Никто не забыт, ничто не забыто.

Автор: Леньшина Татьяна Александровна

Никто не забыт, ничто не забыто.

Вероломное вторжение Германии и ее союзников, положившее начало Великой Отечественной войне, оказалось для нашей Родины тяжелейшем испытанием. Никто не ожидал, что враг, который обрушился на нашу страну так внезапно и с такой катастрофической силой, добьется ошеломительных успехов в такие короткие сроки. Разве кто-то предполагал в приграничных военных округах, что будет разгромлен и попадет в окружение. Нет! Все жили своей обычной мирной жизнью, ходили на работу, растили детей, у всех были свои житейские планы и мечты. Война разделила не только жизнь людей, на до и после, но и всей страны в целом. Враг день за днем занимал все больше территорий и уже 8 сентября 1941 года войска группы «Север» взяли под контроль исток Невы и блокировали город Ленинград с суши, взяв его в кольцо. С этого дня началась блокада города. Внутри кольца оказались практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта – всего более полумиллиона человек. Кроме войск в кольце блокады оказалось все гражданское население города – примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородах. Были разорваны все речные, железнодорожные и автомобильные сообщения. Связь с Ленинградом происходила только по воздуху и Ладонежскому озеру. Все жители от мала до велика находясь на грани между жизнью и смертью встали на защиту города. Многие рабочие ушли на фронт их место заняли старики, женщины и дети. В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть доносила информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Звук метронома, как стук сердца, вошедший в историю блокадного города, слышал каждый житель через эту сеть. (рис 1) Быстрый ритм 150 ударов в минуту означал воздушную тревогу, медленный ритм – отбой.  Звук метронома слушали с замиранием сердца, страхом и надеждой одновременно.

«В.К.Кетлинская, руководившая в 1941 Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, видом — еще очень юное, чистое, доверчивое существо, с сияющими глазами, «обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности», но теперь — взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна. Кетлинская направила Ольгу Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя месяц блокады в октябре 1941 года в эфире, когда метроном между тревогами медленно отстукивал ритм, жители неожиданно услышали чистый, мягкий, искренний голос: «…Я буду сегодня с тобой говорить, товарищ и друг ленинградец, о свете, который над нами горит, о нашей последней отраде. Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды, но мы не забыты с тобой, не одни, — и это уже победа.» Это был голос поэтессы Ольги Берггольц, которая все 872 дня тяжелейшей блокады Ленинграда будет рядом с измученными горожанами. Тысячи людей изо дня в день ждали этот голос, не отходя от репродукторов. Голос, который вселял веру и надежду жить дальше, придавал сил и укреплял боевой дух истерзанных голодом и ужасом людей. Через короткий промежуток времени тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в холодных, застывших от ужаса войны, блокадных ленинградских домах.

В прошлом автор добрых детских книжек Ольга Берггольц, мгновенно превратилась в символ мужества и борьбы за жизнь и свободу, одновременно став голосом осажденного города. (Рис.2) Три с половиной года ее голос, наполненный удивительной энергией, звучал ежедневно в эфире. Ее необыкновенные, ободряющие выступления имели такую силу, что враги приходили в ярость. Именно поэтому они внесли поэтессу в список советских людей, которые незамедлительно должны были быть расстреляны сразу после взятия Ленинграда. Откуда брала силы, эта удивительная женщина, неизвестно. Ольга Федоровна, как и абсолютно все ленинградцы, сидела на голодном пайке, и также как и все была на грани смерти. Очень часто от голода у нее не было сил идти домой, и она оставалась ночевать в радиорубке, чтобы на следующий день измождённые жители снова и снова слышали ее голос, верили и надеялись.

Ольга Федоровна Берггольц удивительной и одновременно трудной судьбы человек. Она родилась 16 мая 1910 года, уже с шести начала сочинять стихи. Первый ее сборник был посвящен матери, а первое стихотворение было напечатано в 1925 году в газете «Красный ткач». В юном возрасте она увлекалась драматургией первый ее рассказ «Заколдованная тропинка», был напечатан в журнале «Красный галстук». В этом же году она вступила в литературное объединение рабочей молодежи «Смена». Именно здесь Ольга встретила своего будущего мужа. В 1926 году на заседании союза поэтов, стихотворение Ольги Берггольц похвалил Корней Чуковский, сказав пророчески, что она в будущем станет настоящей поэтессой. (Рис 3). С 1930 года Ольга Федоровна издала свою первую книгу – «Зима-лето-попугай». Горе приходит внезапно. В возрасте 7 лет умерла после тяжелой болезни ее дочка Ирочка, рушится семья. Надежда на женское счастье появляется вновь в союзе с Николаем Молчановым, брак с которым продлится до его смерти в 1942году. 1937 год оставил тяжелый след в жизни Ольги Федоровны. Череда тяжелых душевных потрясений, предательств, арестов, доносов, вновь потери ребенка не в силах были сломить эту стойкую духом женщину. Только к середине 1938 года все обвинения в отношении нее были сняты. Казалось бы, испытаний для одного человека более-менее достаточно, но нет. Через полгода ее, будучи на большом сроке беременности, вновь арестовывают по обвинению «в связи с врагами народа», а также как участника в заговоре против Ворошилова и Жданова. После жестоких побоев и пыток у нее в тюрьме рождается мертвый ребенок. Материнского счастья ей так и не довелось испытать. 171 день в тюрьме окончательно подорвал ее здоровье, но несмотря на это она так и не признала себя виновной и 3 июля 1939 года освобождена и полностью реабилитирована.

Пережив эти испытания, уготованные судьбой, могла ли она предположить, что самое страшное в ее жизни еще впереди? Что 872 дня смерть будет дышать в затылок ей и непокоренным жителям блокадного города? Перенеся столько страданий, тягот, эта уникальная женщина не осталась равнодушной наоборот она стала непобедимой и стойкой. Именно этой энергией она заряжала окружающих людей вокруг.

Умерла Ольга Федоровна Берггольц 13 ноября 1975 в Ленинграде. Похоронена на Литераторских мостках. Несмотря на прижизненную просьбу писательницы похоронить ее на Пискаревском мемориальном кладбище, где высечены в камне ее слова «Никто не забыт и ничто не забыто», «глава» Ленинграда Романов отказал писательнице. После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Блокады и в боях при защите города, были высечены слова Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

×
×