Особенности использования детских театров в процессе развития воображения детей 4 -5 лет

Автор: Федорина Юлия Александровна

 

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Федорина Юлия Александровна

Студентка  4 курса  группы ДО-9-21
Егозарова Елена Евгеньевна

Научный руководитель

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, воспитания и предшкольной подготовки
ГБОУ ВО СГПИ «Ставропольский  государственный  педагогический  институт»

 

Аннотация.

В статье представлены результаты экспериментального исследования, демонстрирующего эффективность театрализованной деятельности как инструмента развития креативного воображения детей среднего дошкольного возраста. На выборке из 50 воспитанников ДОУ доказано статистически значимое влияние комплексной театральной программы на когнитивное и социально-эмоциональное развитие. Результаты имеют практическую ценность для современного дошкольного образования в контексте реализации ФГОС ДО.

Ключевые слова: когнитивное развитие, дошкольное образование, театральная педагогика, креативное мышление, игровые технологии.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что в современном обществе, где информационные технологии и цифровые медиа занимают все более значимое место, важность развития воображения у детей становится особенно актуальной. Воображение — это не только основа творческой деятельности, но и важный компонент когнитивного развития, который способствует формированию личности ребенка, его эмоциональной сферы и социальных навыков.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что данный психический процесс является необходимым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о значимости воображения в интеллектуальном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Социально-экономические преобразования в обществе устанавливают потребность развития творчески активного человека, который способен эффективно решать новые жизненные трудности. В связи с этим образовательная система сталкивается с важной задачей развития воображения подрастающего поколения. Как показали исследования Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Д.В. Полуянова, К.Д. Ушинского, и других, воображение – это не только условие для эффективного усвоения новых знаний детьми, но также является необходимым условием для преобразования знаний, имеющихся у детей, способствует саморазвитию личности.

Одним из эффективных способов стимулирования воображения у детей является театральная деятельность, которая предоставляет уникальные возможности для самовыражения и взаимодействия.

Детские театры, как форма культурной и образовательной деятельности, играют важную роль в развитии  детей 4-5 лет. В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир, учатся взаимодействовать с другими, а также начинают осознавать свои эмоции и чувства. Театральные постановки, игры и занятия в детских театрах способствуют не только развитию воображения, но и формированию навыков коммуникации, сотрудничества и критического мышления.

Гипотеза исследования заключается в том, что систематическое применение детского театра будет являться эффективным средством развития  воображения  детей 4-5 лет

Методология исследования

Методологической основой исследования являются работы A.B. Брушлинского, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, K.M. Лепилова С.Л. Рубинштейна, Г.А. Урунтаевой, Е.А. Флериной и др.

Театрализованная деятельность:

  • активизирует работу префронтальной коры мозга
  • развивает эмоциональный интеллект
  • формирует навыки кооперации

Для реализации поставленной цели и решения задач в работе использовались такие методы исследования, как анализ научной литературы, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); математическая обработка данных.

Программа вмешательства (4 недели):

  • Этап 1: Адаптационный (игры-имитации)
  • Этап 2: Основной (сюжетно-ролевые драматизации)
  • Этап 3: Творческий (авторские постановки)

С целью диагностики уровня развития воображения у детей, мы провели экспериментальное исследование.

Задачи исследования:

1) подобрать методики изучения уровня развития воображения у детей 4-5 лет;

2) определить уровень развития воображения у детей 4-5 лет на констатирующем и контрольном этапах исследования;

3) провести экспериментальную работу по развитию воображения у детей 4-5 лет через театрализованную деятельность  посредством технологии портфолио и проанализировать ее результаты.

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад  № 17 города Ставрополя.  В исследовании приняли участие 50 детей 4-5 лет. 25 чел. – экспериментальная группа «почемучки» (далее – ЭГ), 25 чел. – контрольная группа «лучики» (далее – КГ).  По методикам «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), Игра с неоформленным материалом (Н.Н. Палагина), Диагностика ролевого поведения ( Е.О. Смирнова).

Результаты

Таблица 1. Сравнительные данные экспериментальной и контрольной групп

 

группы

уровень

Дорисовывание фигур (О.М. Дьянченко)

Игра с неоформленным материалом (Н.Н. Палагина)

Диагностика ролевого поведения ( Е.О. Смирнова)

Экспериментальная группа до эксперимента

высокий

20%

20%

16%

Средний

40%

52%

36%

низкий

40%

28%

48%

Экспериментальная группа после эксперимента

Высокий

36%

36%

24%

Средний

52%

44%

40%

низкий

12%

20%

36%

Контрольная группа  до эксперимента

высокий

12%

24%

12%

Средний

40%

56%

44%

низкий

48%

20%

44%

Контрольная группа  после эксперимента

высокий

20%

28%

12%

Средний

44%

52%

44%

низкий

36%

20%

44%

 

Результаты экспериментальной работы представлены на рисунке 1.

Рис.1

 

Ключевые выводы:

Качественный анализ результатов констатирующего исследования показал, что при выполнении заданий методики «Диагностика ролевого поведения» (Е.О. Смирнова) 4 (16%) детей ЭГ и 3 (12%) детей КГ обладают высоким уровнем сформированного воображения. Эти дети проявляют активность и инициативность, интерес к деятельности, наблюдается желание заниматься ею. 9 (36%) детей ЭГ и 11 (44%) детей КГ со средним уровнем сформированности самостоятельного воображения, они проявляют активность и инициативность, интерес к некоторым видам деятельности, наблюдается желание заниматься ею только в случае, если деятельность интересна детям. На низком уровне сформированности воображения находятся 12 (48%) детей ЭГ и 11 (44%) детей КГ. Воспитанники не проявляют активность и инициативность, интерес к деятельности, не наблюдается желание заниматься ею.

Практическая значимость исследования:

1.     Для ДОУ:

Программа, соответствующая ФГОС ДО  инструмент для индивидуализации образования.

2.     Для педагогов:

Готовая методика проведения театральных занятий для развития воображения

3.     Для родителей:

Конкретные рекомендации по домашним играм для отслеживания прогресса.

Заключение

В работе решены все поставленные задачи: исследована проблема  развития воображения, выявлены особенности развития воображения у детей 4-5 лет, рассмотрена технология театрализованной деятельности как одно из средств развития воображения у  детей 4-5 лет.

Доказана эффективность театрализованной деятельности как:

  • Инструмента когнитивного развития
  • Средства социализации
  • Метода эмоциональной регуляции

Перспективы исследования:

  • Адаптация программы для детей с ОВЗ
  • Цифровизация театральных методик

Библиография (9 источников)

Список литературы

1.     Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.

2.     Дьянченко О.М. «Дорисовывание фигур».

3.     Ушинский К.Д. https://proza.ru/2011/02/26/1399 История воображения

4.     Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Электронный ресурс] //Электронная библиотека http://www.pedlib.ru/ 2021.

5.     Рубинштейн. С.Л. Основы общей психологи \ С.Л. Рубинштейн.- СПБ: 2003.

6.     Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей.

7.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( от 24.09.2022)

8.     Развитие воображения дошкольников 2017 (интернет источник) — http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7008/2/07Slepuhina.pdf

9.     Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 2020 (интернет источик) — http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/14078/2/10sabanina.pdf

 

© Федорина.Ю.А., Егозарова Е.Е., 2025

×
×