Автор: Кудояр Людмила Анатольевна
Использование игровых технологий во внеурочной деятельности как средство социализации младших школьников (на примере кружка «Эрудит»)
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер.
Задачи игры для детей младшего школьного возраста:
1.Подготовка детей к жизни.
2.Способствование адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.
3.Организация учебно-познавательной деятельности.
4.Создание и укрепление детского коллектива.
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Практика показывает, что роль игры в воспитании немаловажна. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое.
Сущность игрового метода заключается не в противопоставлении игры труду, а в их синтезе. Поэтому игра может быть включена в любой вид деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.
Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Реализация требований ФГОС по воспитанию любознательного, активно познающего мир младшего школьника будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь детское объединение «Эрудит», расширяющее математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующее формированию познавательных универсальных учебных действий. Данный курс внеурочной деятельности предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Содержание курса «Эрудит» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для демонстрации обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Одно из занятий представлено ниже. Оно рассчитано на 35 минут.
Форма проведения занятия: игра «Передвижная станция находок»: обучающиеся будут передвигаться по станциям и работать в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи», «Проекты».
Тема: «Математическая карусель»
Цель: создание условий для формирования любознательности, математической смекалки, логического мышления.
Задачи:
– обобщить материал о свойствах предметов и сравнения совокупности предметов;
– формировать любознательность, математическую смекалку, логическое мышление.
Формирование метапредметных УУД:
Познавательные УУД:
1. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
2. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения логической задачи.
3. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Коммуникативные УУД:
1. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
2. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Регулятивные УУД:
1. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
2. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
3. Анализировать правила игры.
4. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Личностные УУД: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, конверты с заданиями, листы, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организация класса.
Учитель объясняет форму работы на занятии (групповая).
Выбор капитанов.
Объяснение правил работы в группе.
1. Говори спокойно и ясно.
2. Убедитесь, что в разговоре участвует каждый.
3. Говори только по делу.
1) психологический настрой (мотивация).
Команды берутся за руки и говорят девиз: «Один за всех и все за одного».
2) разминка.
Математика – наука сложная, точная. Поэтому проведём сначала разминку и потренируем память, внимание, смекалку.
1. Тренируем зрительную память: работа с числовыми таблицами.
2. Тренировка внимания.
1. На берёзе росло 10 яблок. Пришёл Петя и сорвал 4 яблока. Сколько яблок осталось висеть на берёзе?
2. Что тяжелее 1кг пуха или 1 кг гвоздей?
Задание на смекалку.
В коробке 5 конфет. Как дать пятерым девочкам по конфете, чтобы одна осталась в коробке?
Задание на логику.
Вова выше Наташи, а Оля выше Вовы. Кто самый высокий?
2. Актуализация изученного и определение темы и цели занятия.
Заканчивается четверть, и мы подводим итоги о проделанной работе на занятиях внеурочной деятельности. Вспомним, чем мы занимались.
(Дети рассказывают).
Сегодня мы проведем занятие в необычной форме. Каким образом стоят столы, на что это похоже? (Круг).
Идёт беседа о детских развлечениях в парке. Что такое карусель? (Дети объясняют).
Где ещё мы можем узнать информацию об этом слове? (В словаре, учащиеся находят и читают значение слова «карусель»).
Но сегодня у нас будет «… карусель». Дети отгадывают тему занятия «Математическая карусель».
Дети определяют задачи занятия
Задачи:
вспомним виды…
будем учиться…
будем развивать…
3. Работа в «центрах» деятельности или «Передвижная станция находок». (Учащиеся сидят за столами по группам). Всего 4 группы, на столах лежат 4 конверта: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи», «Проектная».
Учитель сообщает станцию, например, «Конструкторы». Учащиеся вынимают из конверта задание и выполняют его. После выполнения задания дети по команде все встают и, передвигаясь по кругу, переходят на соседнюю станцию. Работа продолжается. По команде обучающиеся берут другой конверт и выполняют задание.
Та команда, которая выполняет задание первой, прикрепляет для себя на доске красный магнит, 2-я – жёлтый, 3 – зелёный, 4-я – синий.
В конце занятия дети по магнитам делают самооценку своей деятельности.
1 станция «Конструкторы» «Танграм».
Сложи из геометрических фигур домик.
2 станция «Математические головоломки»
Напишите букву Т правее С. Букву О левее Л, но правее Т. Какое слово получилось?
3 станция «Занимательные задачи»
Во дворе гуляли гуси и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Всего 8 лап. Сколько было гусей и сколько собак?
2 автобуса ехало в город. По дороге они встретили 3 грузовика. Сколько машин ехало в город?
4 станция «Проектная».
Получи проект «успеха»: Возьми кружок, обозначающий солнышко внутри напиши слово «Успех». Выбери лучи с нужными словами и выложи их вокруг круга.
Что помогало вашей группе во время работы?
Даны слова на лучиках: смекалка, грубость, внимание, трудолюбие, ум, дисциплина, уважение, активность, равнодушие, память, страх.
Какие слова у вас остались не использованными? (Равнодушие, страх, грубость. Дети объясняют значение слова «равнодушие»).
4. Итог занятия.
Рефлексия.
Сегодня были у нас равнодушные? Кто сегодня был трудолюбивым? Сообразительным? Что сегодня развивали? Какое из заданий больше всего запомнилось и понравилось? Что было трудно? (Отвечают) Подводится итог занятия и самооценка с помощью заполнения карты успехов. Каждый член группы оценивает свою работу, рисуя красный или зелёный кружок. Всё отлично – красный, что-то не получилось – зелёный.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. А игровая технология способствует социализации ребенка в классном коллективе, развитию коммуникативных навыков. Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку.
Список литературы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение
2. Математика. 2–4 классы: олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьяченкова. – Волгоград: Учитель
3. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Первое сентября