресурс] URL: http:

stranamasterov.ru.        

 

 

×
×