Автор: Мельникова Наталья Васильевна
Мастер-класс для учителей-логопедов
«Визуально-ритмические тренажеры как эффективное средство развития детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить участников мастер-класса с особенностями применения визуально-ритмических тренажеров в системе коррекционно-развивающей работы, а также разобрать примеры разных видов визуально-ритмических рядов.
Оборудование: презентация мастер-класса, парковка, ритмический круг, счетный материал, нейрокарточки, «Нейроладошки Канаевой», картинки со словами-квазиомонимами.
Ход проведения
Слайд №1
Представляем вашему вниманию «Визуально-ритмические тренажеры как эффективное средство развития детей дошкольного возраста».
Слайд №2
У детей со сложными нарушениями речи часто наблюдается неспособность воспроизвести простые ритмические последовательности, а также отмечаются частые затруднения, касающихся видов деятельности, связанных с функцией рядопостроения. Дети не могут запомнить последовательность времен года, дней недели, месяцев, простого числового ряда, не понимают смысла длинных слов, не могут выполнить инструкции, состоящие из нескольких частей. Поэтому работа по последовательному формированию и развитию ритмических способностей в различных видах деятельности является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений.
Одним из эффективных приемов по формированию ритмических способностей является использование визуально-ритмических рядов. Визуально-ритмические ряды (ВРР) представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Это своего рода тренажеры, с помощью которых ребенок учится переключаемости, прогнозированию своих действий.
Слайд №3
С помощью ВРР можно решить ряд логопедических задач, которые представлены на слайде.
Слайд №4, 5
ВРР может быть в трёх плоскостях (от простого к сложному): горизонтальный ряд, вертикальный ряд, окружность.
Знакомство с визуально-ритмическими рядами следует начать с визуального соотнесения и выкладывания рядов в горизонтальной плоскости.)
Выделяются возрастные критерии предъявления вариантов последовательностей выкладывания предметов — 1:1 (2-3 года), 2:1, 1:2, 1:1:1, (4-6 лет).
Следует помнить, что если выложить мало предметов, то мы можем не увидеть ошибок ребёнка. Использовать визуально-ритмические ряды нужно по усложнению. Так, следует начать с визуального соотнесения и выкладывания рядов, а затем подключения моторных программ в виде прохлопывания, отстукивания рядов, и постепенно усложняя перейти к проговариванию речевого материала (звукоподражаний, звуков, слогов, слов). (на слайде)
Дополнительно используются: камушки «марблс», фигурки (большие и маленькие разноцветные кружки, квадратики, звездочки, листочки и т.д.), различные мелкие конструкторы, фишки с артикуляционной̆ гимнастикой, нейроладошки, звуковые и буквенные обозначения. Также могут применяться любые мелкие фигурки, пуговицы, карточки, природный материал (шишки, орехи, камни и т.д.).
Картинки и предметы можно подбирать с учётом изучаемой в настоящий момент лексической темы. Разнообразие материала позволяет каждый раз модифицировать игру и поддерживать мотивацию к деятельности у ребенка.
Слайд №6
Моторная программа — это цикличное выполнение каких-то действий. Действие привязывается к предмету из визуально — ритмического ряда и выполняется. Для визуализации моторной программы можно использовать «Нейрокарточки».
Затем, если ребенок справляется с заданием, где предъявляется последовательность и моторная программа (даже самая простая), можно перейти к проговариваю речевого материала (звукоподражаний, звуков, слогов, слов, составлению предложений и рассказов). Речевая наполняемость будет зависеть от возможностей ребенка и цели упражнения.
Пока не отработан предыдущий уровень, не нужно переходить на новый. Чтобы выстроить систему, ребенку нужно понимание предыдущего.
Совместное проигрывание с участниками мастер-класса.
В качестве примера, рассмотрим некоторые игры, которые может включать в структуру занятий как логопед, так и воспитатели.
1. Игра «Хлопай-топай».
Цели: развивать чувство ритма, слуховое восприятие, зрительную память, ориентировку в пространстве.
Хлопать: педагог вводит условное цветовое обозначение действия,
выкладывает элемент синего цвета. Увидев два символа синего цвета,
ребёнок должен 2 раза хлопнуть в ладоши, три синих символа – 3 раза
хлопнуть в ладоши и т.д. Необходимо проявить фантазию, придумывать и рисовать различные ритмические рисунки, сочетая комбинации хлопков: 1:1, 1 -2, 2 -1, 1 -3, 2 -3, 3 -1, 3 — 2, 3 -3 и т.д.
Топать: педагог вводит условное цветовое обозначение действия, выкладывает элемент красного цвета. Увидев два красных символа, ребёнок должен 2 раза топнуть ногой, три красных символа — 3 раза топнуть ногой и т.д.
Хлопать — топать: педагог выкладывает визуально-ритмические ряды с
использованием символов синего и красного цвета. На каждый цвет ребенок должен вспомнить действие и выполнить его.
1. Игра «Артикуляционная гимнастика на колесе».
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Правила игры: заранее разложите на круге фишки с упражнениями
артикуляционной гимнастики, картинкой вниз. Предложите ребенку узнать, что скрывается под фишками. В направлении слева направо, по одной открывайте фишки и выполняйте упражнения до тех пор, пока все фишки не будут открыты.
Второй вариант игры: сложите фишки артикуляционной гимнастики
стопочкой. Предложите ребенку украсить круг фишками, а для этого ему
необходимо ставить фишку и выполнять упражнение. Игра продолжается пока не закончатся фишки с гимнастикой.
2. Игра «Осип охает».
Цель: развитие слухоречевой памяти и внимания, вызывание гласного
звука «О».
— Ребёнок повторяет звук О тихо-громко и выкладывает фишку (букву)
в верхний или нижний ряд ;
3. Игра «Разноцветные дорожки».
Цель: развитие чувства ритма, формирование слоговой структуры
слова, автоматизация и дифференциация звуков.
Ребенку предлагают выложить визуально-ритмический ряд (для этого
можно использовать камешки, разноцветные кубики, пуговицы,
карандаши): синий, красный, синий – продолжи ряд. Если
последовательность составлена верно, нажимаем указательным пальцем на камешек. Например, синий– слог «ва», красный– «на». «Ва-на, ва-на, ва-на, ва-на» и т. д. Вначале тренировка послогового ритма отрабатывается:
‒ на прямых слогах (ба, ма, на);
‒ на обратных слогах (от, уп, ам);
‒ на закрытых слогах (мак, кот, бух);
‒ на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными.
Все слоги необходимо произносить в замедленном темпе. На следующем этапе отрабатываются слоги со стечениями согласных в
следующей последовательности:
‒ открытые и закрытые (гна-анг, мна-амн);
‒ с оппозиционными согласными (фты-фти, спа-зба);
‒ цепочки слогов (вна-вно-вну);
‒ слоги со сменой позиции согласного (мно-нмо, нку-кну)
4. Игра «Верно повторяй».
Цель: дифференциация сонорных звуков
— Ребёнку предлагаем продолжить визуально-ритмический ряд и
произнести слоги ла-ра и т.д, слова яблоко-груша;
— Усложняем: левой рукой кладём яблоко, правой-грушу.
5. Игра «Украшаем пирог».
Цель: развитие грамматического строя речи, образование относительных прилагательных.
Правила игры: предложите детям украсить круг различными фигурками (яблоками, грибами, сливами и т. д.) и спросить: «Какой получится пирог с яблоками? Яблочный и т. д.
6. Игра «Составь предложение».
Цель: Развитие языкового анализа и синтеза предложений, речевое
развитие детей через развитие чувства ритма, слухового и пространственного восприятия, ориентировку в пространстве.
Детям предлагается составить предложение по схеме, на заданную
тему, по картинке, с заданным звуком; выкладывая фишки произносить
предложение (фишка – слово). Например, жаба ест муху.
Слайд №7
Таким образом, развитие ритмических способностей является важным компонентом всей логопедической работы, а включение в структуру занятий визуально-ритмических рядов делает этот процесс более увлекательным и результативным.