Автор: Дербишева Ольга Александровна
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ТЕХНИКУМА
Автор: Дербишева Ольга Александровна
Заместитель директора
по воспитательной работе
ГБПОУ «Донецкий техникум
отраслевых технологий им. Е.Т.Абакумова»
Аннотация. Статья посвящена анализу роли информационных технологий в модернизации системы управления образовательным процессом техникума. Рассматриваются ключевые аспекты внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в образовательную деятельность, включая автоматизацию процессов, использование электронных образовательных ресурсов и платформ, а также влияние этих технологий на качество образования и управление учебным процессом.
Ключевые слова: информационные технологии, образовательный процесс, техникум, управление, модернизация.
Современные тенденции в образовании требуют от образовательных учреждений внедрения инновационных технологий для повышения качества и эффективности учебного процесса. В техникумах, как учреждениях среднего профессионального образования, особенно актуальна задача модернизации системы управления образовательным процессом с использованием информационных технологий.
Актуальность темы. В условиях цифровизации общества и экономики роль информационных технологий в образовании становится ключевой. Использование ИКТ позволяет не только автоматизировать управление учебным процессом, но и создавать новые формы взаимодействия между преподавателями и обучающимися, а также обеспечивать доступ к образовательным ресурсам в любое время и в любом месте.
Современные тенденции в образовании требуют адаптации учебных заведений к цифровым технологиям. Внедрение информационных технологий (далее ИТ) в систему управления техникума способствует повышению качества образования, оптимизации административных процессов и подготовке студентов к требованиям цифровой экономики. Модернизация образовательного процесса в техникумах невозможна без интеграции информационных технологий. В условиях цифровизации образовательной среды ИТ становятся неотъемлемой частью управления учебным процессом, обеспечивая гибкость, доступность и эффективность обучения.
Современные техникумы активно внедряют системы управления обучением (LMS), которые позволяют автоматизировать процессы планирования, учета и контроля учебной деятельности. Эти системы обеспечивают централизованный доступ к учебным материалам, расписаниям, заданиям и результатам оценивания, что способствует повышению прозрачности и эффективности управления учебным процессом.
Электронные образовательные ресурсы и платформы, такие как Moodle, Google Classroom, позволяют преподавателям создавать интерактивные учебные материалы, проводить онлайн-занятия и тестирования, а также обеспечивать обратную связь с обучающимися. Это способствует индивидуализации обучения и повышению мотивации студентов.
Использование ИКТ в образовательном процессе способствует развитию критического мышления, самостоятельности и исследовательских навыков у обучающихся. Кроме того, цифровизация образования позволяет создавать условия для непрерывного профессионального развития преподавателей и повышения их квалификации.
Использование аналитических инструментов позволяет собирать и анализировать данные об успеваемости студентов, выявлять проблемные области и своевременно корректировать учебный процесс. Это способствует индивидуализации обучения и повышению качества образования.
Облачные платформы обеспечивают доступ к образовательным ресурсам в любое время и из любого места, способствуя гибкости обучения и расширению возможностей для студентов и преподавателей.
Внедрение информационных технологий в техникумах приносит следующие преимущества: повышение качества образования: Использование ИТ способствует более глубокому усвоению материала, развитию критического мышления и самостоятельности студентов; оптимизация административных процессов; автоматизация рутинных задач освобождает время преподавателей и административного персонала для более продуктивной деятельности.
Освоение ИТ-компетенций в процессе обучения готовит студентов к требованиям современного рынка труда.
Проблемы и вызовы внедрения ИТ.
Несмотря на очевидные преимущества, внедрение ИТ в техникумах сталкивается с рядом проблем: недостаток квалифицированных кадров; отсутствие специалистов, способных эффективно интегрировать и использовать ИТ в образовательном процессе. Технические и финансовые ограничения: высокие затраты на приобретение и обслуживание оборудования, а также на обучение персонала. Недостаточный уровень автоматизации управленческих процессов; фрагментарное использование ИТ, отсутствие единой цифровой платформы; низкая ИКТ-компетентность педагогов и административного персонала; слабая интеграция информационных систем с внешними ресурсами (например, с ФИС ГИА, ЕГЭ, СПО и пр.).
Сопротивление изменениям: некоторые преподаватели и студенты могут сопротивляться внедрению новых технологий из-за недостатка опыта или страха перед изменениями.
Однако, внедрение информационных технологий в систему управления образовательным процессом техникума является необходимым шагом для повышения качества образования и соответствия требованиям цифровой эпохи. Однако для успешной интеграции ИТ необходимо преодолеть существующие проблемы, включая подготовку кадров, обеспечение технической базы и преодоление сопротивления изменениям.
Пути решения проблемы: внедрение комплексных информационных систем управления учебным заведением (например, АСУ РСО, Moodle, 1С:Колледж); повышение ИКТ-компетентности сотрудников через обучение и сертификацию; разработка и реализация единой стратегии цифровой трансформации; интеграция ИТ-систем с государственными образовательными платформами; применение аналитических инструментов для мониторинга успеваемости и планирования учебной нагрузки.
Ожидаемые результаты: модернизация системы управления образовательным процессом за счёт цифровизации приведёт к улучшению качества образования, оперативности принятия решений, снижению административной нагрузки и повышению конкурентоспособности образовательного учреждения.
Выводы. Информационные технологии играют ключевую роль в модернизации системы управления образовательным процессом техникума. Их внедрение способствует повышению качества образования, улучшению управления учебной деятельностью и созданию условий для индивидуализации обучения. В дальнейшем необходимо продолжать развитие и совершенствование ИКТ в образовательном процессе, учитывая современные тенденции и потребности обучающихся.
Список использованных источников
1. Аванесов В.С., Беспалько В.П., Зимняя И.А. и др. Теория и практика управления качеством образования: Учебник. — М.: Академия, 2020. — 320 с.
2. Горшенин А. В. Современные образовательные IT-экосистемы: от систем управления обучением к цифровым платформам. — М.: Научный мир, 2021. — 250 с.
3. Яковенко Т.В. Модели и методы обучения и контроля знаний в системе высшего образования. — СПб.: Издательство РГУ, 2021. — 180 с.
4. Мухамади С., Санызбаева Р. Роль современных информационных технологий в повышении качества образования. — Казань: Издательство Казанского университета, 2019. — 200 с.
5. Ромеро С., Вентура С. Обзор применения образовательного анализа данных и аналитики обучения: обновленный обзор. — М.: Издательство РАН, 2024. — 300 с.