Реализация воспитательной работы через дополнительное образование

Автор: Чиганова Елизавета Андреевна

Вашему вниманию, представляю свой опыт реализации воспитательной работы по дополнительным программам «Апельсин» — художественной направленности и «Черника» — физкультурно-спортивной направленности.

Представленное описание опыта воспитательной деятельности имеет в основе опыт работы более 10 лет с детьми от 5 до 17 лет.

В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года дается следующее определение целей развития дополнительного образования:

создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.

В поправках к закону об образовании, принятых в июле 2020 года воспитание определяют как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения».

Реализация потенциала дополнительного образования предполагает решение четырех групп воспитательных задач.

Первая группа предполагает педагогическое сопровождение нравственному самоопределению ребёнка, помочь ему ответить на главные в жизни вопросы: каким мне быть?

Вторая группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение социального выбора и помогает ребёнку ответить на вопросы: как строить отношения с людьми, как обеспечить свое участие в улучшении окружающей жизни?

Третья группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение профессионального выбора, помогает ребёнку ответить на вопрос: кем быть?

Четвертая группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение овладения ребёнком нормами общественной жизни и культуры, помогает ему ответить на вопрос: что такое красота жизни и искусства?

Как же помочь ребенку ответить на эти вопросы?

В этом нам помогает реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Воспитательной составляющей дополнительной программы «Апельсин» является создание условий для реализации творческого потенциала детей в художественной деятельности; организация совместных творческих акций с детьми; привлечение детей к наставнической деятельности.

В своей работе использую как традиционные формы работы, например, КТД (коллективные творческие дела), где старшие дети готовят праздники для младших, например, ежегодный праздник «Посвящение в танцоры», «Пижамная вечеринка», «Цветочная вечеринка», «Радужная вечеринка». Дети придумывают себе костюмы, образы, заранее готовятся к празднику, тем самым проявляют творческую составляющую своей личности.

Также использую и новые формы работы, например Технология «Smart» — это методика постановки целей и задач.  Суть методики, чтобы сделать абстрактные цели понятными, конкретными и достижимыми. Со своими детьми ежегодно создаем плакат, где ставим цели на предстоящий год и в конце оцениваем: все ли получилось и по каким причинам не смогли чего-либо достичь.

Также для развития личностных качеств на информационном стенде использую «цитаты недели», где мы с детьми обсуждаем цитаты великих людей.

Также одна из новых форм — Флешмоб (вариант социальной или тематической акции) способствуют реализации способностей каждого, сплочению коллектива, формированию общественного сознания и гражданской позиции. Один из последних – это флешмоб ко Дню России.

Одно из новых направлений – челленджи. Челлендж – это популярная концепция, которая означает вызов или испытание, которое люди принимают в интернете или в реальной жизни. Обычно это связано с выполнением определенной задачи или выполнением определенного действия и фиксацией об этом записи или фотографии, чтобы поделиться ими в социальных сетях или с другими людьми. Мы также принимаем участие в челленджах во ВКонтакте. Один из последних – челлендж «Мы за спорт. Мы против наркотиков».

Воспитательная составляющая дополнительной общеобразовательной программы «ЧерНика»: самопознание собственного спортивного потенциала; взаимной ответственности; личной организованности; мотивации здорового образа жизни; готовности отстаивать интересы своего коллектива в соревнованиях различного уровня; направленности на результат и победу в спортивных соревнованиях.

Помимо уже перечисленных форм работы с детьми практикую наставничество.

На занятиях используются следующие формы наставничества: «педагог – ученик», «ученик – ученик».

Форма наставничества «педагог – ученик»

В данном направлении я использую индивидуальную работу с неуспевающими учениками, а также с одаренными детьми, ставлю им отдельную программу для соревнований, собирая таких детей в двойки или в небольшие группы. Одаренные ученики, например, участвовали в Первенстве г. Челябинска по ГТО ОФП и СФП (чир-спорт) и заняли призовые места.

Форма наставничества «ученик-ученик»: использую групповую работу, где ставлю детей в пары: сильный ученик и слабый, преследуя тем самым две цели, развить лидерские и организаторские качества сильного ученика и помочь слабому ученику дойти до среднего уровня обучения. Также в группе обучающихся выбираем командира, который зачастую отрабатывает со всей группой или отдельными учениками элементы.

Одной из воспитательных задач объединений физкультурно — спортивной направленности является профориентационная работа. В процессе занятий необходимо прививать обучающимся навыки работы в качестве помощника тренера. Для этого во время разминки привлекаю детей. Спортсмены должны овладеть принятой в чир-спорте терминологией, командным голосом для проведения строевых и порядковых упражнений; овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная часть. Спортсмены должны овладеть обязанностями дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и оборудования и сдача его после окончания занятий). Каждое занятие назначаем дежурных, которые убирают на место все использованное на занятии оборудование.

Во время проведения занятий необходимо развивать способность обучающихся наблюдать за выполнением упражнений, технических приемов другими учениками, находить ошибки, анализировать технику выполнения движений. Поэтому мы используем такую форму, когда одна часть детей выполняет упражнение или программу, а другая – следит за качеством исполнения.

Формы воспитания создаются в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников деятельности, педагогов и воспитанников, а часто и родителей.

Важнейшие партнеры, союзники, единомышленники педагогов  – родители, которые заинтересованы в успешном развитии ребенка и готовы активно участвовать в его воспитании. Для них, безусловно, важен вопрос: как помочь ребёнку получить достойное образование, стать успешным, приобрести востребованную профессию? И задача педагогов – помочь в поиске путей решения этих проблем.

С родителями проводим культурно-досуговые мероприятия. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь объединения. Одно из мероприятий, которое получило позитивный отклик среди детей и их родителей – это мероприятие на свежем воздухе «Йога-пати», цель которого укрепление триединства «педагог-ученик-родитель».

Также как и с детьми, мы выбираем среди родителей старосту группы, т.е. родителя, который занимается финансовыми и организационными вопросами по поездкам, концертам, соревнованиям. На итоговых собраниях в конце года благодарим родителей в устной форме и виде письменной благодарности.

В нашем Центре существует единый план воспитательной работы с обучающимися, с которым вы можете ознакомиться на слайде.

Способность педагога быть педагогом подразумевает ощущение некой перспективы своей работы, понимания, что результат педагогической деятельности отсрочен во времени. Педагог видит итог своей работы спустя годы — когда его воспитанник вырастает и выходит во взрослую жизнь.

Для меня модель выпускника – это уверенный в себе, думающий человек, понимающий свое тело и свою ценность в этом мире. Пусть они не станут профессиональными танцовщиками и спортсменами, но хотелось бы, чтобы они были хорошими людьми.

Педагог должен обращать внимание на то, чтобы культивировать те положительные черты, которые помогут ребенку максимально самовыразиться, а также найти свое место в мире. Поэтому роль педагога в воспитании детей очень велика. 

Педагогу необходимо также помнить, что ученик приходит на урок не только для того, чтобы отработать танцевальную комбинацию. В первую очередь дети идут за получением некого жизненного опыта. Педагог создает для детей своеобразные легкие тренинги взаимоотношений, понимания себя, взаимопомощи и т.д. Именно это позволяет проектировать и прогнозировать педагогические результаты.

Каждый учитель должен понимать, что отдельно взятый урок — это всегда часть чего-то большего. Это понимание имеет принципиальное значение, т.к. то, что происходит сегодня — неизбежно влияет на то, что будет завтра, послезавтра и через год. Это осознание поможет педагогу иначе подходить к построению урока.

Вместе воспитание и обучение дают образование — создание образа мира, в котором живет человек, создание стиля его поведения и возможности контактировать с другими людьми.

Знания без воспитания — меч в руках сумасшедшего. — Д.И.Менделеев

×
×