Развите математической грамотности у младших школьников

Автор: Таскина Марина Валерьевна

«Развитие математической грамотности у младших школьников»

Математическая грамотность — это способность человека использовать математические знания, навыки и умения в повседневной жизни.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формировать эти проблемы на языке математики; анализировать и использовать математические методы решения; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

В современном мире данные становятся все более важными в области бизнеса, науки, технологий и повседневной жизни. Математическая грамотность позволяет анализировать данные, видеть тенденции, делать выводы и принимать обоснованные решения и помогает людям решать разнообразные повседневные задачи, такие как планирование бюджета, покупки, ремонт, измерения, и многое другое.

Проблемы в развитии математической грамотности

Основные проблемы, с которыми младшие школьники сталкиваются в изучении математики – многие математические концепции, такие как умножение, деление, дроби и др., могут быть для детей абстрактными и труднопонимаемыми. Это затрудняет их способность к освоению материала.

Для успешного изучения математики необходимо уверенное владение базовыми навыками, такими как сложение, вычитание, умножение и деление. У некоторых детей могут возникать трудности с этим, что затрудняет их продвижение вперед и понимание нового материала.

Некоторые дети могут испытывать низкую мотивацию и уверенность в своих способностях в области математики из-за преждевременных неудач или отсутствия понимания.

Многие дети боятся совершать ошибки при решении задач, что может затруднять процесс обучения.

Учитывая эти проблемы, важно обеспечить детей подходящими методами обучения и поддержку для развития их математической грамотности.

Отрицательный опыт в изучении математики может иметь серьезное влияние на формирование математической грамотности у детей и подростков:

Провалы в изучении предмета могут снизить уверенность ребенка в своих способностях, что может привести к отталкиванию от предмета и ухудшению результатов в будущем.

Неверный ответ может вызвать у учеников страх перед математикой, что затормозит их желание изучать этот предмет и будет мешать работать над улучшением своих навыков.

Постоянное чувство неудачи может распространиться на отношение ребенка к учебе в целом и, таким образом, отрицательно сказаться на его успехах в других областях.

Негативный опыт в изучении математики может вызвать у детей стресс, тревожность и чувство беспомощности, что, в свою очередь, отрицательно влияет на их обучение, эмоциональные и психологические состояния.

Поэтому важно предоставлять детям поддержку, позитивный опыт и помощь в преодолении трудностей в изучении математики. Поощрение и создание позитивной атмосферы в учебной среде может помочь изменить отношение детей к предмету и способствовать формированию их математической грамотности.

Инструменты формирования математической грамотности:

                       технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные решения;

                       технология проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в разнообразных ситуациях;

                       игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших школьников к урокам математики.

Игровые методы обучения имеют важную роль и значимость в развитии математической грамотности у младших школьников:

игры делают изучение математики более увлекательным и интересным для детей. Они помогают привлечь внимание учеников, усиливают их мотивацию к изучению математики и позволяют усваивать материал более эффективно, а так же позволяют детям применять эти знания на практике. Это демонстрирует ученикам, как математика связана с их повседневной жизнью, что помогает укрепить их понимание и запоминание математических принципов.

Многие игры требуют сотрудничества и общения между детьми. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в группе, что важно для успешного усвоения материала и развития социальных навыков, могут способствовать развитию логического мышления, аналитических способностей, умения решать проблемы и принимать решения, что важно для формирования математической грамотности.

Игры создают приятную, менее стрессовую обстановку, что помогает детям расслабиться и лучше усваивать материал, снижая различные факторы тревожности, которые могут возникать при изучении математики.

— Особенно нравятся детям соревновательные игры, такие как «Кто быстрее?». На доске написаны примеры на сравнение или вычисление. Класс делится на две группы. Из каждой группы по очереди выходят к доске учащиеся и решают примеры или ставят знаки (>, < =). Побеждает та группа, которая быстрее и правильно справится с заданием.

— При изучении темы «Рубль, копейка» во 2 классе проводится игра «В магазине». Ребята выступают в качестве продавца и покупателей. Они составляют набор монет на различные суммы.

Эту же игру можно применить и в 3 классе при изучении темы «Цена, количество, стоимость».

— «Кто быстрее поднимется по лестнице» На доске или на отдельных карточках написаны примеры в виде лестницы, решая эти примеры, ученики, поднимаются все выше и выше.

 «По грибы – по ягоды»

Таким образом, игровые методы обучения в математике являются эффективным инструментом для развития математической грамотности у младших школьников, поскольку они способствуют мотивации и практическому применению знаний.

Развитие математической грамотности для младших школьников играет важную роль в их образовании и будущем успехе. Понимание основ математики в раннем возрасте является фундаментом для более сложных математических концепций, которые станут необходимы в дальнейшем обучении и повседневной жизни. Кроме того, развитие математической грамотности способствует формированию критического мышления, умению решать проблемы и развивает важные навыки, которые понадобятся детям в будущем.

Исследования в области развития математической грамотности и применения методов обучения играют важную роль в повышении эффективности образования. Они позволяют учителям лучше понять потребности учащихся в процессе обучения математике, и предоставляют основу для создания инновационных методов обучения и изучения, которые способствуют успешному формированию математической грамотности у младших школьников.

Таким образом, внимание к развитию математической грамотности в начальной школе и понимание эффективных методов обучения являются важными аспектами для обеспечения успешного образования младших школьников и их будущего успеха.

 

×
×