АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЮНОГО МУЗЫКАНТА

Автор: Андреева Алина Петровна

АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЮНОГО МУЗЫКАНТА

          Ни для кого не является секретом, что большинство учащихся музыкальных школ и школ искусств обучаются музыке не только для того, чтобы выбрать себе профессию музыканта, а для общего музыкального развития и кругозора. Соответственно музыкальные школы и школы искусств ставят перед собой цели не только в подготовке наиболее способных детей к поступлению в профессиональные музыкальные учебные заведения, но и в воспитании грамотных слушателей и музыкантов-любителей, с полученными навыками для дальнейшего музыкального творчества.

Все мы знаем, что современного ребенка сейчас сложно чем-то удивить, круг его интересов очень разнообразен, так как помимо музыкальной школы дети посещают еще какой-либо кружок или спортивную секцию, поэтому задача преподавателя не только заинтересовать и обучить игре на инструменте, но еще и приложить все усилия, чтобы интерес ребенка к занятиям не пропал. К каждому ребенку необходимо найти отдельный подход. И одной из интересных и увлекательных занятий с учеником является игра в ансамбле.

Ансамблевая игра – такой вид работы, который во многом раскрывает представление о возможностях инструмента, а так же вызывает большее желание музицировать вместе с другими учениками, со своим преподавателем. Занимаясь в ансамбле, ученик чувствует потребность в быстром овладении инструментом. Дети увереннее начинают себя чувствовать в коллективе, чаще выходят на сцену. Выступление на концертах, участие в конкурсах только способствует повышению интереса к занятиям. И, конечно, занимаясь в классе ансамбля, дети чувствуют определенную ответственность перед партнером и коллективом в целом за общий результат работы.

Чаще всего происходит так, что ученикам, имеющим средние способности, не всегда удается исполнить на инструменте достаточно серьезные и яркие произведения, так как они сталкиваются в процессе разбора текста с определенными техническими трудностями. Например, выучить концертное произведение большого объема, в котором сложная гармония им бывает зачастую не по силам. Бывает и так, что они оканчивают музыкальную школу, так и не познав  всех возможностей своего инструмента. А посещая предмет «ансамбль», ученики участвуют в коллективном творческом процессе. Партия каждого участника ансамбля не очень сложная, а играя вместе звучит и получается отлично. Соответственно занимаясь и выступая, дети получают большое удовольствие от самого процесса. 

         Так же немаловажным является то, что при данной форме работы меняется принцип оценивания деятельности учащегося. Снимается риск негативной оценки выступления и возникает возможность других форм оценивания. Как правило, этот вид работы не выносится на зачёты и экзамены. И поэтому ученики получают чаще всего положительный эмоциональный заряд от совместного музицирования. 

Изначально при создании ансамбля, конечно, надо помнить, что каждый ребенок – это индивидуальность. У каждого свой характер, свой круг интересов, поэтому подбирая участников ансамбля необходимо учесть такие моменты, как совместимость характеров, близость друг друга по возрасту, по уровню развития, по возможности учесть степень владения инструментом, иначе будет сложно распределить партии. Очень часто уже в процессе занятий, когда дети больше узнают друг друга, больше начинают общаться уже вне стен школы, у них появляются общие интересы, увлечения помимо музыки и это их сплачивает еще больше. За этим очень интересно наблюдать. А если между преподавателем и учениками возникают доверительные отношения, то это, конечно, и совместное времяпровождение в не урочное время. 

         Мы знаем, что начинать ансамблевое обучение лучше с дуэта «учитель — ученик», так как для того чтобы установить взаимный творческий контакт совместное ансамблевое музицирование является идеальным средством. И приступать к формированию этих навыков желательно на самом раннем этапе обучения. Исполнение самого простейшего музыкального рисунка уже ставит серьезные задачи перед учеником. В процессе игры он знакомится с названием нот, с диапазоном инструмента, осваивает ритмический рисунок, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения.

         При совместном исполнении с педагогом ученику легче уловить неточности ритма и темпа. Он уже сам убеждается, что даже небольшое отклонение от темпа, малейшее нарушение ритма, которое сложно уловить при сольном исполнении − заметны при игре в ансамбле.

Ученик осознает свою действительно равноправную роль в ансамбле, тем самым, охотно включается в процесс совместного музицирования. 

Начинать занятия конечно необходимо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются легче, а всё внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет заинтересованность к занятиям только тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. 

Так же совместное музицирование способствует преодолению различных психологических напряжений — зажимов, которые возникают у ребенка в ходе сольного исполнения.

Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную — в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. В течение какого-то времени учитель становится олицетворением идеального музыканта и человека. Исполняя даже самую простую песенку, воодушевляясь её настроением преподавателю легче передать это настроение ученику. И что особенно важно этот музыкальный контакт обычно способствует появлению большей инициативы у ученика, что является первым успехом в педагогической работе и главным критерием правильного подхода к ученику. 

Показательным примером эффективного приобщения детей к музыке служит выступление ученика со своим преподавателем перед родителями. Подобные формы ансамблевого музицирования позволяют ребенку уже на раннем этапе обучения почувствовать себя артистом. Эти моменты надолго остаются в памяти и являются прекрасным стимулом к дальнейшим занятиям на инструменте. В практике нашей школы такое первое совместное выступление преподавателя и ученика, а иногда уже небольшой дуэт учеников чаще всего происходит на праздничном мероприятии, которое так и называется «Праздник первого концерта и первой выставки». Дети вместе с волнением и гордостью от первого выступления получают огромное удовольствие от мероприятия. 

Детям нравится играть в ансамбле с педагогом, но большей внимательности и ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом, то есть в ансамбле «ученик — ученик». В такой ансамбль выбираются дети примерно одного возраста, равные по музыкальной подготовке и владению инструментом. Участники ансамбля учатся слушать мелодию, второй голос, аккомпанемент. Это довольно таки не просто и приходит с определенным опытом, умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно и то, что играет твой партнер, то есть общее звучание всех партий. 

Синхронность в исполнении является результатом важнейшего качества ансамбля и ее достижению в исполнительстве способствует визуальный контакт между всеми участниками. Регулярное общение посредством жестов, взглядов, способствует определить начало и окончание музыкальных построений. Динамика в ансамблевом исполнении также является одним из самых выразительных средств. Умелое ее использование помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание. И важность точного соблюдения каждым участником ансамбля динамических требований должна быть осознана учениками с первых же уроков. 

На начальном этапе работы над произведением, необходимо наглядно объяснить ученикам роль каждой партии, её музыкальный рисунок, взаимосвязь голосов, распределение их функций на главную, подголосочную, аккомпанирующую. С первых уроков ансамбля необходимо воспитать в учениках сознание равной ответственности за исполнение каждой партии, каждого голоса. 

В нашей детской школе искусств ученики, обучающиеся по классу гитары, занимаются в ансамбле гитаристов «Ровесники». Вернее ансамбль разделяется на два состава – младший и старший. Сейчас в состав старшего ансамбля входят и ребята, закончившие школу, выпускники. Ходят они на занятия, как мне кажется, с большим удовольствием, что еще раз подтверждает насколько интересна и важна эта форма музицирования. 

В репертуар ансамбля начального периода его развития вошли такие произведения как: русская народная песня «Ты пойди, моя коровушка, домой», Г. Гладков «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», И. Кюфнер «Анданте», мексиканская народная песня «Скамеечка». А так же, дети с большим удовольствием исполняют произведения и чувашских авторов В. Воробьева, Ф. Павлова и О.Агаковой.

Не так давно воплотилась в реальность общая мечта детей и педагогов — приобретение ДШИ электрогитар, звукоусилителей и ударной установки для вокально-инструментального ансамбля. И теперь уже стало возможным проводить полноценные занятия по работе с детским ВИА «Юность», который уже стал Лауреатом телевизионного конкурса «Ян-Сас». 

Большим стимулом к развитию ансамбля является, конечно, концертная деятельность. Ансамбль выступает на школьных, городских, районных концертах. Участвует в праздничных мероприятиях, которые проводятся в различных организациях, образовательных учреждениях района. Ансамбль является лауреатом республиканских, межрегиональных и всероссийских конкурсов. Так же в школе уже традиционно проводится конкурс ансамблей «Вместе весело играть». Все эти выступления еще больше сплачивают ребят. Выступая на концертах, конкурсах, фестивалях они приобретают опыт сценического поведения на большой эстраде. 

В репертуар уже сложившегося ансамбля вошли более сложные произведения: Ж. Ларю «Розовая вишня и белый цветок яблони», П. Мориа «Токката», С. Ирадье «Голубка», Л. Боккерини Менуэт и т.д.

Опыт работы с ансамблем показал, что необходимо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются и репетируют. Благоприятный психологический климат в ансамбле – залог успешной работы. И независимо от того с кем педагог занимается, с будущим профессионалом или просто любителем музыки, он должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой. 

 

Список использованной литературы:

1. Благой Д. искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М., 1979.

2. Бергер Н. Сначала ритм. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств, отделений педагогической практики музыкальных училищ и консерваторий. СПб., 2004.

3. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М., 1978.

4. Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе. М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×