Автор: квинт светлана петровна
методическая разработка : практическое занятие по квантовой механике:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедры
Председатель ПМК №2
«____» ___________ 2025 года
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Вид занятия: практическое занятие
Тема занятия 84. Волновая функция и ее статистический смысл (квантовая механика).
Учебные вопросы:
1. Волна де Бройля.
2. Волновая функция. Статистический смысл волновой функции
3. Уравнение. Шредингера. Частица в потенциальном ящике.
4. Решение задач.
Учебные цели: Научить курсантов решать задачи на уравнение Шредингера и частица в потенциальном ящике. Закрепление теоретического материала.
Воспитательные цели: Формирование профессионально значимых качеств военного специалиста, умений принимать организационно-управленческие решения и нести за них ответственность. Воспитывать диалектико-материалистическое мировоззрение; привычку к строгому логическому мышлению.
Учебная группа (группы, курс) 5411.21-4.13.20.30, 5421-СНГ
Время, место проведения занятия: 16.06.2025 ауд. 203
Литература:
1.Савельев И.В. Курс общей физики: Учебник. В 3-х томах / И.В. Савельев, Том 2: Электричество и магнетизм. Волны. Оптика. — 13-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2017. — 500 с.: ил., с. 98-113.
2.Трофимова Т.И. Курс физики, Москва, Издательский дом «Академия», 2016, 560 с, с. 177-184.
3.Трофимова Т.И. Сборник задач по курсу физики для втузов – Москва, 2003 – 384 с., с. 136-143.
Электронные пособия:
4.Физика: электронный учебник / В.Н. Калинин, А.И. Алтухов, В.Г. Басенко и др.: под общ. ред. В.Н. Калинина, А.И. Алтухова. – Элетрон. дан. – СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2017 (17.1-17.6).
Учебно-материальное обеспечение:
Наглядные пособия:
1. Презентация по теме занятия № 84
Технические средства обучения:
1. Интерактивная доска, проектор, ЖК панель, интерактивный планшет, система видеоконференцсвязи, презентационный ПК, радиосистема, ноутбук.
п/п |
Порядок проведения занятия |
Время (мин.) |
Приёмы, формы, методы активизации обучаемых |
|
Вступительная часть Принять доклад дежурного по группе о готовности к занятию; проверить наличие личного состава и его готовность к занятию. Объявить тему, цели и порядок проведения занятия; дать краткую справку о взаимосвязи изучаемого материала с изученным ранее в курсе физики, а также с учебным материалом других дисциплин, преподаваемых в академии. |
5 |
|
1. |
Волна де Бройля Следует повторить с курсантами основные понятия по учебному вопросу. Для этого необходимо предложить ответить на следующие вопросы: 1. Гипотеза де Бройля: с каждой частицей связана волна, длина которой обратно пропорциональна импульсу частицы 2. Корпускулярно-волновой дуализм: 3. Длина волны де Бройля: λ = h / p, где h — постоянная Планка, а p — импульс частицы. 4. Вероятностная интерпретация: Волна де Бройля не описывает реальное положение частицы, а определяет вероятность ее обнаружения в определенной точке пространства. 5. Постоянная Планка: h ≈ 6,626 × 10^-34 Дж·с. 6. Физический смысл волны де Бройля: Квадрат амплитуды волны де Бройля в определенной точке пространства равен плотности вероятности обнаружения частицы в этой точке при измерении 7. Практическое применение: дифракция частиц- гипотеза де Бройля подтверждена экспериментами, в которых наблюдалась дифракция электронов и других частиц. микроскопия- в электронных микроскопах используются электроны с короткой длиной волны де Бройля для получения высокого разрешения изображения 8. Резюме: волна вероятности (или волна амплитуды вероятности), определяющая плотность вероятности обнаружения объекта в заданном интервале конфигурационного пространства.
|
15 |
Устный фронтальный опрос
|
2. |
Волновая функция. Волновая функция является фундаментальной концепцией в квантовой механике, которая позволяет описывать поведение микрочастиц и квантовых систем. Она предоставляет информацию о состоянии системы и вероятности обнаружить частицу в определенной точке пространства. Следует повторить с курсантами основные понятия по учебному вопросу. Для этого необходимо предложить вспомнить и разобрать следующие вопросы: 1 Комплексная функция: волновая функция представляет собой комплексную функцию, то есть имеет действительную и мнимую части. 2. Функция состояния: Волновая функция описывает состояние квантовой системы, например, электрона в атоме, частицы в потенциальной яме и т.д. 3. Плотность вероятности: Квадрат модуля волновой функции дает плотность вероятности обнаружить частицу в определенной точке пространства. Это означает, что чем больше модуль волновой функции в точке, тем больше вероятность того, что частица будет там найдена. 4. Квантовые состояния: Волновая функция используется для определения квантовых состояний системы, которые соответствуют определенным значениям энергии и других квантовых чисел. 5. Примеры: в атоме водорода волновая функция описывает распределение электрона вокруг ядра; в квантовой механике твердых тел волновая функция описывает распределение электронов в кристалле; в квантовой химии волновая функция используется для моделирования молекулярных состояний. 6.Волновая функция удовлетворяет уравнению Шрёдингера, которое описывает эволюцию квантовой системы во времени
|
10 |
Устный фронтальный опрос |
3. |
Уравнение Шредингера. 1. Общее уравнение Шрёдингера Временное уравнение Шрёдингера для одной частицы в трехмерном пространстве выглядит следующим образом: Код iħ ∂Ψ/∂t = (-ħ²/2m)∇²Ψ + UΨ где: i — мнимая единица. ħ — приведенная постоянная Планка (h/2π). Ψ (r, t) — волновая функция, описывающая состояние системы. t — время. m — масса частицы. ∇² — оператор Лапласа (оператор, описывающий вторую производную по пространственным координатам). U(r, t) — потенциальная энергия частицы. 2. Стационарное уравнение Шрёдингера Для стационарных состояний, где волновая функция не зависит от времени, уравнение принимает вид: Код EΨ = (-ħ²/2m)∇²Ψ + UΨ Где: E — полная энергия системы. Частица в потенциальном ящике. Временное уравнение Шредингера Стационарное уравнение Шредингера, главное квантовое число 3. Применение: Уравнение Шрёдингера используется для описания атомов, молекул, твердых тел и других квантовых систем, а также находит применение в различных областях, таких как оптика, химия и физика твердого тела. 4.Важность уравнения Шрёдингера: является краеугольным камнем квантовой механики. Оно позволяет не только предсказывать поведение квантовых систем, но и объяснять многие явления, которые не могут быть объяснены в рамках классической физики. Формула H Ψ=E Ψ гамильтониан H, волновая функция Ψ, энергия E
|
10 |
Устный фронтальный опрос |
4. |
Решение задач. Решить и обсудить задачи по теме занятия. |
45 |
Самостоятельное решение задач |
|
Заключительная часть Подвести итоги занятия. По результатам работы и проведенного опроса определить степень усвоения материала и оценить работу опрошенных курсантов. Выдать задание на следующее практическое занятие. |
5 |
|
Составила преподаватель Квинт С.П.
Руководитель занятия Квинт С.П. _______________________________
(воинское звание, подпись, инициал, фамилия)
«____» ____________ 2025 года