Некоторые вопросы несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей

Автор: Атаян Эдуард Артурович

УДК 347.736.

Некоторые вопросы несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей

 

Атаян Эдуард Артурович

 

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

 

eduard.atayan@bk.ru

 

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования и проблематике несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя. Изучены и проанализированы проблемы разграничения несостоятельности индивидуального предпринимателя.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, индивидуальный предприниматель, кредитор, должник, гражданин, законодательство.

 

Some issues of insolvency (bankruptcy) of individual entrepreneurs

Eduard A. Atayan

 

1 Penza State University, Penza, Russia

1 eduard.atayan@bk.ru

 

Abstract. The article is devoted to the issues of insolvency (bankruptcy). Namely, the problems of differentiation from the institution of bankruptcy of individuals are revealed.

Keywords: bankruptcy, insolvency, individual entrepreneur, creditor, debtor, citizen, legislation.

Практически в любом государстве мира существует понятие индивидуального предпринимательства, однако используемые термины для описания этого института могут несколько отличаться. К примеру, используются термины единоличное предпринимательство, индивидуальное владение, индивидуальное или единоличное предприятие, предпринимательство без образования юридического лица.[1]

Арбитражный суд принимает решение о признании банкротом индивидуального предпринимателя при наличии условий, указанных в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее – Закон о банкротстве)[2], а именно при неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Если физическое лицо обладает статусом индивидуального предпринимателя, производство по признанию его несостоятельным отличается возможностью сочетать требования кредиторов, связанные с предпринимательской деятельностью такого лица и те требования, которые с таковой не связаны.

В соответствии с абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», если должник обладает статусом индивидуального предпринимателя, может быть возбуждено и рассмотрено только лишь одно дело о признании его несостоятельным.

Процедура по признанию индивидуального предпринимателя банкротом может быть инициирована и самим лицом, обладающим таким статусом, и его кредиторами, уполномоченным органом. Вместе с тем на индивидуальном предпринимателе в случае заявления о признании его несостоятельным лежит обязанность по публикации в реестре Федресурс о таком намерении заблаговременно.

Процедура несостоятельности индивидуального предпринимателя состоит из следующих стадий:

1.    Реструктуризация долгов должника. Это реабилитационный процесс, направленный на восстановление платёжеспособности индивидуального предпринимателя и исполнение обязательств перед кредиторами. В рамках данной процедуры составляется специальный план – план реструктуризации долгов, который содержит сведения о порядке и сроках погашения долгов и процентов на сумму требований всех кредиторов. При этом срок реструктуризации не может превышать трех лет (п. 2 ст. 213.14 Закона о банкротстве). Проект плана реструктуризации может быть подготовлен самим должником, а также кредиторами или уполномоченным органом. Проект плана реструктуризации долгов подлежит направлению финансовому управляющему и последующему рассмотрению собранием кредиторов (ст.213.12 Закона о банкротстве). Чтобы утвердить план реструктуризации должник должен соответствовать следующим требованиям, перечисленным в ст. 213.13 Закона о банкротстве, а именно: гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов; гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство; гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов; план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана. План реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина.

2.    Реализация имущества должника. Под эту процедуру подпадает все имущество должника, которое было приобретено до или после вынесения решения о реализации составляет конкурсную массу, то есть сумму всего, что будет выставлено на торги. Но статья 446 ГПК РФ предусматривает имущество, на которое не может быть наложено взыскание: единственное жильё, земельный участок на котором оно находится; предметы быта, домашней обстановки если они не считаются предметами роскоши; инструменты необходимые для осуществления профессиональной деятельности, мелкий и крупный рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные и постройки в которых они содержатся, семена необходимые для посевных работ; продукты питания и денежные средства в размере не более прожиточного минимума должника и лиц находящихся на его иждивении; топливо, необходимое для приготовления пищи и отопления жилого помещения; имущество связанное с организацией быта должника — инвалида; призы, государственные награды. Для того, чтобы исключить это имущество из конкурсной массы, необходимо подать ходатайство в Арбитражный суд.

3.    Мировое соглашение. Данный институт определяется, как соглашение сторон о прекращении спора на основе урегулирования взаимных претензий и утверждается судом. Конкурсные кредиторы получают часть или, возможно, полную сумму своих требований, а ИП может продолжать заниматься своей деятельностью. Анализ действующих норм законодательства Российской Федерации и практики его применения позволяет определить некоторый алгоритм поведения, или этапы, которые должны пройти лица, участвующие в деле о банкротстве, выразившие намерение заключить мировое соглашение и прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Этап 1 – погашение требований кредиторов первой и второй очередей. Согласно положениям пункта 1 статьи 158 Закона о банкротстве и разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – постановление № 29) мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после по гашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей. Указанный вывод подтверждается и текущей судебной практикой (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2016 года № Ф04 4127/2012 по делу № А75-3031/2011 и Фе дерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 января 2012 года по делу № А65-66/2009).

Этап 2 – определение состава участников мирового соглашения. Участие в мировом соглашении третьих лиц влияет на его содержание и процедуру заключения. Так, при заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, конкурсному управляющему или конкурсному кредитору, мировое соглашение должно содержать информацию о том, что такое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности (п. 3 ст. 154 Закона о банкротстве). В случае участия третьих лиц в мировом соглашении требуется его согласование органами управления должника (п. 4 ст. 151 Закона о банкротстве).

Этап 3 – разработка проекта мирового соглашения и направление его конкурсным кредиторам и конкурсному управляющему с предложением заключить мировое соглашение. В соответствии со статьей 156 Закона о банкротстве мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в де нежной форме. При этом мировое соглашение распространяется только на требования, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения (п. 4 ст. 154 Закона о банкротстве).

Кредиторы, требования которых не были включены в реестр на дату проведения собрания кредиторов, вправе отстаивать свои права посредством предъявления требований в обычном по рядке искового производства. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается конкурсным управляющим в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Закона о банкротстве.

Этап 4 – проведение собрания кредиторов по вопросу заключения мирового соглашения (при достижении согласия конкурсного кредитора и должника).

Такое решение считается принятым при соблюдении двух дополнительных условий, предусмотренных в пункте 2 статьи 150 За кона о банкротстве:

1) решение о заключении мирового соглашения принимается большинством голо сов не от числа присутствующих на собрании кредиторов, а от общего числа голосов конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

2) решение о заключении мирового соглашения должны единогласно одобрить все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Этап 5 – согласование либо одобрение мирового соглашения органами управления должника при наличии признаков сделки, требующей такого согласования либо одобрения, в частности, при наличии в мировом соглашении условий о переводе долга, об уступке требования, о прощении погашения обязательств должника посредством отчуждения имущества, об участии в исполнении обязательств должника третьих лиц (п. 4 ст. 151 Закона о банкротстве).

Этап 6 – подписание мирового соглашения должником, конкурсным кредитором, третьими лицами в случае их участия. Со стороны должника мировое соглашение подписывается конкурсным управляющим, от имени кредиторов – представителем собрания кредиторов. От третьих лиц (в случае их участия) мировое соглашение подписывается этими лицами или их представителями.

Этап 7 – представление заявления об утверждении мирового соглашения в арбитражный суд. В пункте 2 статьи 158 Закона о банкротстве установлен срок, в течение которого в суд должно быть представлено заявление об утверждении мирового соглашения. Этот срок начинается не ранее чем через пять дней и заканчивается не позднее чем через десять дней с даты заключения мирового соглашения. Такое заявление может быть представлено в арбитражный суд как должником, так и конкурсным управляющим.

К заявлению должен быть приложен перечень документов, предусмотренный нормой пункта 2 статьи 158 Закона о банкротстве и включающий:

• текст мирового соглашения;

 • протокол собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения;

• список всех известных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с указанием их адресов и сумм задолженности;

• реестр требований кредиторов;

• документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей;

• решение органов управления должника – юридического лица в случае, если необходимость такого решения предусмотрена настоящим Федеральным законом;

• возражения в письменной форме конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые голосовали против заключения мирового соглашения или не принимали участие в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения, при наличии этих возражений;

• иные документы, предоставление которых в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным.

Согласно пункту 50 постановления № 29 такими дополнительными документами могут, в частности, выступать бюллетени для голосования на собрании кредиторов. Этап 8 – рассмотрение арбитражным су дом заявления об утверждении мирового соглашения и вынесение соответствующего определения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве.

Этап 9 – погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с условия ми утвержденного арбитражным судом мирового соглашения

Этап 10 – направление конкурсному управляющему документов, подтверждающих погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с условиями утвержденного арбитражным судом мирового соглашения.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом влечет следующие правовые последствия:

1) производство по делу о банкротстве прекращается (п. 1 ст. 159, п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве);

2) с даты утверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращаются полномочия арбитражного управляющего. Он исполняет обязанности руководителя должника до даты назначения (избрания) руководителя должника (п. 4 ст. 159 Закона о банкротстве)

Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определен ряд требований (обязательств), освобождение (прощение) от которых в деле о банкротстве гражданина не допускается. К таким обязательствам относятся, например, требования о привлечении гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности в порядке статьи 10 Закона о банкротстве, требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.

Имеются определенные нормы, которые касаются особенностей банкротства ИП. В главе 10 в параграфе 2 Закона о банкротстве содержатся данные нормы. Обращаясь к статье 216 Закона о банкротстве, мы можем заметить отличия правовых последствий признания индивидуального предпринимателя и физического лица банкротом.  

На практике вопрос коллизии данных институтов разрешается только по одному критерию: если у лица есть статус индивидуального предпринимателя, то процедура банкротства в отношении него будет реализована с учетом специфичных правовых последствий, таких как: утрата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулирование выданных лицензий на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности; запрет на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве.

 Также, с даты завершения в отношении индивидуального предпринимателя процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он в течение пяти лет не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, а также в течение десяти лет он не имеет право занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.

Анализ юридической литературы показал, что повышение размеров сумм требований кредиторов и сроков является вынужденной мерой. В качестве максимального срока неисполнения денежных обязательств, исследователи предлагают до 6 месяцев. Также, некоторые ученые предложили увеличить сумму для инициирования несостоятельности предпринимателя. В качестве примера, ученые приводят суммы до 2 миллионов рублей, что считается разумным. Возможно, введение данных изменений будет актуальным именно для индивидуальных предпринимателей.

После анализа Закона о банкротстве, считаем необходимым сделать вывод о преимуществах инициирования процедуры несостоятельности без статуса индивидуального предпринимателя, а также дополнительных ограничениях, накладываемых законом на индивидуальных предпринимателей. Отметим, что в этой связи, возможность обращения в суд с заявлением о банкротстве физического лица с сохранением статуса ИП не представляется целесообразным, поскольку продолжать осуществлять экономическую деятельность лицо не может.

Соответствующий запрет при признании физического лица (не обладающего статусом индивидуального предпринимателя) банкротом не установлен[3]. В период банкротства индивидуальных предпринимателей запрет на реализацию единственного жилья остается актуальным, за исключением того, что, если оно не является предметом ипотеки; земельного участка, на котором находится указанное выше жилое помещение. Личные вещи, но не драгоценности; деньги, но не выше прожиточного минимума. Статус индивидуального предпринимателя у гражданина прекращается с момента принятия арбитражным судом решения о признании его банкротом и о введении процедуры реализации имущества. Необходимо обратить внимание на то, что обязанность направления соответствующего решения в орган, который зарегистрировал гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, возлагается на арбитражный суд.

Таким образом, необходимо стремиться улучшать законодательство, путем внедрения новых, более выверенных решений в сфере разграничения несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей.

Предпринимательство требует обеспечения надлежащего уровня поддержки со стороны государства, поскольку решение об инициировании процедуры банкротства представляется вынужденной мерой, в следствие влияния неблагоприятных условий от осуществления предпринимательской деятельности. Есть и остaются большое количество проблем, которые приводят к недостаточной эффективности данной процедуры, восстановления платёжеспособности предпринимателей после введения восстановительных процедур остается крайне низким. В настоящее время, назрела необходимость детализации и проработки норм, регламентирующих процедуру несостоятельности индивидуальных предпринимателей, что в последствии позволит снизить процент несостоятельности предпринимателей. Интерес в науке и обществе к пониманию того, как индивидуальное предпринимательство может создавать экономические ценности в обществе, продолжает расти. Большая часть этого интереса сосредоточена на роли индивидуальных предпринимателей в создании экономической ценности.

______________

© Атаян Э.А. 2025

 

 

Список литературы

1.             Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, № 43, ст. 4190;

2.             Гуменюк, Е. В. Проблема разграничения института банкротства индивидуальных предпринимателей и института банкротства физических лиц / Е. В. Гуменюк, Э. Д. Салахова, Е. С. Хабуда // Вопросы российского и международного права. – 2023. – Т. 13, № 9-1. – С. 358-364;

3.             Косынкин Александр Александрович. К вопросу о банкротстве индивидуального предпринимателя / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. №. 1. – 2020. – С. 93-96;

4.             Сайфетдинова А.Ф., Нестерова Т.И. Особенности несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей / Бюллетень науки и практики. – Т. 7. № 5. – 2021. С. 407-412.

5.             Шувалов И. И. Институт банкротства и его роль в период социально-экономического кризиса // Журнал российского права. 2021. Т. 25, № 12. С. 100.

 

Информация об авторах

Атаян Эдуард Артурович – магистрант Юридического института Пензенского государственного университета.

eduard.atayan@bk.ru

 

Information about the authors

Atayan Eduard Arturovich is a student of the Penza State University Law Institute.

eduard.atayan@bk.ru


[1] Шувалов И. И. Институт банкротства и его роль в период социально-экономического кризиса // Журнал российского права. 2021. Т. 25, № 12. С. 100.

[2] Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, № 43, ст. 4190.

[3] Сайфетдинова А.Ф., Нестерова Т.И. Особенности несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей / Бюллетень науки и практики. – Т. 7. № 5. – 2021. – С. 407-412.

×
×