Автор: Поликарпова Наталья
Министерство образования Самарской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СПО
Разработчик
Поликарпова Наталья Владиславовна – преподаватель специальных дисциплин
В современной педагогической науке особое место занимают вопросы повышения качества образовательного процесса в профессиональной школе и, как следствие, подготовка высококвалифицированного специалиста.
Проблема качества образования всегда находится в поле зрения, как педагогической теории, так и практики образования.
Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация учебного процесса, методическое обеспечение, разработка форм контроля качества знаний.
В Концепции модернизации российского образования акцентировано внимание на обеспечение приоритетного развития начального, среднего профессионального образования, в документе подчеркивается, что «надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, решительно повернуть учреждения начального и среднего образования к потребностям местного рынка труда».
Говоря о качественном образовании, можно выделить следующие его компоненты:
– студенты, которые участвуют в образовательном процессе, учится при поддержке семьи и общества;
– образовательная среда, обеспечивающая процесс обучения необходимыми ресурсами и благоприятными условиями;
– содержание, которое отражено в соответствующих образовательных стандартах и учебных программах;
– процесс, посредством которого подготовленные преподаватели реализуют такие подходы в обучении, где, с одной стороны, учитываются взгляды общества, государства на процесс подготовки специалистов, с другой – учитываются возможности, потребности, интересы каждого обучающегося;
– результаты, которые связаны с профессиональной компетенцией выпускников.
PAGE
\* MERGEFORMAT 1
Выделенные составляющие качества должны удовлетворять круг потребителей: обучающихся; работодателя (рынок труда); общество и систему профессионального образования.
Запросы у этих потребителей различные:
– студент качественным назовет только то образование, которое в наибольшей мере содействует развитию его личностных качеств и позволит сделать профессиональную карьеру;
– работодатель заинтересован в подготовке компетентного, мобильного специалиста;
– общество – в личности, способной к эффективному социальному жизнетворчеству.
Все это предъявляет особые требования к качеству деятельности преподавателя, мастера производственного обучения и воспитателя.
Учебный процесс должен обеспечить такое содержание обучения, которое соответствует индивидуальным способностям студентов с учетом приоритетности их интересов в самоопределении и саморазвитии. Акцент должен быть сделан на усиление развивающей функции содержания образования, на формирование профессионально важных качеств личности студентов, на мотивации к обучению в многоуровневой системе подготовки.
Такая переориентация образовательного процесса обучения требует обновления всего информационно-методического обеспечения. Преподаватели должны хорошо знать методические основы проектирования комплексов дидактических средств обучения, уметь разрабатывать комплексы и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса.
Одной из важнейших задач в процессе преподавания любой дисциплины является не только глубокое знание преподавателем дисциплины, но и грамотное методическое обеспечение занятий, что должно способствовать усвоению студентами учебного материала в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Создание и непрерывное совершенствование комплексного учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса – главное условие подготовки специалиста-профессионала, основное направление деятельности предметно-цикловых комиссий и каждого преподавателя в отдельности.
В последнее время в педагогической теории уделяется значительное внимание проблеме готовности к разнообразным видам деятельности. Сегодня целесообразно было бы определить методическую готовность педагогического коллектива к созданию и совершенствованию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Под методической готовностью следует понимать наличие определенного объема специальных знаний, необходимых для выполнения работы, а именно: теоретических знаний о компонентном составе, структуре и содержании учебно-методического комплекса, умение сформулировать у студентов навык работы с применением компонентов УМК, умение самостоятельно создавать их (средства обучения, средства контроля и т.д.). Для определения уровня методической готовности педагогического коллектива к созданию УМК можно протестировать преподавателей (или провести самотестирование).
Основным критерием качества деятельности преподавателя, мастера производственного обучения должна быть профессиональная компетентность.
Компетентный преподаватель – это педагог, способный решать различные группы задач, возникающие в условиях его реальной профессиональной деятельности.
Поэтому в реальных ситуациях педагогической деятельности возникает необходимость методической помощи и поддержки со стороны более компетентных специалистов, в первую очередь специалистов методических служб.
Использование термина «сопровождение» в современной педагогической ситуации продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть ценность индивидуального стиля деятельности и личностного опыта преподавателя и его самостоятельность в принятии решения.
Обеспечению качества образовательного процесса способствует профессиональная компетентность преподавателя, наличие нормативных, методических составляющих организации и проведения учебных занятий – это формирование и постоянное совершенствование учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины, междисциплинарных курсов (МДК) профессионального модуля.
Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин, МДК, ПМ плана подготовки студентов по одной из основных профессиональных образовательных программ, реализуемых специальностей.
УМК должен объединять учебные и методические документы, а также иные документы, необходимые для изучения дисциплин, МДК, ПМ и решить следующие задачи:
— систематизация содержания дисциплин, МДК, ПМ с учетом достижений науки, техники, производства;
— улучшение методического обеспечения;
— повышение эффективности и качества занятий;
— внедрение активных методов обучения;
— оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала;
— правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов;
— оказание помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства.
— активизация работы студентов на теоретических, лабораторно-практических занятиях;
— активизация внеурочной работы студентов;
— совершенствование организации и проведения учебной и производственной практик;
— улучшение качества выполнения курсовых и дипломных проектов;
— внедрение нетрадиционных форм обучения;
— использование видеофильмов и компьютера в учебном процессе;
— дальнейшее развитие межпредметных связей;
— повышение воспитательной роли дисциплины;
— постоянное совершенствование профессионального мастерства преподавателя.
В последнее время в образовательный процесс активно внедряются компьютерные средства обучения. Особенно следует отметить мультимедиа-систему и Интернет. Они умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание, создают условия для его интенсификации, кардинально меняют технологии информационного методического обеспечения. Возникает необходимость создания автоматизированных банков данных научно-методической информации, информационно-методического обеспечения учебного процесса и создания базы для внедрения элементов дистанционного обеспечения.
Наличие УМК способствует усилению развивающей функции содержания образования, формированию важных качеств личности студента, решению проблемы мотивации к обучению в многоуровневой системе подготовки.
Обеспечение студентов учебно-методическим комплексом поможет усвоить новый материал; дифференцировать, индивидуализировать обучение; совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы, а значит, повысить эффективность учебного процесса.
Составляющие УМК:
1 Для преподавателя дисциплин, МДК, ПМ
1.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности.
1.2 Примерная программа учебной дисциплины, МДК, ПМ (если таковая имеется).
1.3 Рабочая программа учебной дисциплины, МДК, ПМ.
1.4 Календарно-тематический план дисциплины, МДК.
1.5 Методические разработки уроков.
1.6 Комплект планов учебных занятий (технологических карт преподавателя), кроме преподавателей высшей категории.
2 Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплин, МДК, ПМ:
2.1 Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе при изучении дисциплин, МДК. ПМ.
2.2 Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, практических занятий.
2.3 Для студентов при подготовки к курсовому проектированию:
2.3.1 Методические пособия и методические разработки по выполнению курсового проекта/работы.
2.3.2 Раздаточные материалы: — рабочие чертежи отдельных деталей, схемы — комплект бланков технологических документов.
2.3.3 Методические указания по оформлению технологических документов; по оформлению текстовых документов; по оформлению графической части курсовых проектов/работ.
2.3.4 Вопросы для составления доклада и подготовки к защите курсового проекта/работы.
2.4 Методические материалы для систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплин, МДК, ПМ, промежуточного контроля и экзаменов.
2.5 Для студентов при подготовке к выпускной квалификационной работе.
2.5.1 Методическое пособие по выполнению дипломного проекта: алгоритмы расчета технологического раздела дипломного проекта, оформление графической части дипломных проектов, оформление текстовых документов (методическая разработка).
2.6 Методическое сопровождение по организации и проведению практик (учебной, производственной, преддипломной).
2.6.1 Программа практики (по видам):
2.6.2 Структура отчета, примерное содержание, порядок выполнения.
2.6.3 Основные рекомендации по выполнению со ссылками на учебную, научную, справочную литературу по разделам отчета (если необходимо по виду практики).
2.6.4 Требования к структурным элементам текстовой, графической и других частей работы (если необходимо по виду практики).
2.7 Карта УМК дисциплин, МДК, ПМ.
Карта составляется для полной характеристики учебно-методического обеспечения дисциплин, МДК, ПМ и включает в себя перечень всех элементов УМК, их наличие, форму и сроки представления в случае их отсутствия.
Образец карты (пример заполнения)
№ |
Документы, составляющие УМК |
Информация |
Примечание |
|
Электронный вариант |
Печатный вариант |
|||
1 |
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования |
Есть |
Есть |
|
2 |
Примерная программа |
Есть |
Нет |
|
3 |
Рабочая программа |
Есть |
Есть |
В метод. кабинете |
4 |
КТП |
|
|
|
5 |
Методические разработки уроков* |
|
|
|
6 |
Комплект планов учебных занятий |
|
|
|
Фонд оценочных средств |
||||
7 |
Методические указания к практическим занятиям (ПЗ) |
Учебным планом не предусмотрены |
|
|
8 |
Методические указания к лабораторным работам (ЛР) |
|
|
|
9 |
Методические указания к курсовому проектированию (КП) |
Нет. Планируется в октябре 2024 г |
|
Разработка в плане ЦК и индивидуальном плане |
10 |
Методические указания к самостоятельным работам студентов |
|
|
|
11 |
Перечень вопросов по подготовке к экзаменам |
|
|
|
12 |
Тесты |
|
|
|
13 |
Контрольные работы |
|
|
|
14 |
Экзаменационные билеты |
|
|
|
15 |
Использование информационных технологий (Презентации, видеофильмы, электронные учебники) |
http//www.lib.ru |
|
Учебный фонд в библиотеке Метод кабинет
|
16 |
Методические пособия (Материал по методике преподавания, модули, проектный метод обучения и т.д. ) |
|
|
|
В состав УМК могут быть включены любые дополнительные материалы, разработанные преподавательским составом с целью улучшения освоения дисциплин, МДК, ПМ, расширения знаний, умений и навыков студентов по изучаемой дисциплин, МДК, ПМ.
Надежной гарантией успеха обучения является регулярный контроль знаний в обучении каждого студента. Правильно поставленный контроль помогает студентам организовать систематические занятия, выявить в дисциплине главное и основное, распределить нужным образом время занятий, а преподавателю оказать обучаемому в нужный момент необходимую помощь.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО формирования общих и профессиональных компетенций, примерных программ и рабочего учебного плана разрабатывается рабочая программа по каждой учебной дисциплине и междисциплинарному курсу профессионального модуля, где наряду с содержанием обучения определены требования к уровню знаний и умений студентов в обобщенном виде.
Качественная реализация требований ФГОС СПО напрямую связана с созданием современных средств контроля качества подготовки студентов. При этом по каждой дисциплине целесообразно иметь программу контроля знаний, умений, навыков студентов, ориентированную на проверку степени достижения требований стандарта в реальном учебном процессе. Такая программа будет способствовать обеспечению контроля реализации требований ФГОС СПО и выполнения требований обязательного содержания и уровня подготовки студентов по каждой дисциплине ОПОП.
В нее должны быть включены не только аттестационные материалы для проведения планируемых форм промежуточной аттестации студентов – экзамена по отдельной дисциплине, комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам, зачета, контрольной работы, но и материалы для проведения тематического и рубежного контроля в процессе прохождения учебной дисциплины – все это образует фонды оценочных средств (ФОС).
Эти формы контроля обеспечиваются составлением перечней контрольных вопросов, формированием эталонов ответов, разработкой процедуры контроля, средств его проведения.
Предпочтение должно отдаваться вопросам тестового характера, позволяющим наиболее объективно оценить достижения студента.
Разработка контрольно-оценочных средств (КОС) возлагается на преподавателя дисциплины. При этом должна быть предусмотрена экспертиза (на основе междисциплинарности обучения) контрольных заданий, вопросов другими преподавателями, работающими по данной специальности.
Во всех случаях критерием качества разработки программы контроля является ее соответствие требованиям ФГОС СПО, рабочей программе. Программа контроля должна являться основополагающим документом для организации контроля знаний, умений, навыков студентов. Она должна быть основным документом по организации внутреннего контроля качества знаний.
Контроль должен решить триединую задачу:
— определить глубину освоения учебного материала;
— определить переход на следующую ступень освоения материала;
— подобрать индивидуальные задания для практической и самостоятельной работы.
В зависимости от дидактических целей и времени проведения можно использовать многообразие видов контроля знаний и умений:
— входной (или предварительный), который позволяет определить исходный уровень знаний и умений студентов. Проводится один раз в начале изучения дисциплины. В зависимости от его результатов преподаватель планирует свою деятельность на последующих занятиях;
— тематический контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений, навыков. Он позволяет получить информацию об уровне усвоения материала по данной теме, используется для подтверждения текущих оценок;
— периодический (рубежный) контроль охватывает несколько тем или разделов курса. Он позволяет проверить прочность усвоения знаний и приобретения умений;
— итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени усвоения студентами системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения дисциплины.
В практике СПО известны различные методы контроля качества знаний. Наиболее распространены методики устного опроса (вопросники, билеты, задачи…) и письменные контрольные работы. Как правило, эти виды контроля и материалы для их осуществления не соотнесены с диагностическими целями обучения. Существует субъективность оценок и невоспроизводимость результатов – отсюда невозможность принять реалистичные и действенные решения о дидактических процессах и путях их совершенствования. Это определяет несовершенство контроля знаний традиционными методами. Но это не означает, что субъективные методы контроля не следует применять. Устные опросы пригодны при проведении фронтального опроса при актуализации опорных знаний – как этапа урока перед получением новых знаний.
Обычные письменные контрольные работы также можно использовать для активизации самого процесса обучения, для определения слабых мест в усвоении материала учебной дисциплины. Оценивание по письменным работам является неточным и нестрогим, так как исходит из разных критериев оценки.
На современном этапе развития образовательных технологий на смену традиционным формам контроля знаний приходят новые, выстроенные на применении компьютерных технологий (тесты в виде автоматизированных систем тестирования, доклады, рефераты, интерактивные лабораторные работы, создание законченного программного продукта).
Для всех видов контроля широко применяется тестирование, позволяющее оперативно и достаточно точно определить уровень знаний студента.
Именно тест, проводимый регулярно в течение всего учебного года, показывает степень усвоения студентом материала по конкретным темам изучаемой дисциплины.
Тест – это инструмент, который выявляет факт усвоения. Тест состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона, т.е. образца полного и правильного выполнения действий. По эталону легко определить число существенных операций (р), ведущих к решению теста. Сравнение ответа студента с эталоном по числу правильно выполненных операций (а) теста дает возможность определить коэффициент усвоения (Ка = а/р).
Самостоятельный труд во время тестирования развивает у студентов такие качества, как: организованность, дисциплинированность, умение анализировать факты и явления, самостоятельность мышления, что способствует творческому развитию каждого и формированию собственного мнения и убеждения.
Студенты, подвергающиеся регулярному тестированию, показывают более высокие результаты в сессию, чем студенты, обучающиеся по традиционной методике.
Коэффициент усвоения поддается нормировке (0≤Ка≤1), и по нему судят о завершенности процесса обучения. Переход на новый уровень обучения возможен при Ка≥ 0,7. Коэффициент усвоения легко сопоставляется с любой шкалой оценки. Если ориентироваться на пятибалльную шкалу, принятую в российском образовании, то оценка знаний студентов соотносится с их успехами в выполнении тестов следующим образом: до 0,7 – ,,2”; от 0,7 до 0,8 – ,,3”; от 0,8 до 0,9 – ,,4”; от 0,9 до 1,0 – ,,5”.
При конструировании тестов необходимо учесть уровень усвоения, для которого предназначены тесты.
Так, для первого уровня – тесты на опознание, различие или классификацию; для второго уровня – тесты подстановки, конструктивные, типовые задачи;
для третьего уровня – тесты с нетиповыми задачами; для четвертого уровня – тесты, содержащие задачи-проблемы.
Тестирование – как процедура контроля усвоения автоматизируется с применением компьютерных технологий в виде автоматизированных систем тестирования.
Автоматизированные системы позволяют:
— наглядно представить процесс тестирования;
— получить результаты тестирования в текстовом виде, в виде графиков, диаграмм, как по всей группе, так и по отдельному студенту.
Преимущества использования автоматизированных систем тестирования в:
— оперативности получения сведения о знаниях студентов;
— объективности полученных результатов;
— возможности определения тем и вопросов, слабо усвоенных обучаемыми.
К недостаткам тестирования следует отнести:
— трудность формулировки вопросов, определения качественного и количественного состава;
— сложность оценки результатов тестирования в силу неодинаковости вопросов, вошедших в один тест.
Поэтому для эффективного использования системы тестирования, должны соблюдаться определенные требования:
· соответствие теста содержанию и объему полученной студентом информации;
· соответствие теста контролируемому уровню усвоения;
· определенность, простота, однозначность, надежность теста.
Не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать, умение связно, логически и доказательно выражать мысль невозможно диагностировать тестированием. Это значит, что тестирование должно сочетаться с другими видами проверки усвоения знаний.
К популярным видам текущего контроля можно отнести:
— доклады и рефераты, выполненные с использованием технологии презентаций;
— программные комплексы для проведения лабораторных и практических работ;
— наиболее эффективный вид итогового контроля – это создание законченного продукта и его публичная защита, например, проектная деятельность (курсовые, дипломные работы или проекты). Этот вид контроля используется в качестве итогового и применяется на профилирующем уровне.
Защита программного продукта позволяет оценить работу студента со всех сторон: комплексность решения задачи, глубину проработки, умение работать с периодической печатью, справочной и нормативной литературой… Такой вид контроля преследует две цели: образовательную – повышение мотивации к овладению выбранной специальностью, и воспитательную – приучение к использованию технических терминов, к правилам представления продукта образовательной деятельности.
Сочетание традиционных видов контроля знаний с новыми видами контроля, основанными на применении компьютерных технологий, способствует управлению процессами обучения.
Максимально объективная процедура тестирования позволяет сравнивать результаты обучаемых как по отдельным темам, так и по предметам для студентов различных групп на протяжении ряда лет.
Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг.
По результатам тестирования автоматически формируется база данных, содержащая информацию за весь период обучения с момента начала мониторинга.
Под мониторингом понимают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.
Мониторинг позволяет системно оценивать качество обучения не только как результата, но и как процесса.
Мониторинг качества обучения позволяет:
· сравнивать объективные оценки уровня усвоения учебного материала и субъективные оценки преподавателя на экзамене;
· вносить изменения в организацию и содержание контроля знаний и в сам учебный процесс;
· выявлять студентов с низким уровнем подготовки и разрабатывать систему мер для поддержки их обучения с целью сохранения контингента.
Система контроля знаний в форме мониторинга имеет ряд преимуществ перед другими, так как:
· учитывает все виды работ студента в течение;
· обеспечивает единство требований по отношению к каждому студенту;
· обеспечивает гласность и наглядность результатов;
· обеспечивает развитие самостоятельных навыков при выполнении ТР и качественного изучения теоретического материала не в сессию, а в течение семестра на всех видах занятий;
· является мощным стимулом к получению досрочной оценки по предмету.
Проведение мониторинга с использованием компьютерных технологий позволяет значительно сократить время анализа результатов и при этом повышает их информативность.
Для оценки качества образования необходим мониторинг в двух направлениях, во-первых, по уровню успеваемости (посещаемости); во-вторых, по уровню соответствия содержания учебных элементов требованиям ФГОС СПО.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ |
|
МОНИТОРИНГ УСПЕВАЕМОСТИ (ПОСЕЩАЕМОСТИ) |
МОНИТОРИНГ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА |
Целью проведения мониторинга любого вида является определение направления и содержания корректирующих воздействий для повышения качества образования.
Для проведения мониторинга успеваемости (посещаемости) можно использовать автоматизированные компьютерные технологии, например, таблицы процессора Excel или гистограммы – столбиковые диаграммы, которые позволяют наглядно видеть конкретные числовые показатели успеваемости, качества знаний, посещаемости, а также проводить сравнительный анализ и выявлять пробелы в знаниях студентов и проблемы в преподавании тех или иных дисциплин, данный вид представления результатов учебной деятельности группы можно использовать для изучения процесса адаптации студентов к новым условиям обучения.
Следующим направлением мониторинга качества образования является мониторинг содержания элементов учебного процесса.
Данный вид мониторинга проводится для определения уровня соответствия элементов учебного процесса требованиям ФГОС СПО.
Такую оценку можно проводить на основе следующих мероприятий: внешнего рецензирования рабочих программ; определения соответствия КТП рабочим программам; внешнего рецензирования методических материалов, предназначенных для использования в учебном процессе; внешнего рецензирования курсовых и дипломных проектов.
На основе анализа результатов проводимого в двух направлениях мониторинга могут быть выявлены определенные недостатки в организации учебного процесса и намечены мероприятия по повышению качества образования
Можно выделить несколько основных факторов, влияющих на повышение качества образования:
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ |
|||
Совершенствование методического обеспечения учебного процесса |
Повышение мотивации студентов к учебе |
Повышение профессионального мастерства преподавателей |
Повышение ответственности преподавателей за качество обучения |
Правильная организация системы контроля на каждом уровне приводит к повышению качества подготовки современных специалистов.
Правильно организованный системный мониторинг позволяет судить о готовности обучаемого к осуществлению того или иного вида профессиональной деятельности.